Вера Монахова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое часов»
▼ Скачать + Заказать документы
тема «Путешествие в прошлое часов», составила Монахова В. Ф.
Цель: Создать условия для развития у детей любознательности через формирование представлений о времени и способах его измерения.
Задачи:
• Формировать представления о том, как человек изменяет предметы измерения времени в процессе творчества и мысли человека.
• Воспитывать интерес детей к познанию окружающего мира, к тому, что человек - преобразователь окружающих предметов.
Темочки:
- История предметов, путешествие в прошлое
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Часы. История и прошлое часов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
• Обогащать словарный запас детей за счёт прилагательных, обозначающих виды часов - солнечные, водяные, восковые, механические и электронные.
Методы и приемы: рассказ, вопросы наводящие - уточняющие, загадки, пословицы, рассматривание картинок с изображением часов, рассматривание настоящих, разного вида часов.
Предварительная работа: посещение отдела часы в торговом центре, беседа с мастером - часовщиком, чтение художественной литературы, знакомство с песочными часами, наблюдение на прогулке за движением тени от предметов в разное время дня.
Ход занятия
1. Введение в ситуацию:
-Ребята, к нам в детский сад пришло необычное письмо с указанием адреса «для детей старшей группы». Раскроем и прочтем это письмо. Что за послание кроется в нем?
-Мы день не спим и ночь не спим,
И день, и ночь стучим, стучим
-Кто знает отгадку? Правильно это часы.
2. Актуализация знаний:
- Посмотрите здесь еще рисунок есть, на нем изображены часы. Послушаем, работают ли они? Конечно, нет?
- Как вы думаете тот, кто прислал нам это письмо и нарисовал эти часы, что хотел нам сказать? Конечно, чтобы мы поговорили сегодня о часах.
-Скажите для чего нужны часы? Правильно, чтобы могли узнать время, когда вставать, идти на работу и т. д.
3. Затруднение:
-Естественно возникает вопрос: «А как раньше люди измеряли время?»
4. Открытие нового
-Хотите узнать как люди измеряли раньше время? Тогда я предлагаю пойти в наш музей часов.
-Петя, Петя, Петушок,
Золотой гребешок.
Петя рано встает, голосисто поет
Детям спать не дает.
(Показываю картинку или игрушку «Петушок») Причем здесь Петушок? (слушаю ответы детей)
-Давным-давно люди узнавали время по живым часам - петушку. Эти «часы» важно кричат ку-ка-ре-ку. Но не всегда можно определить точное время по петушку, да и не у всех он есть в доме. Не правда ли?
-Да, по пению петушка трудно определить время. А если Петя проспал или мы попали на необитаемый остров? (Выслушиваю ответы детей).
-В летнее время разбудить человека может солнышко. Человек заметил, что в течение дня солнце перемешается по небосклону, а вслед за ним перемещаются тени от предметов.
-Помните, мы наблюдали за этим на прогулках в погожий денек? Так вот посмотрите на эту картинку, здесь изображены солнечные часы (объясняю устройство солнечных часов, но одно неудобство у этих часов, они работают только в солнечную погоду.
-А вот посмотрите на эти часы, как вы думаете, как они называются? Правильно водяные т. к. измеряют время с помощью воды. Ну и эти часы не пригодны в использовании. Почему? правильно, постоянно приходится доливать воду в сосуды.
-И тогда человек заменил водяные часы на песочные (Подходим к песочным часам, дети уже знакомы с устройством этих часов, по этому они рассказывают, в чем их неудобство.
-Правильно их забудешь перевернуть, в карман не положишь, на стену не повесишь, да и работают они всего 3;5;10 минут. Однако, эти старинные час дожили до наших дней Ими пользуются в бассейне, в медицинских целях (переходим к свечке).
-А знаете ли вы, что свечка, это древние часы - огненные. Свеча сверху до низу разрисовывалась полосками, как зебра. Воск от горящего фитиля таял, а вместе с тем таяли и полоски. Сколько полосок исчезнет, столько и часов пройдет. Получается, что время не только течет, но и сгорает. Хорошо если с пользой, а если зря?
-С тех пор прошло много времени, как человек придумал часы с механизмом. В футляр он вставил пружинку, закрутил её, прикрепил к ней зубчатое колесо, которое цепляется за другое и вертит стрелки, а они показывают время (часы, минуты, секунды). Эти часы нужно заводить каждый день если это забудешь сделать, то они встанут. На этом стенде также представлены: настенные, напольные, ручные часы.
- А какие часы не надо заводить? (электронные) Электронные - эти часы работают на батарейках и даже бывают без стрелок, светятся на экране цифры, они показывают точное время и не капризничают.
Физминутка
Кто там ходит влево- вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)
А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки
распрямляются в стороны)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)
5. Включение нового знания
-Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы, все это придумал человек, чтобы узнавать точное время.
-А ещё человек придумал пословицы и поговорки о времени,кто знает,озвучте их.
• Много воды утекло с тех пор.
• Время деньгу дает, а на деньги времени не купишь.
• Москва веками строилась.
• Спешить не спеши, а поторапливайся.
• Дело во время не бремя.
• На хотенье - есть терпенье
• Русский час - всё сейчас.
• Был бы друг, а время будет.
• Год не неделя, всё будет, да не теперя.
• Одна нога тут, другая там.
• Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
6. Осмысление. -Помните на экскурсии в торговом комплексе мы видели много разных, красивых часов. А кто из вас знает, кто продляет жизнь часам? Да это часовых дел мастер - часовщик, мы с ним познакомились во время экскурсии.
-Ну,вот и подошло наше посещение музея к концу. Понравилось оно вам? Что нового и интересного узнали? Выслушиваю ответы детей и подвожу детей к выводу, что время нужно беречь и понапрасну не тратить,а следить нам за временем помогут часы.
Рефлексия:(На столах лежат фломастеры, цветные карандаши, бумага.)
Я предлагаю детям нарисовать те часы, которые им больше всего понравились или придумать свои. Затем дети размещают рисунки в нашем музее
Конец занятия можно закончить игрой «Кто больше знает о часах». Рисование можно заменить изготовлением солнечных часов.