Майгуль Беримбет
Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Ауэзовский район
ГККП «Ясли-сад №129»
Экспериментальная деятельность
в подготовительной группе
на тему: «Свойства магнита»
Воспитатель: Беримбет М. Ж.
г. Алматы
Познавательно–исследовательская деятельность, подготовительная группа.
Тема: «Свойства магнита»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита
Задачи:
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Обучающие: формировать у детей представления о свойствах магнита – притягивание металлических предметов; продолжить знакомство с полюсами магнита, в результате практической деятельности учить определять полюса магнита, учить приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения
Развивающие: развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря : магнетит, полюса, магнитное поле.
Воспитательные: Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи. Воспитывать инициативность самостоятельность
Предварительная работа:
Познакомить детей с магнитами разной формы, дать возможность проверить их свойства; магнитная игра «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв», «Подбери предмет»; использование на занятиях магнитной доски; заучивание песни «Почемучки» музыка и слова Л. Труниной; беседа о профессии учёных; рассматривание иллюстраций деятельности учёных в лаборатории, рассматривание глобуса; просмотр телепередачи «Что? Где? Когда?»; изготовление сувениров - магнитов из соленого теста; собирание коллекции предметов, с использованием магнита.
Оборудование и материалы:
Коллаж «Магнетические и немагнетические предметы», мультимедийная установка, запись видеописьма от «Почемучек», слайды с изображением «Золушки», «Буратино»; белые халаты по количеству детей, вывеска «лаборатория», столы, стулья. Коробочки со знаками «+», «-»; магниты различной формы и разных размеров по количеству детей и наборы предметов из железа, дерева, бумаги, пластмассы, стекла; канцелярские скрепки; миски с горохом, карточки - схемы каждому ребёнку; ключ металлический, шнурок, банка с водой; компас, миска с водой, иголка, лист бумаги круглой формы, магнитный театр «Заюшкина избушка».
Методы и приё мы:
1. Практические (динамическая пауза «Буратино», пальчиковая гимнастика «Точка внимания», экспериментальная деятельность, работа с карточками - схемами).
2. Наглядные (видеописьмо, коллаж «Магнетические и немагнетические предметы»; слайды с изображением «Золушки», «Буратино»).
3. Словесные (беседы, проблемные ситуации, загадка, рассказ педагога и детей о свойствах магнита).
Словарная работа: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, притяжение, магнитная сила, магнетит.
Ход образовательной деятельности:
(Воспитатель вместе с детьми под музыку Л. Труниной входят в группу, встают в круг и исполняют песню «Почемучки», сопровождая текст песни движениями, здороваются с гостями)
Воспитатель: Ни для кого не будет секретом, если я скажу, что дети самый любознательный народ. Они хотят очень многое узнать и задают много вопросов. Таких детей называют «Почемучками». Ответы на свои вопросы дети находят у своих родителей, из телепередач, из книг, энциклопедий. Вам всем знакома игра «Что? Где? Когда?». В этой игре есть команда Знатоков, которым задают различные вопросы. На эти вопросы Знатоки стараются ответить, используя свои знания. Вы, ребята, знаете, кого можно считать Знатоками?
Ответы детей: (Тех людей, которые многое знают. Они очень умные, читают много книг).
Воспитатель: Вы хотели бы стать Знатоками?
Ответы детей.
Воспитатель: Уважаемые, Знатоки, так теперь я вас буду называть, в наш клуб пришли гости. Они хотят знать, как мы будем выполнять необычные задания и давать ответы на сложные вопросы, а я вам буду в этом помогать. Сегодня пришло видеописьмо от Почемучек, сейчас мы его просмотрим, присаживайтесь на стулья.
1. Воспитатель включает установку для просмотра видеописьма.
