Татьяна Чертыгашева
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для расширения и систематизации знаний детей о магните и его свойствах.
Задачи:
1. Создание условий для обследования предметов и экспериментирования с предметами, выделяя выраженные качества и свойства.
2. Создание условий для развития мыслительных операции, умения выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
3. Создание условий для заинтересованности детей к практической деятельности, воспитания самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе „Свойства магнита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Чтение сказок П. П. Бажова «Серебряное копытце», «Огнивушка-поскакушка», «Малахитовая шкатулка».
Беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка»:
Что такое подземные богатства?
Из чего делают железо?
Что внутри шахты?
Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр:
«Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв», «Подбери предмет».
Методические приёмы:
демонстрация опытов воспитателем;
объяснение воспитателя;
фронтальный опыт детей;
индивидуальная работа с детьми;
подведение итогов занятия;
мотивация «Лаборатория доктора Зная»;
сюрпризный момент «Подарок доктора Зная».
Оборудование и материалы:
магниты полосовые (каждому ребёнку, различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т. д., лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы,
штатив с гвоздём, висящим на нитке, лист бумаги, стекло, толстая книга, картон (на каждого ребёнка, железные опилки, подковообразный магнит.
Ход занятияРебята, проходите в группу. Посмотрите вокруг себя, скажите, вы догадались, куда мы сейчас попали?
Сегодня мы снова приглашены в лабораторию дедушки Зная.
Напомните мне, пожалуйста, где мы с ним познакомились?
Садитесь по удобней. Ребята, как ведут себя учёные в лаборатории (тихо, внимательно, аккуратно? Дедушка Знай предлагает нам продолжить знакомство вот с этим предметом.
Вспомните, как он называется?
Этот предмет обладает очень интересными свойствами, подскажите мне каким? (притягивает к себе железные предметы).
- А теперь посмотрите на мой стол. Здесь стоит штатив с подвешенным на нитке гвоздём.
Подскажите мне, что произойдёт, если приблизить к нему магнит? Давайте проверим. (Нитка с гвоздём отклонится).
Почему это произошло? (Магнит притягивает к себе гвоздь).
Вывод: Нитка с гвоздём отклонилась от своего первоначального положения потому, что гвоздь притягивается к магниту.
Всегда ли магнит притягивает, то есть примагничивает металлический стержень?
А если между ними поместить другой предмет. Притянется ли стержень к магниту?
Ребята, помогите мне повторить опыты.
Дети по одному проводят опыты с листом бумаги, стеклом, толстой книгой.
Скажите, всегда ли магнит сохраняет свою волшебную силу притяжения?
Вывод: магнит притягивает к себе гвоздь, когда находится на близком расстоянии, и когда между ними нет других толстых предметов.
- Сейчас мы с вами вспомним опыты, проделанные нами в прошлый раз. У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руки и внимательно рассмотрите.
Какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).
Перед вами находится поднос с различными предметами из разного материала.
- По очереди поднесите его к этим предметам. Те предметы, которые притянутся к магниту, положите в оранжевый поднос, а которые не притянутся - в зелёный поднос, а я пойду посмотрю на вас во время опыта. На рабочем столе учёных порядок, а в лаборатории - тишина.
Молодцы, справились с заданием. А теперь перечислите те предметы, которые притягиваются к магниту. (Металлические)
А на какие предметы не действуют силы магнита? Из какого материала они сделаны?
Ребята, сядьте правильно, отодвиньте подносы на край стола.
(Рассказ на фоне демонстрации).
-А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно. Работайте тихо, не мешайте друг другу делать опыт. Вы сейчас учёные, а они работают, аккуратно и помогают друг другу. Молодцы, вы у меня настоящие учёные - умело справились с опытом. Почему скрепки не распались? Что с ними произошло?
Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами
Продолжим наши эксперименты с магнитом. Поможет нам в этом наш друг - опыт.
Цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается.
Подумайте, почему это так бывает? (Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время).
А теперь возьмите на столе картон, положите на него скрепки, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях.
- Что происходит со скрепками? (Скрепки как будто «танцуют»). Почему двигаются скрепки?
Вывод. Магнит оказывает своё волшебное действие через картон.
- Посмотрите ещё один опыт с магнитом. Подношу полосовой магнит к железным опилкам на подносе, а потом круглый.
- Ребята, у меня на подносе железные опилки (сравнение рисунка между двумя магнитами) – чем отличаются рисунки опилок на подносе? (Форма, размер, количество опилок)
Вывод: правильно, сила круглого магнита больше, чем полосового, так как он больше размером (сила ребёнка - взрослого).
- Ребята, обратите внимание на окраску вашего магнита. В какие цвета он окрашен? (Синий и красный). Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами. Что происходит с ними?
А теперь приложите красным и синим концами. Что произошло с магнитами?
Вывод. Разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные - отталкиваются.
Ребята, подскажите мне, а мы встречаемся с магнитом в группе, где видим его волшебные свойства (д. и. «Магнитная мозаика», «Магнитная азбука», «Рыболов», зажим на шкафчики, крепления картин к доске).
Я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать мне об этом.
На этом лаборатория дедушки Зная заканчивает свою работу. А нам нужно вспомнить, что нового и интересного мы узнали сегодня о магните.
Итог. Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
Волшебная сила магнита действует сильнее, если магнит большего размера.
Магниты не только притягивают предметы и сами друг к другу, но и одинаково окрашенные концы отталкиваются.
Молодцы, хорошо потрудились сегодня ребята-учёные. Наши гости педагоги из школы увидели, как вы хорошо работали и с удовольствием продолжат с вами проводить более серьёзные опыты в школе, а дедушка Знай преподносит вам в подарок игру, где присутствует наш добрый друг-магнит. (Дидактическая игра «3 в одном: шашки, шахматы, нарды на магнитной доске»). Свойства магнита широко используют в жизни человека, и в этом мы ещё не раз убедимся.