Людмила Доронина
Конспект НОД в старшей группе «Чудеса воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей со свойствами воды в окружающем мире.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды.
2. закрепить представление о значении воды в природе.
3. Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.
4. Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.
5. Совершенствовать умение проводить опыты самостоятельно, под наблюдением воспитателя.
6. Способствовать развитию логического мышления.
7. Воспитывать бережное отношение к природе.
8. Воспитывать интерес к экспериментальной работе и стремление узнаванию нового.
Оснащение:
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Для воспитателя: Ноутбук, презентация о воде, письмо, фонтан самодельный, кувшин с водой, стакан, баночка, ваза.
Для каждого ребенка: бутылочка с водой, три прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка, два стакана с грязной и чистой водой, кусочки марли, ватные диски, салфетки, полоски бумаги разного цвета, сахарный песок, соль.
Предварительная работа:
• Рассматривание энциклопедий;
• Чтение художественной литературы;
• Наблюдения в природе, в быту;
• Проведение различных опытов;
• Игры с водой;
ХОД НОД
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро – длится до вечера!
Воспитатель:
- Дети послушайте стихотворение:
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без нее нам не прожить!
Воспитатель:
- О чем говорится в стихотворении?
Ответы детей.
Воспитатель:
А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть интересную презентацию и отгадать загадки. А о чем будут загадки, вы узнаете сами.
Показ презентации, в которой раскрываются различные состояния воды.
Воспитатель:
Ребята, а как мы можем назвать: дождь, град, росу, снег, облака, туман, лед - одним словом?
Ответы детей.
Воспитатель:
Вы просто молодцы. Это действительно просто вода. Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо от профессора Всезнайка, который работает в институте Воды. В этом институте такие люди, как мы с вами, проводят разные опыты и исследования с водой, изучают ее. Профессор Всезнайка просит нас о помощи.
«Здравствуйте дорогие ребята. Прошу вас помочь моим сотрудникам провести некоторые исследования и опыты с водой. У нас много работы, и мы не успеваем сделать все в срок. А опыты я вам высылаю. Заранее спасибо. Профессор Всезнайка».
Воспитатель: Поможем им, ребята? (Да). Ребята, а вот и опыты, которые мы должны провести в нашей небольшой лаборатории. Приглашаю вас в нашу волшебную лабораторию. Но прежде чем войти мы должны надеть спецодежду –халаты. Надевайте халаты. Я тоже надеваю халат и становлюсь научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих коллег. Теперь мы с вами сотрудники института Воды.
- Что делают в лаборатории?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, проводят опыты, исследуют разные предметы.
- А теперь напомните мне, как надо вести себя в лаборатории:
Ответы детей:
Не шуметь и не отвлекать друг друга,
Аккуратно обращаться с емкостями.
Внимательно слушать старшего научного сотрудника.
Следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, обязательно сделать вывод.
Воспитатель:
- Молодцы! Все правила помните. Ну что, приступим!
«Знакомство с фонтаном»
Посмотрите, в нашей лаборатории появился необычный предмет.
Давайте к нему подойдем и рассмотрим его. На что он похож? (Фонтан)
- Вы знаете, как этот предмет называется?
- Для чего он нужен?
Ответы детей.
Воспитатель:
- А в нашем городе есть фонтаны? Где они находятся?
Ответы детей.
Воспитатель:
- А что льется в фонтане? (вода).
- Что можно сказать о воде, что она делает?
Ответы детей: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель:
- Значит вода – это жидкость?
- Мне интересно, а имеет ли вода форму?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Вот сейчас мы проверим наши предположения.
Опыт 1. «Какую форму имеет вода?»
На ваших подносах стоят разные емкости и бутылочка с водой. И на моем подносе стоит вода и три емкости. Берем воду и разливаем в емкости.
Что вы видите? Вода имеет одинаковую форму или нет?
Ответы детей.
Вывод: вода не имеет собственной формы, а принимает форму того сосуда куда ее наливают.
Воспитатель:
-Ребята, оказывается, сотрудники нашего института Воды, также заботятся о водоемах. Они смотрят, чтобы вода в них была чистая.
-Какие вы знаете водоемы? (река, озеро, пруд, море). (Показ слайда презентации).
