ГАЛИНА БЫЧКОВА
Комплексное итоговое занятие в подготовительной к школе группе «Путешествие в Прошлое часов»
▼ Скачать + Заказать документы
I. РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ
• «Социально-коммуникативное развитие»
• «Познавательное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Художественно-эстетическое развитие»
• «Физическое развитие»
II. ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• Познавательно-исследовательская
• Коммуникативная
• Игровая
• Двигательная
• Творческая
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Публикация «Комплексное итоговое занятие в подготовительной к школе группе „Путешествие в Прошлое часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
• Формировать элементы учебно-познавательных компетенций, связанных с научными методами познания: познакомить с историей часов, учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления.
• Закреплять и развивать умения ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений (стрелок-указателей движения, планов, маршрутов, схем.
• Формировать умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20. Формировать умения раскладывать число на два меньших (в пределах 10).
• Закреплять знания о временах года, о последовательности месяцев в году.
• Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах. Активизировать словарный запас.
Закреплять знания о гласных и согласных звуках и об ударении, развивать фонематический слух. Закреплять работу с предложением (порядок слов и смысловая законченность).
• Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы.
• Воспитывать уважение к труду человека – изобретателя, творца.
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Ребёнок ориентируется в окружающем пространстве, на плоскости; обозначает взаимное расположение и направление движения объектов, используя условные обозначения; моделирует пространственное расположение объектов с помощью схем.
• Имеет представление о сферах человеческой деятельности, через экспериментирование и практическую деятельность знакомится с элементами профессиональной деятельности в сфере науки.
• Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счёт в пределах 20). Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10). Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь цифрами и арифметическими знаками.
• Имеет представление о временах года, знает последовательность месяцев в году.
• Проявляет интерес к истории часов; активен в познавательном диалоге со взрослым.
• Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
• Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.
V. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Наглядные пособия
• Наглядные пособия с изображением часов различного вида.
• Часовой механизм от будильника и разные часы: песочные, механические, электронные, электрические. Макет часов.
• Материалы для проведения опыта «Водяные часы».
• Видеозапись: «Часы с представлением», телеэкран.
• Аудиозапись: крик петуха, звуки капель, бой курантов, телепорт.
• Словарные слова: часы, циферблат, маятник, шестерёнка, пружина, механизм, часовщик.
• Схемы: числовые прямые для решения задач на сложение и вычитание.
• «Капсула» для «перемещения» во времени, мяч – «кристалл», «экран», реквизиты для перевоплощения детей-рассказчиков.
Раздаточный материал
• Листы в крупную клетку для записи решения задачи, звукового анализа слова, схемы предложения.
• Листы с лабиринтами для ориентировки.
• Альбомные листы, цветные карандаши, ластики.
СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
1. Вводное слово воспитателя.
- Хотите совершить путешествие в прошлое? Тогда попробуйте отгадать загадку:
Весь век идёт Ерё мушка:
Ни сна ему, ни дрёмушки.
Шагам он точный счёт ведёт,
А с места так и не сойдёт.
- Что это? (Часы.) Значит, мы отправляемся в прошлое часов. Для этого мы с вами используем «Капсулу времени». Чтобы привести её в действие, нужно «зарядить кристалл» - мяч:
Задание№ 1 Дети становятся вокруг обруча – «капсулы», соединяют ладони друг с другом и произносят «заклинание» - порядковый счёт от 10 до 20.
2. «Петушок на заборе»
(Звук перемещения и следом крик петуха, картинка)
-Говорить будем о часах, а при чём тут петушок? Кто объяснит?
1. - Верно. Давным-давно люди узнавали время только по «живым часам». Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат «Ку-ка-ре-ку!»
- Но можно ли по пению петуха определить точное время?
- Всегда ли и везде были петухи?
Делаем вывод: такие «живые часы» были неудобны, хотя ими всё-таки пользовались.
Задание № 2 Звуковой анализ слова «будильник», составление предложения со словом «часы» и его схемы.
Счёт от20 до 10.
3. «Солнечные часы».
(Звук перемещения, макет и картинка солнечных часов)
Рассказ подготовленного ребёнка :
- Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся человек и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже круг пробежала. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает и вот что придумал: вкопал в землю столб, а вокруг столба круг начертил и разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двигалась по кругу, отмечая час за часом. Обрадовался человек: ведь он придумал инструмент для измерения времени – солнечные часы.
- Тогда, ребята, и появились круг (циферблат) и указатель, который отбрасывал тень на циферблат.
- Нужны ли были людям солнечные часы?
-Кто изобрёл часы? Как назовём такого человека? (Изобретатель, творец.
-Всегда ли могли работать такие часы (только в солнечные дни). Всё равно они долго служили людям.
Задание №3 2 Составление и решение задачи на сложение при помощи числовой прямой.
Загадка: Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не
обходят. (Месяцы)
Зарядка на координацию движения – «Круглый год».
