Татьяна Зернова
План-конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
План-Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги» в старшей группе
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.
Задачи:
Образовательные:
Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
Развивающие:
Публикация «План-конспект занятия по финансовой грамотности „Деньги“ в старшей группе» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека. Развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Закрепить представление о составе числа 5.
Воспитательные:
Воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка.
Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и банкнот, просмотр презентации, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок.
Оборудование: мультимедийное оборудование, денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, листы бумаги А-4 на каждого ребенка, демонстрационный материал, игрушка Винипух.
Ход занятия
1. Организаторский момент
Воспитатель: Ребятки, давайте поприветствуем, друг друга.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- Доброе утро!
2. Вступительная часть
Воспитатель: Дети предлагаю вам отгадать загадку:
Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно все это …
Дети: Купить.
Воспитатель: А за что мы все это можем купить?
Дети: За деньги.
Воспитатель: А что вы знаете о деньгах?
Дети: Деньги это такой предмет, которым можно расплачиваться за что то.
Воспитатель: Правильно ребята, скажите, за что можно расплатиться деньгами?
Дети: Деньгами расплачиваются за покупки.
Воспитатель: А еще деньгами можно оплатить оказанную услугу, работу. Ваши родители получают деньги там, где они работают.
Ребята, сегодня на занятии я вам расскажу, что такое деньги и как они появились. Но вначале мы поиграем в игру, которая называется «Для чего нам нужны деньги».
Вы подумайте немного, я буду бросать мяч, а вы отвечайте, для чего нужны деньги.
(Воспитатель, по очереди бросает мяч детям. Если ребенок затрудняется с ответом, задает наводящие вопросы: Дома мы пользуемся водой, светом, газом, за это нужно платить деньги? Когда мы едем в автобусе, нам нужны деньги? А когда пришли в аптеку, за что мы платим? Когда разговариваем по мобильному телефону, нужно пополнять счет? и т. д.)
3. Основная часть
Воспитатель: Ребята, все вы видели, как выглядят деньги. Вспомните, из чего они сделаны?
Дети: из бумаги.
Воспитатель: Деньги, которые сделаны из бумаги, называются купюры. Повторите это слово.
Дети: купюры.
Воспитатель: Купюры бывают 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 (показывает изображение на проекторе) Посмотрите, все эти купюры разного цвета, чтобы не перепутать. А еще, деньги бывают металлические. Называются они монеты. Повторите.
Дети: монеты.
Воспитатель: Монеты бывают: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей.
Я предлагаю вам рассмотреть деньги. Подходите, пожалуйста, к столу.
Давайте вначале рассмотрим монету. Посмотрите, что изображено на одной стороне, а что на другой. Какая цифра изображена у вас?
Дети: на одной стороне изображен государственный герб, а на другой цифра.
Воспитатель: Как вы думаете, какая сторона главная у монеты?
Дети: незнаем
Воспитатель: Главной, лицевой частью монеты считается та сторона, на которой изображен герб. А теперь давайте рассмотрим бумажную купюру. Посмотрите, что изображено на бумажной купюре? На одной стороне десятирублевой купюре изображен мост, а на другой часовня. Посмотрите, есть ли на бумажных деньгах изображение герба? Как вы думаете, где лицевая часть у купюры? А как вы думаете, какие деньги удобнее бумажные или металлические?
Ответы детей
Воспитатель: Мнения разделились, поэтому, я предлагаю, это проверить.
На столе лежит бумага. Она будет символизировать купюру. Возьмите лист бумаги, помните его, попробуйте разорвать. Получилось? А с монетой можно сделать эти действия: порвать, помять? Какой вывод?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, берем бумажный лист и кладем его в воду. Что происходит?
Дети: Мокрая бумага разваливается, разрывается.
Воспитатель: А теперь опустим в стакан монету. Что происходит, монета намокла? Какой вывод можно сделать?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь, на одну ладонь положим монету, а на другую купюру. Что тяжелее, что легче? Подуем на бумагу, что происходит, почему бумага слетает с ладони?
