Наталия Ждан
Конспект НОД в старшей группе по приобщению дошкольников к финансовой грамотности «Как возникли деньги и для чего они нужны»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей до-школьного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами в давние времена;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по приобщению дошкольников к финансовой грамотности „Как возникли деньги и для чего они нужны“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- научить дошкольников считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность; выработать у детей желание покупать полезные для здоровья продукты;
- упражнять детей в делении на слоги слов.
Ход НОД:
Воспитатель:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Сегодня я пришла в сад и обнаружила в нашей группе шкатулочку. Как вы думаете, что это за шкатулочка, и почему она у нас появилась в группе? (Ответы детей.) Но это еще не все, что я нашла в группе. Рядом со шкатулочкой лежало письмо. Прочитаем его? (Ответы детей.)
Читаю письмо: «Здравствуйте! Меня зовут девочка Мармеладка. В этой шкатулочке все мои сокровища. Я готова ими поделиться, если вы отыщите ключик от нее. Я вам приготовила подсказку, где находится ключик. Выполняйте мои задания, и получайте часть моей подсказки.»
Будем искать ключик? (Ответы детей.) Девочка приготовила для нас 4 задания. Нам нужно решить, какое задание мы будем выполнять первым, вторым, третьим и четвертым. (Обсуждение с детьми.). Отлично. Тогда начинаем.
Первое задание. Путешествие в прошлое денег.
Воспитатель: Я вам предлагаю рассказать о том, как появились деньги. Всегда ли у нас были деньги? (Рассказ детей с опорой на лэпбук).
А какие деньги появились раньше металлические или бумажные? (Ответы детей.)
А во всех ли странах одинаковые деньги? (Ответы детей.)
Как называются деньги в нашей стране? Что изображено на них? Какие стороны есть у монет? (Ответы детей.)
Молодцы! Вы очень хорошо знаете историю возникновения денег. Получайте фрагмент подсказки.
Второе задание. Практическое.
Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что за покупками в магазин ходят с чем? (Ответы детей.) Правильно, с деньгами. Перед вами лежат деньги. Напомните мне, пожалуйста, как называются наши деньги? (Рубли.) А из чего они сделаны? (Из металла, из специальной бумаги.) А вы знаете, как называются металлические деньги по-другому? (Монеты.) Правильно. А бумажные деньги как называются? (Купюры.). А как вы думаете, какие деньги удобнее и проще с собой носить - монеты или купюры? (Ответы детей.)
Давайте проверим. Сейчас мы с вами пройдем в мини-лабораторию. Рассаживайтесь на стульчиках. У вас есть листы наших сегодняшних испытаний. (Лист бумаги, разделенный на пополам. Левая половина – это монеты, левая – это купюры.) Наши колонки будут пополняться плюсами, и в конце мы сделаем общий вывод.
Начинаем проводить эксперименты.
Эксперимент 1:
Попробуйте сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. (Вместо купюры берем бумагу, т. к. купюра сделана из бумаги). Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь попробуем порвать? (Бумага рвется, монета нет.)
Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.) Правильно, монета лучше, прочнее. Она не мнется и не рвется. На наших листах в столбце монеток ставим плюс. В этом эксперимента монета показала лучшие качества.
ВЫВОД: монетка.
Эксперимент 2:
Для эксперимента нам нужна вода. Перед вами стоит емкость с водой. Кладем бумагу в воду, что происходит? (Ответы детей.) А если она намокнет? (Ответы детей.) А теперь проверим монету. Что произойдет? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? (Ответы де-тей.) Правильно, опять монетка. Отмечаем в наших листах.
ВЫВОД: монетка.
Эксперимент 3:
Теперь определим, что тяжелее монета или купюра. Для этого возьми-те в одну руку монетку. А в другую купюру. Как вы думаете, что тяжелее? (Ответы детей.) Может подуем на них? Что происходит с монеткой, с купюрой? (Ответы детей.) Какой сделаем вывод? Что легче? (Ответы детей.) Что выигрывает? (Ответы детей.) Правильно, бумажная купюра. Ставим плюс в колонке с купюрами.
ВЫВОД: купюра.
Эксперимент 4:
Теперь возьмите бумажную купюру в 10 руб. и 10 монеток по 1 руб. Скажите, пожалуйста, какие деньги мы возьмем и посчитаем быстрее? (Ответы детей.) Правильно – бумажные. Здесь выигрывает купюра. Отмечаем в наших листах.
ВЫВОД: купюра
Эксперименты завершены. Рассмотрим наши колонки. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Посчитайте плюсы в первой и во второй колонке. Что можно о них сказать? (в обоих колонках одинаковое количество плюсов.) Какой вывод мы можем сделать? Правильно, где-то удобнее монеты использовать, а где-то и купюры. В любом случае они нам пригодятся. Отлично потрудились. Держите еще одну часть подсказки.
Физминутка. Игра с мячом. Что делают люди разных профессий.
Продавец - … (продает)
Учитель - … (учит)
Врач - … (лечит)
Швея - … (шьет)
Строитель - … (строит)
Повар - … (готовит)
Писатель - (пишет)
Дворник - … (убирает)
Парикмахер - … (стрижет)
Художник -… (пишет, рисует).
Третье задание. В магазине.
Бабушка попросила Таню сходить в магазин и дала ей кошелек с монетами: 3 шт. по 1 руб., 1 шт. – 2 руб., 1 шт. – 5 руб. Всего 10 рублей. Таня должна купить полезные продукты и, если останутся деньги, немного сладостей.
Вопросы: Какие полезные продукты выбрала Таня? Остались ли у нее деньги на сладости? Какие сладости купила Таня?
Молодцы. Справились и с этим заданием. Держите следующую часть подсказки.
Четвертое задание. Банка сокровищ.
У девочки Мармеладки сокровища хранятся в шкатулочке. А могут ли сокровища хранится еще в чем-нибудь? (Ответы детей.) Конечно, со-кровища могут хранится в чем угодно. И мы сегодня с вами наполним эти три банки сокровищами. Давайте рассмотрим банки. Что на них написано? (Ответы детей.) На первой банке написано один слог, на второй два слога, на третьей три слога. Может вы уже догадались, как мы будем наполнять эти банки? (Ответы детей.) Правильно, мы будем наполнять их словами. У нас есть картинки. Мы называем, что изображено на картинке. И считаем сколько слогов в этом слове. И кладем эту картинку или в первую, или во вторую, или в третью банку.
Всем задание понятно. (Ответы детей.) Можно приступать. (Дети выполняют задание.)
Посмотрите еще раз глазками, проверьте себя сами. Все правильно? Вы уверены? (Ответы детей.)
К нам пришли гости, может мы их попросим посмотреть на наши баночки? (Ответы детей.) Как раз проверим, умеют ли они делить слова на слоги. Дорогие гости ребята заработали подсказку или нет? (да. Заработали.) Молодцы. Получайте последний кусочек.
Все части подсказки у нас. Собираем. На картинке изображена девочка с ключиком, висящим на шее. Где же эта девочка? Где же наш ключик находится? (Обсуждение.) А может эта девочка уже выросла? (Достаю ключик, висящий у меня на шее, спрятанный под одеждой.) Открываем шкатулочку, в шкатулочке шоколадные монеты, и игрушечные деньги для самостоятельной игры детей.
Рефлексия.
Понравился ли вам наш поиск ключа. Что вам понравилось больше всего? Испытывали ли вы трудности в чем-то?