Ирина Андрейченко
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Звук [Д] и буква «Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук и буква Д»
Цель: познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звуков [д], [д’], буквой д.
Задачи в приоритетной образовательной области «Речевое развитие» :
Обучающие:
- учить детей определять местоположение звука в слове;
- учить детей подбирать родственные слова;
- упражнять в запоминании графического изображения буквы Д;
- упражнять в чтение слогов с договариванием до целого слова.
Развивающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы „Звук [Д] и буква „Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать звуко - буквенный анализ и синтез слов;
- развивать умение детей делить слова на слоги, составлять схему слова;
- развивать внимание, память, зрительно-моторные координации;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, внимание, доброту, отзывчивость.
Задачи ОО в интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие» :
- формировать групповую сплоченность;
- развивать умение вести диалог с воспитателем;
- воспитывать желание оказывать помощь ближнему;
- воспитывать доброжелательность.
«Художественно-эстетическое развитие» :
- вызвать у детей положительные эмоции, используя музыку.
«Физическое развитие» :
- развивать координацию речи с движением детей.
Предпосылки учебной деятельности : умеет определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, планирует деятельность, ориентируясь на её результат, умеет осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности : индивидуальные зеркала, простые карандаши, символы твердых и мягких согласных (синие и зеленые «светофорчики») на каждого ребенка, наборы для составления звуковых схем на каждого ребенка, компьютерная презентация к занятию, компьютер и проектор, картинки с изображением предметов мебели, цветные листочки.
Предварительная работа: заучивание пальчиковой гимнастики «Мы построить дом хотим»; звукобуквенный анализ слов, деление слов на слоги, просмотр мультфильма про домовёнка Кузю.
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель. Сегодня мы будем строителями, будем строить дом. Напрягите мышцы, покажите, какие вы сильные.
ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ
Я хочу построить дом, Складываем руки над головой “домиком”
Чтоб окошко было в нем. Смыкаем пальцы перед глазами окошком.
Чтоб у дома дверь была, Ладони поворачиваем к себе и смыкаем их ребра.
Рядом чтоб сосна росла. Пальцы растопыриваем и руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял. Выводим руки перед собой кольцом.
Пес ворота охранял. Одна рука-пес.
Чтоб на травке жил жучок, Пальцы растопырены, смотрят вверх, пальцы правой руки – жучок. Перебираем пальцами правой руки по пальцам левой.
Бегал быстрый паучок. Меняем руки.
Солнце было, Ладони соединяем боковыми поверхностями, пальцы растопырены.
Дождик шел. Выполняем стряхивающие движения.
Чтоб в саду тюльпан расцвел. Предплечья прижимаем, пальцы – лепестки смотрят вверх.
Чтоб флажок на доме был, Качаем кистями рук.
А за домом ежик жил. Пальцы рук переплетаем, направляем вверх – “ежик”.
2. Артикуляционная гимнастика.
(Воспитатель показывает картинку большого дома.)
- Чтобы построить вот такой большой дом, давайте поработаем язычком.
Мы построить дом хотим.
Работу язычку дадим.
Молоточки мы возьмем
Дружно гвоздики забьем
[д] легко произнесем.
(Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)
(Воспитатель показывает картинку маленького дома.)
- А теперь построим маленький домик.
Мы построить дом хотим.
Работу язычку дадим.
Молоточки мы возьмем
Дружно гвоздики забьем
[д’] легко произнесем.
(Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д’] – согласный, звонкий, твердый.)
(Воспитатель показывает символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки.)
- Итак, давайте вспомним: звук[Д] какой? (Согласный, твёрдый, звонкий). А звук [До]? (Согласный, мягкий, звонкий).
(Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором появляется изображение домика) Слайд.
Воспитатель: Вот какой домик мы построили! Он очень красивый, правда? Я так и скажу о нем – красивый домик. А вы что можете о нем сказать? Какой он?
Дети: большой, разноцветный, симпатичный, добротный.
Воспитатель: Как вы думаете, кто в нем живет?
Дети предлагают свои варианты (заяц, медведь, бабушка Красной шапочки и т. д.)
Воспитатель: в домике живет тот, чье имя начинается с того же звука, что и слово домик. С какого звука начинается слово домик?