В видеописьме девочка рассказывает легенду: «В давние времена жил – был Иван- мастер. Иван мастерил шкатулки из дерева. Материал для своих поделок Иван искал в лесу. Как-то, отправился Иван за материалом для будущих поделок, да так увлёкся, подбирая необходимое, что обронил резак - инструмент для резьбы по дереву. Стал искать его Иван, да никак найти не может. Долго ходил Иван по лесу, устал, сел на пенёк и думает, что же я без резака делать буду. Вдруг, слышит Иван, пищит кто-то жалобно, смотрит – птенец из гнезда выпал. Поднял птенца Иван, да и в гнездо положил. Вдруг откуда ни возьмись, старичок появился и говорит: «Давно я за тобой, Иван, наблюдаю, вижу - добрый ты человек, помогу я тебе». Дал старичок Ивану камень. «Спасибо, тебе дедушка. А зовут- то тебя, как?»- спрашивает Иван. Старичок отвечает: «А зовут меня Нит. Кто ко мне с добром придёт, тот добро и найдёт». Только старичок произнёс эти слова, как тут же исчез. Думает Иван: «Что за диво, старичок просто маг какой-то. А что я с этим камнем делать буду». Положил Иван камень в суму, а сам стал опять резак искать, вдруг что-то со звоном «прилипло» к суме. Поднял Иван суму, а к ней его резак «прилип». Вот так чудеса, камень – то волшебный! Пришёл Иван домой рассказал матушке, что с ним в лесу приключилось. А она ему и говорит: «Это ты с магом Нитом встретился, всё до чего он прикоснётся, потом притягивать к себе может, вот как этот камень. Ребята, существует ли на самом деле «волшебный» камень, который может притягивать к себе некоторые другие предметы?»
Воспитатель: Ну, что, Знатоки, вы внимательно слушали первый вопрос. Теперь нам предстоит на него ответить. Предлагаю пройти в нашу лабораторию и научно доказать или опровергнуть версию о «волшебном» камне. Кто из вас знает, как называются профессии людей, которые работают в лабораториях?
Ответы детей: (Учёные, исследователи, лаборанты.)
Воспитатель: А как нужно вести себя в лаборатории и почему?
Ответы детей: Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать. Незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не пробовать на вкус.
Воспитатель: для того чтобы войти в лабораторию вам нужно угадать пин-код. Из четырёх одинаковых чисел надо получить цифру 8. (2+2+2+2)
Дети проходят в импровизированную лабораторию, занимают за столами свои места).
Воспитатель: И так, как вы думаете, Знатоки, о каком «волшебном» камне идёт речь?
Ответы детей. Это не «волшебный» камень, а обыкновенный магнит. Он притягивает к себе предметы.
Воспитатель: А какие по форме вы знаете магниты?
Ответы детей: Магниты бывают колечком, палочкой, подковкой, пластинкой…
Воспитатель: Способность предмета притягивать к себе другие предметы называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.
(У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла).
2. Воспитатель: Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Те предметы, которые притягивает к себе магнит поместите в коробку со знаком «+», а остальные - в коробку со знаком «-».
(Дети самостоятельно проводят эксперимент).
Воспитатель: И так, Знатоки, я смотрю, ваша работа завершена. Какие же предметы притягивает магнит, а какие нет?
(Дети перечисляют предметы).
3. Воспитатель: Кто из вас сможет это отобразить на таблице? На этой таблице изображены различные предметы вокруг магнита : болт, скрепка, шишка, кнопка, чашка, карандаш, надо провести стрелку от магнита к тому предмету, что он притягивает.
(Ребёнок выполняет задание самостоятельно а остальные выполняют на местах).
Воспитатель: Знатоки, вы все согласны с данным решением?
(Дети высказывают своё мнение, воспитатель обобщает их ответы).
4. На экране появляется мальчик: «Мой любимый сказочный герой Буратино. Я люблю придумывать сказки. В моей сказке Карабас Барабас придумал новое испытание для Буратино. Он спрятал кукол в тёмном чулане и закрыл дверь на замок. Ключ от этого замка Карабас Барабас бросил в банку с водой. Если Буратино сможет достать этот ключ, не сливая воду и не замочив руки, то он откроет замок, и куклы будут свободны. Что же нужно сделать Буратино, чтобы достать ключ из банки с водой, не замочив руки?»
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Буратино достать ключ из банки. Что же делать?
(Дети высказывают своё мнение, что может быть так же поднести магнит к банке с водой, как это было с горохом и скрепками).
Воспитатель: Что ж, Знатоки, стоит попробовать.
Воспитатель предлагает проделать этот эксперимент. Им удаётся достать ключ из воды с помощью магнита, привязанного к концу шнурка.
Воспитатель знакомит с новым символом, дети заполняют карточки – схемы.
