федосеева екатерина
Конспект занятия «Путешествие в прошлое часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Путешествие в прошлое часов».
Цель: воспитывать интерес у детей к работе часовщика, подвести их к пониманию: человек- преобразователь предметов, механизмов.
Словарная работа: часовщик, виды часов : солнечные, водяные, песочные, механические, электронные.
Методические примеры: рассказ, вопросы, загадки, потешки, рассматривание картинок с изображением часов, выкладывание часов из геометрических фигур.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в прошлое часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Предварительная работа: наблюдение за предметной тенью на прогулке в разное время суток, знакомство с песочными часами, чтение стихов, рассказов сказок, просмотр презентации «Что сначала- что потом», часы на листах.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие! Хотите совершить путешествие в прошлое? Тогда постарайтесь угадать загадку.
Ног нет, ходим
Рта нет, а скажем
Когда спать, когда вставать
Когда работу начинать
(Часы)
В: Сегодня мы отправляемся в прошлое часов.
(подходят к первому столу, на котором лежит картинка с петушком)
В: говорить мы будем о часах, а при чем тут петушок? Кто нибудь может объяснить?
В: Ребята, давным - давно, в давние времена люди узнавали время по «живым часам» - петушку. Эти «часы» как вы знаете, важно ходят по двору. Хлопают крыльями. Влетают на забор и кричат «КУ-КА-РЕ-КУ!» однако можно ли по пению петушка определить точное время? (не у всех во дворе живет петушок, не правда ли).
Д: нет
В: Делаем вывод: хоть и пользовались люди «живыми часами», они были очень не точны и неудобны.
(подходим ко второму столу)
В: Ребятки, если вдруг заболеет петушок или проспит, то солнышко будило людей. Послушайте удивительную историю. летнее время, человека может разбудить солнышко. Давным - давно человек заметил, что в тень, падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг по небу, и тень круг тоже пробежала. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал: вбил в землю столбик, а вокруг столбика начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть -1 час.
Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час. Вот такое настоящее изобретение! Так человек изобрел циферблат (круг). Такие часы очень долго были у людей в службе, хоть и работали они только в солнечные дни.
Кто изобрел солнечные часы?
Д: человек
В: Как можно назвать такого человека?
Д: творец, изобретатель
В: А сейчас ребята, пойдем к следующему столу.
(на солее иллюстрации с изображением песочных и водных часов)
В: Послушайте еще одну историю. Сципион Назик, очень умный житель древнего города Рима, наблюдал за тем, как вода сочилась из кувшина. Капли падали кап,кап, кап. Придя домой, он в донышке сосуда просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды, и стал следить как капля за каплей вытекала вода из сосуда. Так прошел час, уровень воды опустился и он сделал на сосуде черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать черточки до тех пор, пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу. Вот так в Древнем Риме изобрели водяные часы.
А вот песочные часы, они тоже без стрелок и чем-то похожи на водяные, только вместо воды в них песок, и их все время нужно переворачивать.
-Как в думаете, эти часы были удобными?
-Водяными часами сейчас никто не пользуется, а вот песочные можно встретить в больнице, в лабораториях у химиков, биологов.
Проходим к другому столу
(На столе изображения разных часов и механизм будильника в разобранном виде)
В6 Время бежало, появились новые приборы для измерения времени. Изобретатель- еще один умный человек придумал часы со стрелками и циферблатом. Правда часы были очень большие, вал –барабан был деревянный и размером с целое бревно, а вместо цепочки на барабан наматывали очень толстый канат с тяжелыми гирями. Часы были на столько громоздкими, что дома они не помещались, их устанавливали на высоких башнях.
Потом появились в домах часы «ходики», их вешали на стену, под часами был маятник. Механизм таких часов состоял из множества шестеренок и пружинок. Такие часы называли механическими.
Потом появились карманные часы, они были очень дорогими, могли себе позволить такие часы только очень богатые и знатные люди. Носили такие часы на цепочке в кармане, а заводили специальным ключиком. Двигателем таких часов была обыкновенная пружинка.
К тому времени появились часовые мастера- часовщики. Они стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок, научили часы играть музыку. Одним из представителей часовщиков был мастер- изобретатель Кулибин Иван Петрович.
Физкультминутка
Тики- так, тики-так,
Так ходики стучат.
(дети наклоняют голову вправо-влево в такт словами)
Туки –так, туки –так-
Так колеса стучат.
(поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг)
Токи-ток, токи-ток,
Так стучит молоток.
(изображают кулачками молоточки)
Туки-ток, туки-ток
Так стучит каблучок
(стучать пяточкой)
В: А теперь подойдем еще к одному столу.
(на столе лежат изображения электрических и электронных часов)
В: жизнь не стояла на месте, люди стали все больше дорожить своим временем, и часы стали необходимостью для всех людей. Часы стали постоянно совершенствоваться. Появились электронные и электрические часы, внутри которых поместили крохотную электрическую станцию- батарейку. (демонстрация батарейки).
Появились часы, которые невозможно купить, но каждый из вас их может увидеть на площадях, вокзалах, на улицах.
-Как вы думаете, что важнее: человек или приборы?
На трубе и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до восхода.
В: вот такой сложный путь прошли часы, что бы мы могли их увидеть такими, какими видим в наше время. И такими удивительным превращениям мы обязаны человеку- творцу, созидателю, изобретателю. Время не стоит на месте, и, конечно, со временем появятся новые часы.
-А сейчас вспомните, какие вы знаете часы?
-Почему человек изобрел часы?
-Спасибо всем за активную работу. Вот мы и попутешествовали во времени, в прошлом часов.