Зоя Смирнова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «В стране шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пчелка» г. Медынь Медынского района
Калужской области
Конспект образовательной деятельности по
познавательному развитию в подготовительной группе
«В стране шахмат»
Подготовил воспитатель :
Смирнова Зоя Автандиловна
г. Медынь, 2019 год
Тема:«В стране шахмат»
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе „В стране шахмат“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Интеграция образовательных областей : Образовательная область : познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическое.
Возрастная группа : подготовительная.
Время проведения: Первая половина дня.
Место проведения: Музыкальный зал
Время проведения: 30-35 мин.
Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
Образовательные : повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.
Развивающие : развивать творческое мышление, логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект.
Оборудование: интерактивная доска, платье шахматной королевы–1, черно-белые скатерти -6, напольная шахматная доска – 1, конверты с заданиями – 2, маски шахматных фигур- 12шт., мыльные пузыри- 12 шт., волшебная палочка-1шт., подарочные шоколадки "Шахматка"- 12 шт., замок-1шт., материал для дидактической игры" Собери шахматную доску"
Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходы фигур, стратегия фигур.
Ход занятия:
Воспитатель (Ш. К.) : - здравствуйте ребята, я из удивительной страны! Как вы думаете из какой?
Дети: Ответы детей
Воспитатель (Ш. К.) : Какие вы молодцы. Хотите со мной отправиться в необыкновенное путешествие в моё "Шахматное королевство".
Дети: Да!
Воспитатель (Ш. К.) : Ребята, но для того что бы отправиться в путешествие нам нужен транспорт! Какие транспортные средства вы знаете?
Дети: Ответы
Воспитатель (Ш. К.) : Ой какие молодцы, правильно транспортных средств существует очень много, но я предлагаю полететь на воздушном шаре. А вот и он мой волшебный шар. Предлагаю вам занять места в корзине, пристегните ремни безопасности. Ребята посмотрите наш воздушный шар, какой он?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель (Ш. К.) : Да, ребята он совсем маленький, предлагаю помочь ему подняться в небо, давайте будем надувать мыльные пузыри, дышите ровно не раскачивайте корзину, держитесь крепко, начинается отчет 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 пуск, Полетели. Ой, ребята, посмотрите какая вокруг красота, как интересно вокруг. (видео полет на воздушном шаре)
Воспитатель (Ш. К.) : А теперь держитесь крепко, наша корзина скоро коснется Земли. Вот мы и на месте добро пожаловать в моё царство – государство». (Приземляются, выходят, стоят).
Воспитатель (Ш. К.) : Ой ребята, что же здесь случилось? Пока меня не было, здесь кто-то всё перевернул, а где шахматное поле и фигуры?
(музыка)
Волшебник (голос) : Ха-ха, я злой волшебник, я заколдовал вашу шахматную доску, а чтобы ее расколдовать, вам необходимо справиться со всеми моими заданиями.
Воспитатель (Ш. К.) :Друзья,одной мне не справиться! Вы сможете мне помочь?
Дети: Ответы
Воспитатель (Ш. К.) : Ребята, теперь мы смело можем отправляться со своими знаниями по шахматному королевству. (музыка).Ой, мне пришло какое-то письмо на электронную почту, давайте посмотрим, может это от волшебника (футуаж письма) :
Воспитатель (Ш. К.) :Да точно, это от него, вопросы на которые мы должны ответить! Ребята я думаю, вам будет удобнее сидя на стульчиках, держите спинки ровно и слушайте внимательно.
- Что вы видите на экране? (шахматная доска)
- На какую геометрическую фигуру она похожа? Из каких клеток она состоит? Какой они формы? Какого цвета?
- Сколько всего клеток? Сколько белых и черных?
- Какие линии бывают в шахматах? (диагональ, вертикаль, диагональ)
- Сколько горизонтальных линий? Чем они обозначаются?
- Сколько вертикальных? Чем они обозначаются?
-Ребята давайте вспомнимкак называют игроков играющих в шахматы?
- Акто знает в какой стране появилась игра шахматы?
- Как она называлась?