Дети: Потому, что бумага легче.
Воспитатель: Чем лучше пользоваться?
Дети: удобнее пользоваться монетами.
Воспитатель: Хорошо, удобнее оказались монеты. Но у них есть один существенный недостаток - это то, что они тяжелые и когда этих денег много, то они занимают много места. Чтобы купить много покупок, нужно возить с собой мешок монет. В наше время люди придумали использовать вместо денег банковскую карту (показывает). Она легкая и не занимает много места. И деньги можно совсем не использовать. С такой карточкой можно ехать в другой город или полететь в другую страну без денег.
Физминутка
«Один, два, три, четыре, пять»
Один, два, три, четыре, пять (топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять (занимаемся опять).
4. Историческая часть
Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли существовали деньги?
Дети: наверное нет.
Воспитатель: А как же люди совершали покупки в то время, когда денег не было? Как люди обходились без денег? Сейчас мы с вами отправимся в путешествие во времени и узнаем историю происхождения денег.
Для этого нам понадобятся часы (Воспитатель показывает большие настенные часы) Стрелки у часов двигаются вперед. А что бы нам попасть в прошлое, мы покрутим стрелки часов назад.
Вот мы и попали в прошлое. Давайте подойдем к макету. Посмотрите, пожалуйста, на картину. Что вы на ней видите?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, древние люди меняли продукты на посуду. Они использовали вместо денег такие предметы: соль, рис, ракушки, чай, орехи, мех и шкуры животных, сушеную рыбу, драгоценные камни. Как вы думаете, удобно было использовать эти предметы для покупок?
Дети: нет
Воспитатель: Конечно же, нет. Соль, рис, чай можно было рассыпать, сушеная рыба пропасть. И тогда люди стали думать, какой один предмет использовать для обмена. Этим предметом стали металлические монеты. А затем придумали бумажные деньги, потому что они легче.
Сейчас нам пора возвращаться. Я покручу стрелки часов вперед и вот мы опять вернулись в наше время.
5. Практическая часть
(Стук в дверь)
Воспитатель: Дети, к нам в гости пришел Винипух. Он здоровается с нами. Давайте и мы его поприветствуем. Винипух пришел к нам за советом. Кролик дал ему 5 монет. Он решил пойти в магазин, чтобы купить к чаю сладостей. А на них разная цена. Винипух растерялся, сколько и каких сладостей он может купить на эти монеты? Он просит нашей помощи. Дети проходите за столы. Но прежде чем мы приступим к выполнению задания, нужно немного размяться:
Пальчиковая гимнастика: “Раз, два, три, четыре, пять”
Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди загибаем пальчики на правой руке)
Будем пальчики считать! (ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые, (помахать пальчиками обеих рук)
Хотя не очень чистые.
Воспитатель: Перед вами карточки, на которых изображены различные сладости и их стоимость. Разложите 5 монет и скажите, какие сладости можно купить на эти деньги.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Какие сладости сможет купить Винипух?
Ответы детей
Воспитатель: Дети, Винипух благодарит вас за помощь и прощается с вами. Давайте и мы с ним попрощаемся.
Дети: До свидания, всего тебе хорошего.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где можно хранить деньги?
Дети: Деньги можно хранить в кошельке, в банке, в копилке.
Воспитатель: В банке деньги не просто будут сохраняться, доход будет увеличиваться. За то, что люди принесли свои деньги на сохранение в выбранный банк, банк начисляет проценты, сумма увеличивается. Если бы Винипух не потратил свои 5 монет, а положил их в банк на хранение, то через год он забрал бы уже 6 монет. Вот так примерно работают банки.
Кто не хочет хранить деньги в банке, могут хранить и копить их дома. Для скопления денег люди придумали копилки. У кого из вас есть дома копилка, какая она, расскажите?
Ответы детей
6. Подведение итогов
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь вы знаете, откуда берутся деньги и как тяжело их зарабатывать, и что покупается на деньги.
7. Домашнее задание
Воспитатель: Дети вам домашнее задание. Подумайте, чего нельзя купить ни за какие деньги?