Светлана Шерстнева
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Где вода — там жизнь»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
Задачи:
- Обобщить знания детей о глобусе – модели земного шара;
- Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
- Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
- Развивать у детей способность наблюдать, анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Обогащать словарь детей.
- Закреплять умение детей отвечать полными ответами.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Где вода — там жизнь“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
-Воспитывать усидчивость, аккуратность. Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
-Воспитывать бережное отношение к земле, воде. – своему дому.
Предварительная работа: рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде, заучивание стихотворения «Берегите воду», наблюдение за водой во время прогулок; использование игр о воде «Какая бывает вода», «Разрезные картинки».
Оборудование: глобус; карточки-схемы «Вода-помощница»;картинки, с изображением ситуаций, загрязняющих воду; фонограмма «Звуки дождя», «Журчание ручья»; аудипроигрыватель; мультимедийная доска; материал для изобразительной деятельности.
(После завтрака воспитатель предлагает детям вымыть руки
Дети открывают кран, а воды нет - воспитатель заранее перекрывает воду в кране, сообщают об этом воспитателю).
Воспитатель: Действительно нет. Куда же подевалась вода? Наверное Королева – вода забрала своих помощниц обратно в замок.
Ребята, а вы знаете сказку про Королеву – воду?
Давайте пройдем в группу и я вам ее расскажу.
(Дети проходят в группу и удобно располагаются на ковре)
Воспитатель: Давным – давно высоко над Землей в прекрасном замке жила королева – вода.
У Королевы было много маленьких помощниц – капелек. Целыми днями они играли, веселились, резвились в своем замке.
Однажды Королева –вода взглянула вниз на Землю и увидела, что Земля очень грустна, ведь на ней не было ни одной ее помощницы – капельки. Только суша была на Земле.
Давайте представим, как выглядела Земля без воды?
(Дети высказывают свои предположения, рассуждают)
Жалко стало Королеве – воде грустную Землю, ведь у нее в замке было так весело. И послала она на нее своих помощниц – капелек. И тогда на Земле прошел первый дождь.
(Звучит фонограмма «Звуки дождя»)
Воспитатель: Давайте представим, что мы маленькие капельки. Полетели капельки на Землю.
(Дети имитируют играющие капли – кружатся, бегают на носочках)
Скучно им стало по - одиночке прыгать. Собрались они вместе и «потекли» маленькими ручейками.
(Дети двигаются по 3-4 человека, держась за руки)
Встретились ручейки и стали большой рекой.
(«Ручейки» соединяются в в одну цепочку)
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан.
(Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).
Воспитатель: С тех пор на земле стало много воды.
Ребята, а как вы думаете, чего на Земле больше – воды или суши?
(Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель показывает детям модель Земли – глобус.
Воспитатель: Вы уже знакомы с глобусом. Если его быстро раскрутить, покажется, будто он одноцветный (раскручивает глобус).
- Какого цвета нам кажется глобус (голубым)
А все потому, что голубого цвета на нем больше, чем других цветов.
- Что изображают голубым цветом?
- Где на земле можно встретить большое количество воды?
С тех пор, как Королева – вода послала своих помощниц на Землю, вода стала большой труженицей и помощницей человеку.
- Как же вода помогает человеку?
Работа со схемами:
На магнитной доске расположены схемы «Вода - помощница». Дети по – очереди берут схему и рассказывают по ней о том, как вода помогает человеку.
(Воспитатель следит, чтобы ответы детей были полными).
Воспитатель: Кому, кроме человека нужна вода?
(дети рассказывают как вода помогает животным, растениям).
Воспитатель: Как вы думаете, любую ли воду может использовать человек.
(Дети высказываю свои предположения).
Воспитатель: Человек может пользоваться только пресной водой, которая бывает только в реках, озерах, прудах, родниках. А в огромных морях и океанах вода соленая и человеку в быту не пригодна.
- как вы думаете, какой воды на Земле больше, пресной или соленой.
(Воспитатель показывает детям глобус и и обращает внимание на то, как обозначены реки и озера (тоненькими линиями и овалами, и сколько много места на глобусе занимают моря и океаны).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что запасы пресной воды в мире уменьшаются Почему это происходит? (Ответы детей)
Воспитатель. Да ребята, это происходит из- за загрязнения рек людьми. (Рассматривают слайды с загрязненными реками. Беседы по ним.).
Загрязненная река может погибнуть, и если река гибнет, кто погибнет вместе с ней?
(Ответы детей)
Воспитатель. Вместе с рекой погибают не только ее обитатели, ни и те кто населяет берега этой реки- гибнут деревья, кустарники, цветы, которые растут вдоль берегов потому что из- за того что высохла река им не хватает влаги. Погибают даже животные и птицы, которые пили воду из этой реки. (Рассматривают слайды с погибшими, высохшими реками. Беседы по ним.)
Воспитатель:. Как можно беречь воду? (Ответы детей- не бросать мусор в реки, не оставлять его на берегу реки, не мыть в реке машины, грязные отходы которые сливают в реки с фабрик и заводов сначала очищать, не убивать лягушек, не рвать речные растения и т. д.)
Воспитатель. Кроме того, что ее не надо загрязнять, воду еще надо и экономить. Как можно экономить воду?
( Ответы детей: не надо оставлять кран открытым, выключать воду при чистке зубов или уборке квартиры, следить за тем, чтобы кран был исправен)
Игра «Берегите воду»
На наборном полотне картинки, изображающие ситуации загрязняющие воду или не бережного к ней отношения. Воспитатель бреет одну из картинок, и дети должны рассказать, почему так нельзя делать и к чему это может привести.
Воспитатель предлагает детям прочесть выученное накануне стихотворение.
1 реб: Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
2 реб: Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
3 реб: Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
В заключении занятия воспитатель предлагает детям нарисовать рисунки на тему «Берегите воду».
Звучит песня А. Пахмутовой «Просьба»
Дети рисуют.
Беседа по рисункам.