Ирина Ивановна Детынченко
Конспект НОД по речевому развитию «Ярмарка головных уборов» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей историей головных уборов.
Программные задачи:
Обучающие: Дать знания о названиях и назначении незнакомых головных уборов, познакомить с их историей. Упражнять детей в умении классифицировать предметы по видимым и невидимым признакам. Продолжать учить пользоваться предложениями, активизировать словарный запас.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Ярмарка головных уборов“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Головные уборы
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Развивающие : Развивать речь детей, творческое мышление, воображение.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное и бережное отношение друг к другу.
Словарь: глава, переваривать, однотонные, разноцветные, треух, ярмарка, папаха, тюбетейка, колпак.
Методы и приемы: иллюстративный, игровой, поисково-исследовательский, творческий.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций по теме «Головные приборы», чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа», дидактическая игра «Помоги Незнайке» составление описательных рассказов по схеме, загадывание загадок, изготовление головных уборов с участием родителей для оформления ярмарки.
Ход
Дети заранее знали, что в пятницу у них будет необыкновенный день - праздник шляп. В группе была открыта ярмарка головных уборов, на которую «товар» дошкольники приносили из дому.
В: Ребята, я вам приготовила сюрпризы и спрятала их в баночке (для специй) Как вы думаете, что находится в баночках?
Д: Варенье, киндер-сюрприз, соль, и т. д.
В: Давайте попробуем отгадать по запаху, что же я положила в банки.
Д: Апельсин, лимон, огурец, колбаса.
В: А теперь откройте и проверьте.
(Дети проходят к выводу, что они не ошиблись. Воспитатель обращает внимание на разнос со стаканами)
В: Посмотрите, я вам приготовила напитки. Что о них можно сказать?
Д: Они разного цвета. Малиновый, желтый, зеленый, оранжевый.
В: Все напитки разные по цвету. А какие же они на вкус?
Д: Надо попробовать.
В: Совершенно верно
(Дети пробуют на вкус)
Д: У меня кислый
- У меня сладкий.
- Ой, какой соленый
В: Напитки оказались на вкус разные. Вы отгадали сегодня все мои сюрприз. Какие органы вам в этом помогали?
Д: Нос, глаза, язык.
В: И глаза, и нос, и язык находятся на…
Д: Голове.
В: Значит, голова помогает все видеть, слышать и узнавать. Голова это очень важное. На Руси издавна о главном говорили как о голове. Например, вы часто слышите пословицу «Хлеб - всему голова». Ваши родители ходят на выборы «главы» нашего государства. Ведь слова «глава» «главный» произошли от слова «голова». Да, кстати, знаете ли вы, что слова «голова» и слово «Горшок» на многих языках звучат одинаково. Вспомните, в каких сказках говорится о горшке?
Д: В сказке «Красная Шапочка», «Теремок», «Горшок каши».
В: Молодцы! Представляете, «горшок» и «голова». Какие разные слова, а звучат одинаково. Что же у них может быть общего.
Д: - Они круглые.
-Головы моют и грязный горшок моют
-Плохо человеку, когда болит голова. И плохо, когда горшок разобьется.
В: Вы порадовали меня своими ответами. Я добавлю, что горшок и голова должны хорошо варить. Переваривать «чужое - сырое» на «свое – варенное». Горшок варит пищу, а голова - знания. Человек всегда оберегал свою голову от дождя, зноя и холода. Он ее покрывал, чаще шапкой. Поэтому, если перевести слово «шапка» с французского оно звучит как «покрышка».
Правда, интересно узнать, что у вас на верхней полке в шкафу не шапки, а покрышки. Давайте их рассмотрим.
(Дети несут свои шапки, раскладывают их на столе)
В: Какие разные и необыкновенные. Подумайте и скажите, по каким признакам их можно на две группы.
Д: - Шитые и вязанные.
-разноцветные и однотонные.
- о отворотом и без отворота.
- с козырьком и без него.
В: Пусть ваши шапки здесь полежат, мы их уже рассмотрели. А теперь давайте посмотрим, какую шапку принесла я. Многие мальчики носят такие же шапки, но не все знают, что они называются ушанки, как вы думаете почему?
Д: У нее есть ушки, которые можно отвернуть, опустить, когда холодно.
В: Необыкновенный ответ. В старину такую шапку называли треух, у неё как бы три уха. Два опускаются, а третий козырек. Мы сегодня столько рассмотрели шапок! И все они разные по качеству, назначению, по материалу из которого сделаны. А ведь у шапки есть своя история. В древние времена не было головных уборов. На земле царило тепло и жара. И всюду росли кусты, цветы, деревья. Ими можно было прикрыть голову от солнечных лучей.