Дети: Д.
Воспитатель: Значит в доме живет сказочное существо…
Дети: Домовой!
Воспитатель: Да, в домике живет Домовой, но не один, а с внуком Домовенком Кузей. Как Домовенок зовет Домового?
Дети: дедушка.
(На экране появляются Домовёнок Кузя и его дедушка). Слайд
Ребята, а кто такой домовой? (дети отвечают).
Воспитатель: - Домовенок очень любит свой дом. Он предлагает подобрать родственные слова к слову дом. (домик, домишко, домище, домашний, домосед, а слово домовой будет родственным словом?» (Да).
3. Упражнение «Разноцветные листочки».
Воспитатель: – Для того, чтобы дом, в котором живут наши гости был уютным и красивым надо обставить его мебелью и разными необходимыми для удобства предметами.
(Воспитатель раскладывает на ковре разноцветную бумагу для заметок и картинки с изображением мебели.)
Воспитатель: - а теперь разделите названия мебели на слоги. Слова из одного слога нужно закрыть розовыми листочками, слова из двух слогов — зелеными, из трех — голубыми, из четырех — белыми.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
4. Определение позиции звуков д, д’ в словах.
Воспитатель: Обратите внимание, как много раз мы произнесли звук д. в словах? (Домовой, дом, домовенок). А звук д? (в слове дедушка).
- Домовёнок Кузя очень любит звук д и находит его в названии различных предметов. Давайте и мы определим позицию звука в словах : дыня, дракон, виноград, ведро, мёд, дерево, звезда, душ, дом, подушка, дед. Слайд.
4. Знакомство с буквой.
Воспитатель: -Ребята, а чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а букву пишем.)
- Чтобы прочитать или написать название предметов, нам надо познакомиться с буквой.
Звуки [д], [д’] мы обозначаем буквой Д д.
-Это печатная буква Д д Слайд.
-Это прописная: заглавная и строчная.
-На что похожа буква Д д?
Две полоски наклонили
Снизу третью начертили,
А теперь согнём немножко
Две коротенькие ножки.
5. Работа в тетради.
Воспитатель: - Выполните задание в тетради: заштрихуй букву.
Раскрась только букву д.
6. Чтение слогов с договариванием до целого слова
ДА., ДО., ДУ., ДИ., ДЫ, ДЕ…. Слайд
АД, ОД, УД, ЫД, ИД, ЕД.
Воспитатель: - Доставь центральный слог к другим и прочитай полученные слова.
ЛЯ
Ход ДО МА
РОГА
7. Звуковой анализ слова.
Воспитатель: -Давайте научим Домовёнка составлять звуковой анализ слова.
Но сначала вспомним чем гласные звуки отличаются от согласных. (Гласные звуки можно петь, согласные нет) Давайте пропоём песенку гласных звуков. Слайд
Воспитатель: - Вы помните, что согласные звуки бывают твёрдые и мягкие? Я предлагаю вам поиграть в игру «Светофорчики»
Помните правило: если слышите слог с твердым согласным, поднимаете синий кружок, если слышите слог с мягким согласным-поднимаете зеленый.
Да, дя, ду, дю, ди, ды, до, дЁ, де, да и тд…
- Предлагаю составить схему слова «домик».
-Сколько звуков в слове ДОМИК? Назови.
- Сколько гласных, согласных звуков?
- Сколько твёрдых и мягких согласных?
- Сколько слогов в слове ДОМИК? По каким звукам мы определяем количество слогов? Составьте схему слова домик. Слайд.
8. Игра «Небылицы»
Воспитатель: - Домовенок хочет с вами поиграть и вас запутать. Но вы слушайте внимательно и, если нужно, исправляйте.
Автобус лежит под водителем – Водитель лежит под автобусом.
Над самолетом летит лес — Над лесом летит самолет.
Мост проезжает под поездом —- Поезд проезжает под мостом.
Диван выглядывает из-под кошки-Кошка выглядывает из-под дивана/
Клубок закатился над диван- Клубок закатился под диван.
- Составьте предложение со словом – дом и составьте его схему
9. Рефлексия
- Чему мы научили Домовёнка Кузю?