Марина Батова
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Царство растений — деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема непосредственно образовательной деятельности «Царство растений: деревья»
Цель: обобщение представлений детей о деревьях; формирование умения работать с бросовым материалом.
Психолого-педагогические задачи:
Образовательные: закрепить знания о деревьях, их красоте; формировать умение решать проблемные задачи; активизировать словарь; учить делать поделку из бросового материала.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы „Царство растений — деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Развивающие: развивать образное и пространственное мышление; побуждать детей к творчеству и самостоятельности; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: развивать у детей социальные навыки: умение разбиться на пары, найти свое место в своей группе, работать в коллективе, договариваться друг с другом; воспитывать усидчивость, аккуратность.
Интеграция: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное развитие»
Оборудование и материал: презентация «Деревья вокруг нас», ноутбук, мультимедийная установка; аудиозапись красивой спокойной музыки; картонный лист клена с письмом; алгоритм изготовления дерева; бросовый материал: картонная коробка, втулки от туалетной бумаги – 10 шт. ; бумажные салфетки желтого, оранжевого, красного и зеленого цвета; коричневый картон формат А4 – 5 шт; картинки с изображением разных деревьев; ножницы, клей-карандаш, салфетки влажные по количеству детей.
Приемы: игровая мотивация, просмотр презентации, вопросы воспитателя, ответы детей, обобщение, физкультминутка, создание проблемной ситуации, использование «технологии сотрудничества», создание ситуации успеха, показ способа действия, объяснение, использование алгоритма, индивидуальная помощь, анализ работы детьми, воспитателем, поощрение, рефлексия.
Вид детской деятельности, лежащей в основе детской деятельности: познавательная, продуктивная, коммуникативная
Форма работы с детьми: подгрупповая
Место проведения: групповое помещение
Ход непосредственно образовательной деятельности
1 часть – вводная Цель: определение темы занятия.
Создание образовательной ситуации
Заранее вывешиваю за окно лист клена с письмом, привлекаю внимание детей к происходящему за окнами
- Ребята, посмотрите сколько интересного можно увидеть за окном. А это что за листок стучится к нам в окно?
Достаю кленовый лист.
(Дети проявляют заинтересованность, рассматриваю лист клена)
Мотивация детей на предстоящую деятельность
- Какой веселый кленовый лист. На нем что-то написано. Давайте прочитаем.
(Читаю запись.)
«Здравствуйте, ребята! Приглашаем вас на небольшую, но очень интересную прогулку. Ваши друзья – растения» (Дети слушают, что написано в записке)
- Ребята, а как вы думаете, что за растения приглашают нас в гости? (Высказывания детей.)
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.
- Верно, деревья! Ребята, а где растут деревья? Правильно, в лесу, в парке, в сквере, в садах, на улицах около домов. Я предлагаю совершить небольшую виртуальную прогулку по этим местам и посмотреть, какие там живут деревья. Садитесь в автобус и отправляемся в путь. (Дети рассаживаются на стулья)
2 часть – основная Цель: создание условий для обобщения представлений детей о видах деревьев и их жизни в разное время года
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
Показываю детям презентацию «Деревья вокруг нас», вовлекаю в беседу, задаю вопросы, стимулирующие процесс мышления. [/i]
- А вот и первая остановка. Где это мы с вами находимся?
- Верно, это сад. Какие деревья растут в саду? Что растет на деревьях?
- Верно, фрукты. Как же по-другому можно назвать эти деревья? Значит какой это сад?
- Отправляемся дальше. Мы с вами гуляем по (парку, скверу, по лесу). Ребята, какие деревья растут в скверах, парках, лесах?
- Молодцы! Скажите, как называется лес, в котором растут одни ели? (Ельник)
- Лес, в котором растут одни сосны? (Сосняк, сосновый бор).
- Лес, в котором растут одни березы? (Березняк, березовая роща).
- Лес, в котором растут одни дубы? (Дубрава)
- А если лес состоит из одних осин? (Осинник)
- Ребята, а как вы думаете, деревья в течение года всегда одинаковые? Почему вы так думаете?
- Какого цвета деревья весной летом, осенью, зимой?
- А в какое время года вам деревья нравятся больше всего? Почему? (Дети получают информацию, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Выражают свои мысли.)
- А я люблю деревья во все времена года.
Рассказываю и показываю на слайдах.
- Весной деревья просыпаются, на ветках появляются зеленые молодые листочки, как будто новое зеленое платье одевает дерево.
Летом оно одевает пышный зеленый наряд, в тени которого можно спрятаться от солнца.
Зимой деревья вроде бы скучные, грустные, серые, но вот пройдет снегопад, и деревья наряжаются в белые серебристые шубки.
Ну а осенью деревья совсем необычные, разноцветные. Вот золотистая береза, это рыжий огненный клен, а это красная рябина.
Приглашаю детей изобразить деревья в осеннем парке.
Динамическая пауза: Физкультминутка (по стихотворению М. Садовского «Осень»)
Березы косы расплели (наклоны головы к плечам,
Рукам клены хлопали (поднимаем руки в стороны, затем резко опускаем, хлопаем себя по ногам,
Ветра холодные пришли (махи руками над головой из стороны в сторону,
И тополи затопали (одновременно с движением рук топаем ногами,
Поникли ивы у пруда (наклон вперед, расслабленные руки касаются пола,
Осины задрожали (потрясем кистями,
Дубы, огромные всегда, потянулись вверх, встали на носки,
Как будто меньше стали (присели, руки на коленях).
