Кристина Железова
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ сказки Заяц-хвастун
Задачи:
- Учить детей пересказывать сказку;
-Активизировать и обогащать словарный запас детей ;
-Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую речь.
-Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание иллюстрации к сказке, индивидуальная работа с детьми по сюжету сказки.
Материал и оборудование:
Книга со сказкой «Заяц-хвастун», иллюстрации к сказке, маска-заяц, ворона, собаки.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе „Пересказ сказки „Заяц-хвастун“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
Ход занятия:
[/i]
Под музыку дети входят в группу и садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за загадочная коробочка? Дети, давайте посмотрим, что же внутри? Здесь что-то лежит. Воспитатель достает письмо с загадкой. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.
Воспитатель:[/i]
Зимой он в шубке белой,
А летом серым стал.
Весь день по лесу бегал,
Но даже не устал.
Страшна лиса-плутовка
Ему и серый волк.
Любитель грызть морковку.
В капусте знает толк.
А, кто он? Угадай-ка!
Зовём его мы… (Зайка)
Воспитатель: Молодцы! Правильно заяц. Дети, а теперь давайте с вами вспомним, в каких сказках живет зайка.
Дети называют сказки. («У страха глаза велики», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»).
Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь давайте разомнем наш язычок.
«Лесенка»
Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.
Дыхательное упражнение
«Паровозик»
Воспитатель загадывает детям загадки о сказках.
1. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке (колобок)
2. Нет ни речки, ни пруда – где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца! (сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
3. Мышка дом себе нашла,мышка добрая была: в доме том, в конце концов, стало множество жильцов (теремок)
4. Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка (снегурочка)
5. Ах ты Петя простота,сплоховал немножко: не послушался кота, выглянул в окошко (петушок –золотой гребешок)
6. А дорога – далека, а корзина – нелегка, сесть бы на пенек, съесть бы пирожок (маша и медведь)
7. Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то (волк и семеро козлят)
8. По тропе шагая бодро, сами воду тащат ведра (по щучьему веленью)
Далее педагог спрашивает, как обычно начинаются русские народные сказки (Жил-был, жили-были). Рассказывает о том, что многие русские народные сказки имеют сказочную концовку, например: тут и сказке конец кто дослушал молодец.
Приглашает детей на физкультминутку.
Физкультминутка.
Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки вбок
И на месте скок – скок – скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте, детки, шаг,
Шаг на месте, стой!
Вот так!
Воспитатель: Отдохнули, молодцы!
После физкультминутки воспитатель продолжает беседу: А теперь послушайте, какие слова я сейчас произнесу, книжище, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? Правильно об очень больших предметах. Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц – хвастун»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Педагог повторяет цитату из сказки, а дети хором ему помогают, произносят существительные с суффиксом -ищ.
Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идет речь о зайце великане. Выслушав ответы детей, воспитатель рассказывает сказку. Перед рассказыванием педагог читает присказку:
Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки.
На море океане, на острове Буяне, там березонька стоит, на ней люлечка висит
В люльке зайка крепко спит. Рядом бабушка сидит зайке сказки говорит
Сказки старинные не короткие не длинные
Про кошку. Про ложку, про лису и про быка
Про кривого петуха, про гусей, про лебедей
Про смышленых зверей.
Это присказка не сказка, сказка будет впереди.
Рассказывание сказки «Заяц-хваста».
Беседа по содержанию.
1. Кто был хвастуном в этой сказке? (заяц)
2. Почему зайца звали хваста?
3. Что говорил заяц хвастаясь? (У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь)
4. Перед кем хвастался заяц?
5. Где жил заяц? (в лесу)
6. Когда ему жилось хорошо и когда плохо? (летом-хорошо, зимой-плохо)
7. Куда он ходил и зачем? (на гумно воровать овёс)
8. Кому рассказали зайцы о хвастунишке?
9. Как ворона пристыдила зайца?
10. Что случилось потом с вороной?
11. Кто помог ей?
12. Что сказала ворона зайцу?
-Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сказку. А как можно оценить поступки зайца? (дети оценивают поступки зайца с нравственной точки зрения).
Воспитатель: Молодцы, дети, а теперь давайте с вами немного поиграем.
Попробуем пересказать отрывок из сказки, где заяц спасает ворону и превратим ее в театрализованное представление.
Воспитатель: Дети, кто хочет быть вороной, зайцем, собаками?
Рефлексия
Воспитатель:
-Дети, какую сказку мы учились пересказывать?
Дети отвечают: (Сегодня мы учились пересказывать сказку «Заяц-хвастун»).
– Каким характером обладал главный герой сказки? (Ответы детей)
– А вам хотелось быть такими же, как этот заяц? (Ответы детей)
– Почему? (Ответы детей).
– Вы просто молодцы! Вы хорошо сегодня работали, и я надеюсь, что сказку про зайца-хвастуна вы хорошо запомните.
– На этом наше знакомство со сказкой закончилось. Всем спасибо.