-Предлагаю немножко отдохнуть и сходить прогуляться к реке. (На ковре имитация реки, на которой разбросаны игрушки, бумажки, пакеты и т. д).
- Ой, ребята посмотрите, а что же это случилось с нашей рекой?
- Посмотрите, какая у нас река была чистая? (Показ слайда презентации).
- А теперь ее совсем не узнать.
Ответы детей:
Воспитатель:
- Что же нам теперь делать? Ведь нам теперь не только купаться здесь нельзя, но даже руки помыть.
Ответы детей.
-Ребята, скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы?
- Что случится с водой в реке, если бросать разный мусор?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Ребята, нам надо спасать нашу реку от мусора. давайте соберем весь мусор в пакет.
- Молодцы, ребята! Теперь мы можем смело купаться в нашей реке.
Физкультминутка.
Утром стрекоза проснулась, («протираем глазки»)
Потянулась, улыбнулась. (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, вверх).
Раз – росой она умылась, («умываемся»)
Два – изящно покружилась, (кружимся на месте)
Три – нагнулась и присела, (наклонились и присели)
На четыре – полетела. («полетели» – машем руками, как крыльями)
У реки остановилась, (присели)
Над водою закружилась. (побежали по классу)
Воспитатель:
- Ну что, мы с вами немного отдохнули. Пора возвращаться в нашу лабораторию.
Опыты 2.
- Посмотрите, ребята, у вас на столах две емкости с водой.
- Что мы можем о ней сказать, вода в них одинаковая? (стоит один стакан с чистой водой, а другой с грязной).
Ответы детей:
Воспитатель:
- А как вы думаете, можно очистить грязную воду или нет?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Сейчас мы выясним, можно очистить или нет. Возьмите чистый стакан, вставьте в него воронку, вложите в нее ватный диск и сложенную в несколько раз марлю. И начинайте пропускать грязную воду через эту воронку.
- Что вы заметили? Вода стала чище или нет?
Ответы детей:
Воспитатель:
- А что произошло с нашим фильтром- марлей?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Итак, ребята, какой мы можем сделать вывод, можно ли очистить грязную воду? С помощью чего?
Ответы детей.
Вывод: Воду можно очистить при помощи фильтра.
Воспитатель: А сейчас мы будем с вами проводить следующий опыт.
Опыт №3 «Вода прозрачная»
Воспитатель:
-Ребята, а какого цвета вода?
Ответы детей:
Давайте мы, это с вами определим. У вас на подносе лежат разноцветные полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды.
- Поочередно поднесите полоски к стакану. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов полоски?
Ответы детей:
- Какого же тогда цвета вода?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Как можно проверить прозрачность воды? Давайте посмотрим через стакан с водой. Что мы видим? А теперь, опустите в стакан с водой ложку. Видите ложку или нет? Попробуйте опустить в стакан с водой игрушку. Что мы можем сказать о воде?
Ответы детей.
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт №4 «Вода- растворитель»
Переходим к следующему опыту. У вас на тарелочке стоят два стакана с водой. Размешайте в одном стаканчике сахар, в другом - соль.
- Что произошло с сахаром? С солью?
Ответы детей:
После растворения сахара, какая вода получилась в стакане? А после растворения соли?
Ответы детей:
Вывод: У воды появился вкус. Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Молодцы ребята. Я думаю, что мы очень помогли профессору Всезнайки, и отправим наши опыты и открытия по почте.
Воспитатель:
- Ребята, что нового вы узнали в нашей волшебной лаборатории о воде?
- Какой опыт понравился больше?
- Может ли вода растворять вещества?
-Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Ответы детей.
- Спасибо вам, ребята, за работу. За ваши старания и научные открытия,
исследователи института передали вам настоящие медали.
Опыт «Домашний дождик».
Ребята, сейчас мы с вами станем настоящими волшебниками. Подходите все к моему столу.
Берем емкость, наливаем воду, и выдавливаем на нее пышные облака из пены для бритья. Теперь, каждый наберите в пипетку разведенный пищевой краситель и капайте сверху на пену в разных местах.
Подождем и понаблюдаем, что же у нас с вами получилось?
Смотрите, из нашей пенной тучки пошел дождик!
Как это произошло?
Ответы детей:
Да, ребята. Краситель просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности. У нас получился настоящий дождь.