4. «Водяные и песочные часы»
(Звук перемещения, звуки капающей воды, картинка)
Рассказ воспитателя:
Однажды умный человек, житель древнего города Рима, Сципион Назик, наблюдал, как из глиняного кувшина сочилась вода. Кап… Кап… Кап… Падали капли, будто говорили: «Думай, думай!» И Назик придумал. Радостный, он прибежал домой. Взял стеклянный сосуд, просверлил в донышке маленькую дырку, налил в сосуд воды и стал ждать. Вода капля за каплей начала вытекать через дырку. По солнечным часам Назик начал отмечать на стекле чёрточками уровень воды. Прошёл час, уровень воды на стекле опустился, и Назик сделал первую чёрточку. Ещё час прошёл, он сделал вторую и так далее. Когда вся вода вытекла, на стеклянной стенке сосуда было нарисовано 12 чёрточек, а это означало, что прошло 12 часов. Так появились в Древнем Риме водяные часы.
Эксперимент: наши водяные часы.
-Удобными или неудобными были водяные часы?
Рассказ воспитателя с демонстрацией песочных часов :
А вот другие часы, тоже без стрелок, песочные, ровесники водяным часам, и даже чем-то похожи. Только вместо воды они наполнены песком, и их надо было всё время переворачивать.
- Где сейчас служат человеку песочные часы? (В лабораториях у учёных, у врачей в больнице, даже у поваров)
Физкультминутка: игра «Ручеёк» парами с парным счё том: 2,4,6…
5. «Механические часы».
(Звук перемещения, бой Биг Бэна, картинка башенных часов)
Рассказ подготовленного ребёнка «Башенные часы»
Нашёлся умный человек – изобретатель, придумал новые часы с циферблатом и стрелками. Часы эти были очень громоздкие. Вал-барабан у них был деревянный, тяжёлый, как бревно. На барабан наматывался толстый канат с тяжёлыми гирями. Такие тяжёлые и громоздкие часы дома не помещались, и их устанавливали обычно на высоких городских башнях. Первые башенные часы появились в Лондоне, а через сто лет в Москве на башне старого белокаменного Кремля.
(Бой курантов)
Рассказ подготовленного ребёнка «часы-ходики» со сменой картинок.
Потом уже стали появляться в домах часы под названием «ходики». Они вешались на стену. Под часами был маятник на тоненькой проволочке, а снизу выползала цепочка с двумя гирями на концах, похожими на еловые шишки. У таких часов был механизм, и состоял он из множества шестерёнок и пружинок. Такие часы называли механическими, и были они сначала с одной часовой стрелкой. Минутная и секундная стрелки появились триста лет назад.
(Тиканье ходиков, картинка ходиков, словарные слова.)
Рассказ подготовленного ребёнка с демонстрацией механизма.
Двигателем у механических часов стала обыкновенная пружинка, которая спрятана в круглой железной коробочке. По кругу коробочки нарезали зубчики, и получилась шестерня с пружинкой внутри. Если пружинку завести, а затем отпустить её, то пружинка будет раскручиваться и вращать коробочку. А дальше всё просто: Шестерёнка сцепится с зубчатыми колёсиками часового механизма – и пошло-поехало! Закрутился механизм, задвигались стрелки.
(Бой часов с кукушкой, картинка часов с кукушкой.)
Рассказ подготовленного ребёнка.
Уже в то время появились часовые мастера – часовщики. Они стали придумывать часы в виде башенок, шкатулок, беседок. Часы научились играть музыку, показывать представления. В Москве на Садовом кольце, у входа в Центральный театр кукол, есть часы с представлением. Чтобы его посмотреть, там всегда собирается много народа. В 12 часов дня к зрителям поворачивается петух и кричит: «Ку-ка-ре-ку!». Так он приглашает всех на представление. И оно начинается. Появляются звери-музыканты во главе с мишкой и начинают играть на музыкальных инструментах. Мастер-изобретатель этих часов – Иван Петрович Кулибин из Нижнего Новгорода.
Задание №4 Лабиринт. Помочь путешественнику найти путь к часам с представлением.
Просмотр видеозаписи.
Возвращение. Ставим наше время на макете часов.
6. «Часы электрические и электронные».
(Звук перемещения. Дети садятся за столы)
-Менялась жизнь, делаясь всё более шумной и торопливой. Люди всё больше дорожили временем. Часы стали необходимостью для каждого человека. Их человек всё время усовершенствует.
-Какие ещё часы вы знаете? За счёт чего они работают? Удобны ли они? Зачем нужны часы человеку?
На трубе и на стене
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до восхода.
11. Итоги занятия. Рефлексия.
Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы их увидели такими, какие они сейчас. И всё это, ребята, сделал человек – творец, изобретатель, созидатель. А нам надо беречь его труд.
Пройдут годы, и появятся новые часы. Уже сейчас есть часы, которые заводятся от тепла человеческой руки, от солнечной энергии, есть наручные радиочасы. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Стоит нажать кнопку часов – и голос диктора скажет тебе, который час.
- Предлагаю вам пофантазировать и на альбомных листах нарисовать
часы будущего, какими вы их представляете.
- В верхнем уголке рядом с подпись изобразить своё настроение в виде
смайлика. Спасибо всем за активную работу.
ЛИТЕРАТУРА
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд. ,испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
3. Косарева В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет - Волгоград: Учитель,2013.
4. ЭОР: Планирование работы воспитателя ДОО. КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ. По программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа. -Издательство «Учитель» www.uchitel-izd/ru