Ольга Всеволодовна Прокопьева
Тематическое планирование «Картинная галерея»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность – потребность ребёнка в красоте и добре, значит надо научить его видеть вокруг себя прекрасное: в природе, в жизни, деятельности человека, в отношениях между людьми.
Познавательная функция искусства – знакомя детей с жанрами произведений художников, раскрываем перед ними красоту окружающего мира. Особое место живопись занимает в развитии речи. Активно развивается словарь детей, связная речь, чуткость к языковым явлениям, ориентировку на смысловую значимость языка, развитие последовательной, выразительной речи, делать правильные выводы, проявлять фантазию.
Эстетические функции искусства – развивать интерес к живописи, развивать эстетические чувства, которые проявляются в речи, а затем и в собственной художественной деятельности.
Воспитательная функция искусства – искусство способствует воспитанию различных чувств: отзывчивость, интерес к общественной жизни, чувство любви к природе, людям разных поколений, к красоте окружающего мира и самим создавать прекрасное.
Особенности жанров живописи:
1) Пейзаж – изобразительное искусство природы или архитектуры.
Пейзажи бывают – природные, городские, парковые, морские, индустриальные, архитектурные. («Золотая осень», «Лес» - Левитан; «Зимний вечер» - Крылов)
- природа в разное время года: («Утро в сосновом лесу» - Шишкин)
– романтические: «Девятый вал», «Весна – большая вода» и т. д. ;
- драматические: «Дети, бегущие от грозы».
2) Натюрморт - жанр отображает предметы быта, цветы в букетах, книги, посуду, орудия труда.
«Розы» - Герасимов.
«Пионы».
(Цветы изображены сочными мазками разных оттенков.)
3) Портрет: изображение человека или группу людей. В портрете художник передает характер человека, настроение, профессию, в какую эпоху жил человек, его национальность.
Портреты делятся: - погрудный (до груди,
поясной (по пояс,
во весь рост (в полный рост,
групповой (семейный).
4) Жанровая живопись: рассказывает о труде и быте разных людей. О радостях и печалях, разные жизненные ситуации, исторические события.
Планирование работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.
Учебный план первого года обучения.
(старшая группа)
Сентябрь
1. Беседа о художниках, жанрах изобразительного искусства.
2. Знакомство с натюрмортом.
Рассматривание картины: «Ананасы и бананы» (И. Н. Машкова).
3. Аппликация, рисование натюрморта.
4. Знакомство с жанром «пейзаж».
Рассматривание картины: «Золотая осень» (И. И. Левитан).
Октябрь
1. Беседа «Что такое картинная галерея».
Знакомство с портретом «Третьякова» (И. Репина основателя «Третьяковской галереи»).
2. Знакомство с жанром «Портрет».
Художник (портретист) портрет «Пушкин А. С.»
3. Рассматривание картин: «Стрекоза» (И. Е. Репин, «Девочка с персиками».
4. Пейзаж: «Перед дождем» (Ф. А. Васильев,
«Октябрь» (Е. Е. Волков).
Ноябрь
1. Знакомство с портретом А. Н. Толстого.
Чтение произведений.
2. Пейзаж: «Поздняя осень» («Одинокая ольха») (Н. Ромажин).
3. Портрет: жанровая живопись по мотивам сказок: «Алёнушка», «Иван царевич и серый волк» (В. М. Васнецов).
4. Натюрморт: «Фрукты на блюде» (И. Ф. Хруцкий). Занятие – аппликация.
Декабрь
1. Пейзаж: «Зимний сон» (В. М. Васнецов,
2. Пейзаж: «Лес» (И. И. Левитан,
3. Пейзаж: «Зимний вечер» (И. П. Крымов,
4. Жанровая живопись: «Тройка» (В. Г. Петров).
Январь
1. Пейзаж: «На севере диком» (И. И. Шишкин,
2. Портрет: «Ника Морозов» (В. А. Серов,
3. Портрет: «Снегурочка» (В. М. Васнецов).
