Шевгия Бабаева
Конспект ОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в прошлое одежды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление с процессом изменения и преобразования одежды; формирование умений устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды.
Задачи:
Обучающие: Научить понимать назначение и функции предметов одежды, необходимых для жизни человека; подвести к понятию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности.
Развивающие : Развивать любознательность; активизировать словарь детей.
Воспитывающие: Воспитывать в детях бережное отношение к одежде.
Темочки:
- История предметов, путешествие в прошлое
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. История, путешествие в прошлое одежды
- Одежда. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Предварительная работа: беседа о том, как шьют одежду; проведение познавательных занятий об одежде, о видах тканей, о профессии «швея»; рассматривание иллюстраций людей в одеждах разного времени; рассматривание образцов тканей.
Форма организации: Коллективная.
Методы и приемы: Словесный, наглядный, практический, игровой, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Корзина с иголками, нитками, тканью, пуговицами, наперстком, ножницы, карточки с заданием, разнообразная современная одежда, мультимедийный проектор, экран, презентация «Путешествие в прошлое одежды».
Ход занятия
I.
Дети входят в группу вместе с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся»
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, посмотрите и кукла Даша здесь. А в руке у нее письмо и корзина рядом. Давайте прочитаем письмо? Ребята, в письме загадка.
(Загадывает загадку)
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?
Дети: одежда
Воспитатель: Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда.
Ребята, Даша просит вас помочь. Она не знает, для чего нужны предметы, которые лежат в корзине и что между ними общего. Поможем Даше?
Дети: да.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что в корзине? (Демонстрирует иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы). А как вы думаете, что между ними общего? Для чего нам нужны эти предметы?
Дети: чтобы шить, чтобы делать одежду, чтобы пришивать, что-нибудь.
Воспитатель: Молодцы! Благодаря этим предметам мы можем шить одежду.
Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли люди носили такую одежду?
Дети: нет
Воспитатель: Правильно! В разные времена люди носили разную одежду.
Воспитатель: Ребята, кукла Даша спрашивает, знаете ли вы как появилась одежда, и какая она была раньше?
Дети: Нет
Воспитатель: Хотите узнать
Дети: Да.
II.
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в прошлое одежды, где узнаем, как именно люди научились шить одежду. Для этого нам надо встать в круг, закрыть глаза и тот, кого я коснусь рукой, тот же час окажется в прошлом. Кукла Даша и ты становись.
Вокруг вас я обойду,
В путешествие возьму.
Один, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Представьте, что мы очутились с вами в путешествии, далеко от детского сада. Занимайте удобные места и слушайте.
Показ на экране слайдов о древних людях с комментариями воспитателя.
Слайд 2: - Давным-давно люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них никакой одежды.
Слайд 3: Нечем было прикрыться от ветра, от дождя.
Слайд 4: А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. Красота! Но растениями можно не только любоваться. А что можно сделать из листьев?
Дети: сделать венок на голову, сделать юбку, сделать платье.
Слайд 5,
Воспитатель показывает на экране слайды с изображением вещей сделанных из листьев и веточек и комментирует:
- можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку - и прикрыться от дождя и ветра. И тогда человек сделал одежду из листьев, травы, соломы, веток. Слайд 6
Воспитатель: Хорошо придумано? Ребята, скажите, зимой можно ходить в такой одежде?
Дети: нет, нельзя.
Воспитатель: А почему нельзя зимой находиться на улице, в одежде из листьев?
Дети: потому что зимой холодно, мы замерзнем, нам будет холодно и мы будем болеть.
Воспитатель: Правильно, ребята. Листья – ненадежная защита. Стали люди думать, где бы взять одежду по теплее, чем прикрыться от непогоды.
Слайд 7: В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо - подумал человек.
Слайд 8: И пошёл человек на охоту, добыл шкуру животного и сделал из неё одежду. Так появилась одежда из шкур животных. Какие вы знаете вещи, сделанные из шкур животных?
Слайд 9
Дети: шапка из шкурки зайца, шапка из шкурки лисы, шуба из кролика.
Слайд 10
Воспитатель: Как вы считаете такая одежда удобнее одежды из листьев?
Дети: да.
Воспитатель: Почему?
Дети: В ней тепло.
