Галина Пономарёва
Конспект НОД в средней группе «Откуда берутся драгоценные камни?»
МАДОУ д/с №3 «Теремок» с. Языково Муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
Открытое занятие
«Откуда берутся драгоценные камни?»
Подготовила воспитатель
средней группы : Пономарева Г. А.
с. Языково 2017 г.
Откуда берутся драгоценные камни?
Цель:
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Откуда берутся драгоценные камни?“» размещена в разделах
- дать представление о камнях;
- развивать у детей интерес к камням, умение называть свойства и их
особенности;
- развивать стремление к исследовательской деятельности;
- познакомить с профессией: геолог;
- дать понятие новых слов: глобус, карта, полезные ископаемые,
- способствовать развитию любознательности;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Методы:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Приемы:
- наблюдение;
- обследование предметов (камней);
- ТСО;
- чтение, рассказывание.
Предварительная работа:
- наблюдение на прогулках;
- сбор камешков;
- оформление коллекций.
Ход занятия:
Ребята посмотрите, что это? (Показ глобуса). Правильно, это глобус. Что такое глобус? Правильно, глобус – это модель земли. Какой он по форме, на что похоже? А как называется наша планета, на которой мы с вами живем? (Слайд. Карта мира). Давайте вспомним, какими цветами окрашена карта и что означает каждый цвет.
Показываю:
Голубой – моря, реки, океаны.
Зеленый – леса.
Желтый – пустыня.
Что же окрашено всеми оттенками коричневого? Это горы. Чем темнее цвет, тем горы выше. Есть горы низкие, летом снег в таких горах тает. (Слайд) Но есть еще и высокие горы, на вершине этих гор никогда, даже летом не тает снег. (Слайд) В горах очень красиво, а еще они прячут много богатств. Под землей существует целый мир! Да еще какой. Посмотрите (слайды с изображением подземных пещер, сталактитов и сталагмитов). Как вы думаете откуда произошли пещеры, как они образовались. Эти пещеры сделала вода. Даже не верится, что такая мягкая и ласковая вода, может быть такой сильной и могучей. Она может вымывать среди скал в горах целые залы пещер.
Очень – очень давно люди научились добывать камни из под земли, обрабатывать их и делать из них красивые вещи: вазы, кольца, броши, подвески, ожерелья. (Слайд) Люди, которые изучают и находят полезные ископаемые – называют геологами. Ископаемые – потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные, потому что они приносят пользу людям. Посмотрите коллекцию камней. (Слайд) Как вы думаете, для чего нужны камни?
Из камня строят опоры мостов, а раньше выкладывали дороги из булыжника. Ими выложена Красная площадь.
Возьмите лупы и посмотрите, это известняк, он идет на изготовление цемента, бетона. Много лет назад, здания в Москве строили из белого известняка. (слайд. Большой театр). Известняк, это то, что отложилось на морском дне. (Ракушки, водоросли, скелеты морских обитателей). Все это спрессовывалось под слоем песка, отвердело, море отступило и в этих местах образовались залежи известняка.
Это – гранит, он залегает очень глубоко под землей, бывает разного цвета, его используют в строительстве фундамента домов, набережных, постаменты для памятников, он хорошо шлифуется, его используют для облицовки зданий станций метро. (Слайд)
Это медный колчедан, это серный колчедан, красный железняк, они используются для выплавки металла. (слайд) Есть даже камень который мы едим. Это каменная соль.
Воспитатель обращает внимание на бусы из натурального камня. (Слайд)
Посмотрите, какие красивые формы, переливы цвета, какие линии в рисунке, это матушка земля, с помощницей водой создали такие чудеса. Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней, камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, и поэтому называются драгоценными. Полюбуйтесь этим солнечным камнем (янтарь). Хотите потрогать и узнать его историю?
Янтарь – это окаменевшая смола, миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку. Как вы думаете, что произойдет, если какое - то насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (прилипнет, смола липкая, вязкая) В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто перышко, кто шерстинку. В янтаре можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя, что бы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землей под навалившимся тяжелым слоем земли, смола затвердела, как камень, и становилась янтарем. А как же янтарь попал в море?
Через лес протекала река, янтарь – камень легкий и воды реки вымывали из земли и несли его с собой, река впадает в море. И янтарный клад показывался в море, шторм и волны выносили камни на берег. Камни поражают нас безупречной красотой и таинственным блеском.
Жемчуг – единственный камень, который не требует обработки, но добыть его нелегко. Песчинка попадает в моллюск, но моллюск не сопротивляется плохому воздействию, а наоборот проявляет заботу и нежность, начинает обволакивать его кристаллическим веществом – перламутром. Проходят годы, прежде чем на свет появляется такое перламутровое чудо – как жемчужина. Сегодня ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию, где мы с вами будем исследовать камни, вы сегодня не просто дети, вы юные исследователи. Давайте вспомним, какие правила надо соблюдать в лаборатории. (Работать аккуратно, не торопиться, не мешать друг другу). Ну, тогда одеваем халаты и садимся за столы.
Опыт №1 «Определение цвета и формы»
Давайте рассмотрим камни, которые лежат на подносах у каждого из вас. Рассмотрите, какие бывают камни. Найдите самый большой и самый маленький, что у них общего. (гладкие) Какого цвета камни? (Серый, коричневый, белый, зеленый) Как вы думаете, есть ли одинаковые камни? (нет) На что похожи камни? (Овал)
Вывод: Камни по цвету и форме бывают разные. Морские камни гладкие, без единого уголка, такими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода отбивает их края.
Опыт №2 «Рассматривание речных камней»
Рассмотрите внимательно камни под лупой, чем они отличаются от морских? (угловатые, шероховатые)
Вывод: Камни бывают разных размеров, цвета не такие яркие, они не гладкие.
Опыт №3 «Выберите самый красивый камень»
Рассмотрите камень через лупу, что интересного вы увидели. (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры)
Опыт №4 «Определение веса».
Возьмите большой и маленький камень, подержите в руке, какой самый тяжелый камень и легкий?
Вывод: Камни бывают разные : легкие и тяжелые.
Опыт №5 «Тонут ли камни в воде»
Опустите камни в емкость с водой. Наблюдают. Воспитатель обращает внимание, что цвет камня изменился, он стал более ярким.
Вывод: Камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.
Мы с вами сегодня узнали, какая богатая жизнь у камней и сколько применений нашел ему человек. Может быть, когда вы вырастете и кто – нибудь из вас станет геологом и найдет такой драгоценный камень.