Февраль
1. Портрет: «Богатыри» (В. М. Васнецов,
2. Портрет: «Александр Невский» (П. Д. Корин,
3. Жанровая живопись: «Письмо с фронта» (А. И. Лахтионов,
4. Натюрморт: «Ваза и цветы» (Н. Н. Салунов).
Март
1. Пейзаж: «Март» (И. И. Левитан,
2. Пейзаж: «Грачи прилетели» (А. К. Саврасов,
3. Жанровая живопись: «Масленица» (Б. М. Кустодиев,
4. Натюрморт: «Гвоздики и фиалки» (К. А. Коровин).
Апрель
1. Портрет (семейный): «Дети за пианино» (Н. П. Богданов - Бельский,
2. Натюрморт: «Дождь в дубовом лесу» (И. И. Шишкин,
3. «Пасхальный натюрморт» (С. Ю. Жуковский,
4. Пейзаж: «В голубом просторе» (А. А. Рылов).
Май
1. Пейзаж: «Радостный май» (С. Ю. Жуковский,
2. Пейзаж: «Заморские гости» (Н. К. Релих,
3. Натюрморт: «Флоксы» (А. Я. Головин,
4. Репродукция: «Жатва» (А. А. Пластов).
Учебный план второй год обучения (подготовительная группа).
Сентябрь
1. Беседа о жанрах изобразительного искусства.
2. Натюрморт: «Букет цветов, бабочка и птичка»,
3. Портрет: «Осенний букет» (И. Е. Репин,
4. Пейзаж: «Золотая осень» (И. С. Остроухов,
5. Пейзаж: «Сосны, освещенные солнцем» (И. И. Шишкин).
Октябрь
1. Беседы о Третьяковской галереи,
2. Портрет: «Третьяков» (И. С. Репин,
3. Рассматривание картины: «Мечты» (И. С. Репин,
4. Натюрморт: «Букет цветов. Флоксы» (И. Н. Кратской).
Ноябрь
1. Пейзаж: «Мокрый луг» (Ф. А. Васильев,
2. Жанровая живопись картина: «Дети, бегущие от грозы» (Н. Е. Маковский,
3. Портрет: «Царевна лебедь» (В. М. Васнецов,
4. Натюрморт: «Цветы и плоды» (И. Ф. Хруцкий).
Декабрь
1. Пейзаж: «Лес в инее» (А. К. Саврасов,
2. Пейзаж: «Московский дворик зимой» (В. Б. Смирнов,
3. Портрет: «Скульптор В. И. Мухиной» (М. В. Нестеров,
4. Беседы о жанрах живописи.
Январь
1. Жанровая живопись картина: «Иван-Царевич на сером волке»,
2. Портрет: «Всадница» (К. П. Брюлов,
3. Пейзаж: «Зимний вечер» (И. П. Крымов,
4. Семейный портрет: «Дети художника» (Ян Матейко).
Февраль
1. Рассматривание репродукции: «Утро в сосновом лесу» (И. Н. Шишкин,
2. Портрет: «А. С. Пушкин», «Л. Н. Толстой», «Лизонька» (И. Репин, (в сравнении,
3. Натюрморт: «Цветы и плоды» (И. Ф. Хруцкий,
4. Жанровая живопись репродукция: «Письмо с фронта» (Н. И. Лактионов).
Март
1. Пейзаж: «Весна – большая вода» (И. И. Левитан,
2. Пейзаж: «Масленица» (Б. М. Кустодиев,
3. Жанровая живопись картина: «Ужин тракториста» (А. А. Пластов,
4. Натюрморт: «Розы» (А. М. Герасимов).
Апрель
1. Натюрморт: «Пасхальный натюрморт»,
2. Пейзаж: «Московский дворик» (В. Д. Палетов,
3. Жанровая живопись репродукция: «Рыбалов» (В. Г. Петров,
4. «Весенняя вода» (С. Ю. Жуковский).