Воспитатель: А летом?
Дети: Летом в шкуре жарко, она тяжелая, она плохо держится на теле.
Слайд 11:
Воспитатель. Такая одежда тяжелая, летом и в ней жарко, ее нельзя стирать, да и животных жалко. Тогда люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растет в поле трава – лен.
Слайд 12: Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань. Из такой ткани можно было изготовить себе одежду.
Слайд 13: А еще люди научились получать ткань из другого растения – хлопка. Ребята посмотрите, какое интересное растение – хлопок. Вот это хлопковое поле. Из нитей растения изготавливали ткань. Получилась хлопчатая ткань. Из шерсти овец стали делать шерстяные ткани. (Воспитатель показывает образцы тканей.)
Слайд 14: Такой тканью люди обматывали себя. Давайте и мы попробуем. (Обматывает двух детей тканью.) Удобно вам ходить?
Воспитатель: А что-нибудь делать? Почему?
Дети: Ткань падает, не держится на теле, не удобно двигаться.
Воспитатель: Ребята, чтобы ткань не падала, что же люди придумали?
Дети: Стали сшивать.
Воспитатель: Правильно, чтобы ткань не падала мастерицы стали сшивать с помощью иголок и ниток края ткани и получились вот такие рубахи.
Слайд 15 - 16: Мастерицы все время старались сделать одежду более удобной и красивой. Постепенно люди пришли к одежде, которую носим мы с вами.
Ребята, а где люди берут одежду сейчас?
Дети: Покупают в магазине или шьют. Слайд 17. Слайд 18.
Воспитатель: Вам нравится ваша одежда?
Дети: Да.
Воспитатель: Какая она?
Дети: Наша одежда удобная, красивая, аккуратная.
Воспитатель: Какие виды одежды вы знаете?
Ребята, теперь вы знаете, как люди придумали и научились шить одежду?
Воспитатель: Ребята, кукла Даша предлагает вам немного передохнуть.
Физминутка
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку». Я раздам картинки, вы разложите их по порядку: что было раньше, что изобрели потом и т. д. воспитатель раздает картинки с изображением одежды из листьев, из шкур животных, из ткани, современная одежда.
Молодцы, все справились.
Воспитатель: А сейчас Я буду вам загадывать загадки об инструментах для шитья, а вы слушайте внимательно и постарайтесь их разгадать.
Я одноухая старуха
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну.
Слайд 19 - 20 Игла с ниткой
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый,
У него полно забот:
Он и режет и стрижет.
Слайд 21 - 22 Ножницы
Безделица в петлю попала.
Слайд 23 – 24 Пуговица
Очень я похож на мячик,
Только мячик шерстяной.
И любой котёнок любит
Весело играть со мной
Слайд 25 - 26Клубок ниток.
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все мои загадки.
А сейчас я предлагаю другую игру, для этого нам надо пройти за столы. Дидактическая игра «Что лишнее?».
Воспитатель: Я вам раздам карточки с изображением четырех предметов, три из которых, - это предметы, с помощью которых можно изготовить одежду, а с одним – нельзя. Вы должны определить предмет, который не подходит для изготовления одежды.
Воспитатель раздает карточки:
- ножницы, нитки, молоток, пуговица.
- иголка, ножницы, стул, нитки.
- пуговица, нитки, стол, иголка.
- нитка, иголка, шкаф, ножницы.
Дети работают самостоятельно. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились. А наше путешествие в прошлое одежды подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Приглашаю вас в круг, закрываем глаза, а я скажу волшебные слова:
Вокруг вас я обойду,
В детский сад я вас верну.
Один, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
III.
Воспитатель: Скажите, ребята, куда мы с вами путешествовали?
Дети: В прошлое одежды.
Воспитатель: Что нового вы узнали, пока были в путешествии?
Дети: Узнали, из чего раньше делали одежду.
Воспитатель: Какие инструменты используют для изготовления одежды?
Дети: Ножницы, иголки, нитки, пуговицы.
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята. Вы все очень хорошо работали, отвечали на вопросы. Теперь кукла Даша знает, для чего нужны предметы в корзине и как люди научились шить одежду. Ребята, кукла Даша говорит вам спасибо и хочет подарить раскраски с изображением одежды.