Все присмирело, съежилось, поникло, пожелтело (пригнули головы, колени обхватили руками).
Лишь елочка пригожая к зиме похорошела (выпрямились, поворачиваемся из стороны в сторону, руки свободно).
(Дети демонстрируют физическую активность)
- Ребята, а как же можно сохранить красоту деревьев, чтобы любоваться ими круглый год? (Высказывания детей.)
- Молодцы, вы все верно сказали, можно нарисовать, сфотографировать, сделать аппликацию.
А еще можно сделать коллективную поделку «Макет осеннего леса». Хотите участвовать? Тогда вернемся с нашей прогулки в детский сад в нашу мастерскую. (Дети проходят к рабочим столам.)
Практическая часть
Предлагаю детям рассмотреть материал для изготовления поделки и рассказать, что они видят. Ставлю перед детьми новую цель. Вовлекаю в совместную деятельность. Задаю вопросы, стимулирующие процесс мышления. Способствую тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы. Представляю возможность детям обсудить, найти конструктивное решение.
- Для изготовления макета у меня есть разнообразный материал. Что вы здесь видите?
- Все верно, вот из этих материалов мы и будем делать макет осеннего леса.
- Как вы думаете, из чего мы будем делать деревья?
- Да, из втулок от туалетной бумаги и цветных бумажных салфеток.
Скажите, сколько здесь втулок?
- Правильно, 10 штук. На одно дерево нужно две втулки. Значит сколько будет деревьев?
- Верно, 5. А вас сколько? Все смогут сделать дерево? Как же быть? Ведь, я думаю, все хотят принять участие. (Рассматривают материал. Получают информацию, отвечают на вопросы.)
- Правильно, нужно разбиться на пары, т. е. вдвоем делать одно дерево. Как мы можем разбиться на пары?
Приходим к общему выбору.
- Теперь берем на свои тарелочки необходимый материал и проходим за столы.
(Делятся на пары. Выбирают необходимый материал, садятся за рабочие столы.)
Ставлю перед детьми новую цель. Создаю ситуацию успеха. Показываю и объясняю способ действия.
- Итак, нам с вами нужно сделать красивые осенние деревья для макета «Осенний лес», поэтому нужно быть внимательными, аккуратными, работать вместе, помогать друг другу. Вы этими качествами обладаете, у вас все получится.
- Мы с вами будем использовать в работе ножницы. Давайте вспомним правила пользования ножницам. (Дети проговаривают правила)
- Молодцы! А сейчас я вам поэтапно расскажу и покажу, как сделать дерево.
1. Вначале вырезаем основание для дерева из коричневого картона по намеченной линии и готовим листья из цветных салфеток с помощью разрывания на кусочки и их сминания.
2. Затем на втулках делаем короткие надрезы до очерченной линии.
3. Намазываем клеем разрезанный край одной втулки вставляем ее в другую и приклеиваем. Получаем ствол дерева.
4. Делаем крону дерева. Отгибаем надрезанный край в разные стороны, намазываем надрезы клеем и украшаем их смятыми кусочками цветных салфеток.
5. Приклеиваем дерево к основанию. Вокруг дерева наносим клей и приклеиваем травку.
6. Рисуем фломастером кору дерева.
Вот и готово осеннее красочное дерево.
(Дети слушают объяснения воспитателя, следят за его действиями.)
- Прежде чем вы приступите к работе, повторим этапы выполнения работы. С чего начинаем работу? Что делаем дальше? И т. д.
По мере называния детьми этапов работы вывешиваю на доску алгоритм.
Предлагаю детям приступить к изготовлению деревьев. Провожу индивидуальную работу. Готовлю основу макета из коробки. Во время изготовления детьми деревьев звучит аудиозапись красивой спокойной музыки.
- Пока вы делаете деревья, я сделаю основу для макета из коробки и картинок.
(Дети договариваются о своей части работы в общей поделке. Действуют самостоятельно. Ставят дерево с полянкой на основу макета.)
- Вот и готов наш макет. Теперь он будет нам напоминать о красоте осеннего леса.
3 часть - заключительная Цель: подведение итогов деятельности
Педагогическая оценка результатов деятельности детей
Инициирую общее обсуждение. Активизирую обсуждение. Проявляю уважение к детским высказываниям. Выражаю признательность.
- Ребята, вам понравился макет? Как вы думаете какой оценки заслуживает наш макет? Почему вы так считаете? Встретились ли вам в процессе нашей деятельности какие-нибудь трудности? Как вы их смогли преодолеть? (Дети анализируют свою деятельность. Слушают. Выражают собственные мысли. Обобщают. Делятся впечатлениями.)
- Какие же вы молодцы!
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность
Подвожу детей к выводу, что наш макет может послужить домом и для других жителей.
- Ребята, а как вы думаете, другие жители леса захотят здесь жить?
- Я тоже думаю захотят. Поэтому предлагаю вам подумать и дома вместе с родителями смастерить кого-нибудь из жителей леса. Договорились? (Дети высказывают свое мнение, рассуждают, делают выводы.)
- Наша мастерская закрывается. Прошу навести порядок на рабочих местах. Всем спасибо!