Воспитатель: Молодцы, и на этот раз вы смогли помочь сказочным друзьям. Теперь Буратино откроет двери чулана, а куклы окажутся на свободе и будут всех радовать своими новыми представлениями!
5. Физминутка: Воспитатель: Я предлагаю вам сделать физкультминутку с Буратино.
(На экране появляется изображение Буратино).
6. Воспитатель: А сейчас внимательно просмотрим видеописьмо со следующим вопросом.
( На экране появляется девочка: «Ребята, отгадайте загадку о сказочном герое» :
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете,
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(После того, как дети отгадали загадку, на экране появляется изображение Золушки).
«Вам всем знакома сказка «Золушка». Злая мачеха заставляла её выполнять различную работу, а как только бедняжка заканчивала, то мачеха высыпала мешки с крупой в одну большую кучу, а потом заставляла Золушку отделять одну крупу от другой. А на этот раз Мачеха придумала для неё новое испытание: высыпала в горох скрепки. Золушка хочет успеть на бал во дворец, чтобы вновь увидеться с Принцем. Как помочь Золушке быстро справиться с работой?»)
Ответы детей: Надо использовать магнит. Подержать магнит над миской с горохом и скрепки притянутся к магниту.
Воспитатель: Хорошо, приступайте к работе, помогите Золушке.
Воспитатель: Молодцы, как быстро вы справились с работой. Теперь Золушка успеет на бал во дворец, увидит своего Принца и наконец-то будет счастлива!
7. Воспитатель: Знатоки, вы наверно, обратили внимание, что не все скрепки притянулись прямо к магниту. Некоторые скрепки прицепились к другим скрепкам. Стальные скрепки намагнитились и сами стали магнитом. Посмотрите, что я вам покажу.
(Воспитатель осторожно отсоединяет первую скрепку от магнита, вторая держится, так же осторожно подносит эту скрепку к другим ранее намагниченным скрепкам – получается цепочка из скрепок).
8. Воспитатель: У любого магнит два полюса : северный и южный. Разные полюса притягиваются. А одинаковые – отталкиваются. У некоторых магнитов южный полюс окрашен в синий цвет, а северный в красный.
Воспитатель: Сейчас мы проверим наши предположения. Возьмите два магнита и проверьте. Что произошло?
(У одних детей магниты со звуком прилипли друг к другу, а у других - магниты «убегают» друг от друга.)
8. Воспитатель: Остался последний вопрос от Почемучек. Воспитатель с детьми просматривают видеописьмо.
Девочка: «Моя подруга, большая фантазёрка и выдумщица. Она мне сказала, что можно двигать предметы, не касаясь его руками? Правда ли это?».
Воспитатель: Чтобы найти ответ на этот вопрос я приглашаю всех в театр, посмотреть сказку. «Теремок» …
Воспитатель: в чем секрет моей сказки, почему бумажные герои передвигались по столу?
(Если дети не догадались, то раскрываю секрет и предлагаю им сделать то же самое).
Воспитатель: И так как мы ответим на вопрос: «Можно ли двигать предметы, не дотрагиваясь до них руками?»
Ответы детей: (Можно.)
Воспитатель: Вы тоже можете вырезать любых героев сказок, с обратной стороны приклеить металлические пластинки и будете показывать сказки. И так, Знатоки, о чем шла беседа в нашем клубе сегодня?
Ответы детей: (О магните.)
Воспитатель: Что вы можете рассказать о магните, о его свойствах. При рассказе можете использовать карточку – схему.
Ответы детей:
• Магнит имеет свойство притягивать к себе металлические предметы.
• У магнита два полюса, разные полюса притягиваются друг к другу. А одинаковые – отталкиваются.
• Магнит не теряет свои свойства, если перед ним стоит преграда из бумаги, картона, дерева, железа.
• Магнит людям необходим, он приносит пользу: компас, предметы бытовой техники, игры, сувениры, застёжки на карманах, сумках и т. д.
Воспитатель: Понравилось ли вам находить ответы на вопросы Почемучек?
Ответы детей: (Да, понравилось)
Воспитатель: А что понравилось больше всего? Почему?
(Дети высказывают свои мнения).
Воспитатель: Мне тоже понравилось с вами сотрудничать. Вы молодцы! И вправе называться настоящими Знатоками! Я хочу вам вручить каждому - эмблему с изображением совы, которая является символом мудрости и знаний.