(Воспитатель предлагает представить, как воспитанники изнывают от жары и показать это.)
Д: - прикрыть голову, большим листом, как у лопуха.
- а можно сделать шапочки из листьев
-сплести венок из цветов, такой, чтобы была закрыта макушка.
В: Но прошел теплый период. Наступила зима, дует ветер, идет снег, человек спрятался в пещере, но надо идти, добывать пищу. Что надеть на голову?
Д: Укрыть шкурой небольшого зверя.
В: Шкура не будет держаться на голове.
Д: Её можно скрепить пером, палочкой, костью от рыбы.
В: Вы меня радуете ответами. Если бы вы жили в те времена, то обязательно нашли бы способ, как сберечь голову от зноя и холода.
Позже люди создавали необыкновенные головные уборы. Когда-то модницы носили шляпы в три раза больше головы. Они были тяжелые и неудобные. Но женщины их носили и терпели, им хотелось выглядеть красиво.
Были и такие крошечные шляпки, что их носили просто как украшения. Эти головные уборы, теперь можно встретить на страницах книг и журналов. Вы знаете, что у нас сегодня работает ярмарка головных уборов, давайте её посетим?
(Дети проходят в ту половину группы, которая оформлена под ярмарку, выставку шапок и шляп.)
В: Какой необыкновенный товар, попробуйте быть продавцами тех головных уборов, которые вам понравились. Вы должны продавать так, чтобы покупателю захотелось купить именно вашу шапку или шляпу.
(Дошкольники выполняют роль продавца)
Д: - Покупайте, покупайте бордовую шляпку с полями. Вы в ней будете выглядеть необыкновенно красиво.
- Богатыри, покупайте шлем, он вас спасет от копья.
- Женщины, покупайте шапку из меха. Посмотрите, какая она шикарная.
Воспитатель старается, чтобы дошкольники назвали как можно больше головных уборов : Тюбетейка, колпак, шляпа, косынка, папаха, соломенная шляпа, фуражка, кепка, пилотка.
В: А мне хочется примерить этот головной убор.
(Воспитатель надевает белый колпак)
В: Кто я теперь?
Д: Повар
В: Повар в белом колпаке и с половником в руке
Готовит суп он из гороха
И получается неплохо.
В: Люди каких профессий носят колпак?
Д: Врач, медсестра, продавец.
В: Я когда-то была на часовом заводе и видела, что девушки рабочие все надевают белые колпаки, а мастер, следит, чтобы каждый надевал или шапку или платок. Чтоб в часы не попал ни единый волосок, чтоб они ходили так, тики-тики, тики-так. А многим покрышка спасает жизнь, бережет их голову от ударов.
В: Кому необходим шлем?
Д: Шахтерам, гонщикам, мотоциклистам, хоккеистам.
В: Я вам сегодня напоминала пословицу о главном- о хлебе. А ведь есть много пословиц и о шапках. Вот одна из них. «По Сеньке и шапка». Вот и история этой пословицы. Жили в одной деревне два Сеньки. Один был ушлый, да дом у него был исправный крепкий и хороший, забор всегда починен. О нем говорили уважительно «По Сеньке и шапка». Дети пробуют говорить с нужной интонацией. А второй - ленивый. Дом у него был неказистый, одежду носил он мятую. О нем говорили с насмешкой «По Сеньке и шапка». Дети пробуют говорить с предлагаемой интонацией.
Воспитатель объясняет еще несколько пословиц «На воре и шапка горит», Шапку в охапку да бегом», «Поспел к шапочному разбору».
В: Мы с вами говорили о головных уборах. На ярмарке есть и головные уборы сказочных героев. Каких сказочных героев мы не представляем без головных уборов.
Д: «- Незнайку без шляпы
- Королеву - без короны
-Богатыря - без шлема
-Кота в сапогах - без шляпы с пером
-Красную шапочку – без шапочки
-А ее бабушку - без чепца»
В: Да, нам нужны головные уборы. Поэтому о них поют песни, читают стихи. Я когда-то тоже сочинила стих о шапке. Я вам буду читать, а вы будете его рассказывать руками.
Надеваю шапку со звездой
Я солдат отважный, молодой
Буду я границу зорко охранять
Спи спокойно мама, папа и мой брат
Если же папаху вдруг надену
Сразу казаком предстану я
Сяду на лихого, белого коня
Ни за что на свете не догнать меня
Если надену белый я колпак
Стану за прилавок торговать
Взрослые и дети заходите к нам
Овощи и фрукты всем продам
Как же много значит шапка для меня
В разного героя превратят меня
Иль согреет в холод, в стужу и мороз
Летом от жары и зноя нас она спасет.