Дети: Ответы
Воспитатель (Ш. К.) :Молодцы вы отлично справились и первым заданием, многое знаете о шахматах!Ой ребята, смотрите я вижу конверт, давайте посмотрим, что же там! (задание 2 «Собрать разлетевшиеся шахматные доски»)
Воспитатель (Ш. К.) :Ребята посмотрите, что же наделал злой волшебник, он перепутал все клеточки! Вам необходимо быстро и правильно выложитьна столе шахматные доски.
Дети:Становятся к столу по двое и выкладывают на столах шахматные доски.
Воспитатель (Ш. К.) : Ребята, вы молодцы справились еще с одним заданием и расколдовалишахматную доску (разворачиваем шахматную доску). Я вижу, вы устали, предлагаю вам немного повеселиться и отдохнуть!
Физкультминутка (видео на экране)
Волшебник (голос) : Да! Вижу, вы не серьезно отнеслись к моим угрозам, веселитесь тут,но не забывайте у вас еще одно задание не выполнено, торопитесь!
Воспитатель (Ш. К.) :Ой ребята, нам наверно действительно стоит поторопиться (на стуле дети находят еще один конверт с 3-им заданием)
Воспитатель (Ш. К.) : (открывает конверт, читает задание: я перепутал все фигуры на шахматной доске,они не знают как вернуться обратно на свои места)
Ребята, давайте поможем фигурам найти свои места на шахматном поле, для начала поделимся на 2 команды и оденем волшебные маски шахматных фигур. Молодцы, а теперь присаживайтесь поудобнее и не забывайте следить за осанкой. Ребята в белых масках - команда "Белая ладья", в черных "Черная ладья"
– Первый вопрос для команды «Белая ладья». Слушаем внимательно вопрос. Кто знает, тот руку поднимает.
– 1. У этой фигуры ход похож на уголок – 3 клетки прямо, клетка в бок?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно конь. (ход коня)
–Вопрос для команды «Черная ладья».
– 2. По косой он ходит и хоботом водит?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно слон. (ход слона)
– Вопрос для команды «Белая ладья».
– 3. Один раз погибает, а два раза родится?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно пешка. (ход пешки)
– Вопрос для команды «Черная ладья».
– 4. Любые ей доступны дали, по вертикали и горизонтали?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно ладья. (ход)
– Вопрос для команды «Белая ладья».
– 5. Кто двигается также как слон и ладья?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно ферзь. (ход)
– Вопрос для команды «Черная ладья».
– 6. Гладкий он любит расчищенный путь, только на шаг он может шагнуть?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно король. (ход).
– Ребята, а чем интересна пешка?
Ответы детей.
Воспитатель (Ш. К.) :
-Правильно, молодцы, отлично справились и с этим заданием.
-Волшебник, мы справились со всеми твоими заданиями.
(Под музыку в зале появляется волшебник.)
Волшебник: Юные шахматисты, какие вы молодцы, справились со всеми моими заданиями. Я очень рад, что вы любите играть в шахматы, но мне интересно знаете ли вы важное правило, на клеточку какого цвета нужно ставить ферзя?
Дети: Ответы.
Воспитатель (Ш. К.) : Правильно ферзь любит свой цвет.
Волшебник: Дети, я смогу покинуть это королевство, если вы назовете все латинские буквы на шахматной доске!
Дети: (произносят как заклинание) Артисту Биму Циркуль Дашь, Его Фамилия Же Аш!
Волшебник: Я покидаю ваше королевство, прощайте.
(Волшебник уходит)
Воспитатель (Ш. К.) :Ребята за время нашего путешествия мы с вами преодолели много испытаний и стали настоящими друзьями, я вам очень благодарна за помощь, но вам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места, мы отправляемся, спинки держите ровнее,10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 полетели! Ребята, а где вы были? Что вы видели? Что вам больше всего понравилось?
Дети: Ответы.
Воспитатель (Ш. К.) : Мы приземляемся, будьте осторожны! Вот мы и вернулись. Мне было с вами весело и очень интересно, но я должна спешить,меня ждут другие дети. А в знак нашей дальнейшей дружбы, и память о нашем путешествии я хочу вам подарить, эти небольшие сувениры (воспитатель раздаёт подарки).
До свиданья, до новых встреч!