Май
1. Пейзажи: «Березовая роща» (А. И. Куинджи,
«Перед грозой» (И. И. Шишкин,
«На озере» (И. Э. Грабарь).
Список литературы для детей:
Стихи:
1. В грозу (М. Ивенсон,
2. Берёза (И. Токмакова,
3. Оттепель (И. Токмакова,
4. «Июнь, Июль, Август» (С Козлов,
5. «На лесной полянке» (Г. Скребицкий,
6. «Уж небо осенью дышало» (А. С. Пушкин,
7. «Славная осень» (Н. А. Некрасов,
8. «Унылая пора, очей очарованье» (А. С. Пушкин,
9. «Осень, осыпается весь наш бедный сад» (Л. Н. Толстой,
10. «Листопад» (В. Берестов,
11. «Снег – скульптор» (И. Токмакова,
12. «Зима» (Л. Чарская,
13. «Зима не даром злится» (Ф. И. Тютчев,
14. «Весна, весна! Как воздух чист!» (Е. А. Баратинский,
15. «Грачи прилетели» (И. Сладков,
16. «Апрель» (С. Козлов).
Рассказы:
1. Твои защитники (Л. Кассиль,
2. Дедушка Мазай и зайцы (Н. Некрасов,
3. Золотой луг (М. Пришвин,
4. Лес осенью (А. Твардовский,
5. «Зимнее утро» (Т. Белозеров,
6. У нас рабочая семья (П. Мушин,
7. Пишу тебе письмо (Я. Аким,
8. «Белая черемуха» (З. Александрова).
Сказки:
1. «Сказка о царе Салтане» (А. С. Пушкин,
2. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (русско-народная сказка,
3. «Василиса Прекрасная» (обраб. А. Афанасьева,
4. «Снегурочка» (русско-народная сказка,
5. «Иван – Царевич и серый волк» (русско-народная сказка).
Музыка:
1. «Падают листья» (М. Красёв,
2. «Баба – Яга» (П. И. Чайковский,
3. «После дождя» (Венгерская мелодия,
4. «Кукушка» (Г. Топатенко,
5. «Вышли дети в сад зеленый» (Польская песенка,
6. «Снежная песенка» (Д. Львов - Компанейц,
7. «Сею – вею снежок» (русская народная,
8. «Зимняя песенка» (В. Витлина,
9. «Времена года» (П. И. Чаяковский).
Дидактические игры:
1. «Оформи выставку» - дети по желанию самостоятельно оформляют выставку из рисунков, репродукций. (сами ведут роль экскурсовода).
Если ребенок хочет купить картину, должен о ней рассказать. (Почему картина понравилась, о чём рассказывается в ней? Какое настроение вызывает).
2. «Найди ошибку» - одна картина (портрет) в натуральном изображении, другая с ошибками. Дети находят ошибку, кто больше, тот выигрывает.
3. «Живая картина» - группа детей распределяют между собой роли героев (образов) картины и изображают ее в движениях. Зрители отгадывают название изображенной картины.
4. «Сложи картину» - дети складывают картину из пазлов.
5. «Дорисуй картину» - детям раздаются листы с незаконченным рисунком знакомой картины, дети по памяти дорисовывают.
6. «Я расскажу стихотворение, а ты попробуй его изобразить».
7. «Придумай рассказ по картине (или сказку) (словесное творчество детей)»
8. «Кто больше назовет слов?» - детям предлагают назвать слова – сравнения: лес – великан, снег – как радуга, луг – как ковёр, человек – веселый, задумчивый и т. д.
9. Игра: «Разноцветные краски» - уметь составлять спектральные гаммы, сочетание красок – цветов: серо-голубой, желто-коричневый, оранжево-красное.
10. Игра пантомима: «Изобрази картину» - жестами – мимикой.