Любовь Павловна Киреева
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришёл?»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Киреева Л. П., воспитатель 1 категории «Детский сад №37» МБДОУ.
г. Морозовск, Ростовской обл.
Цель: Обобщение и расширение знаний детей по теме «Хлеб».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Откуда хлеб пришёл?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Закрепить знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле. Систематизировать знание детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб. Воспитывать сообразительность. Обогатить кругозор детей.
Развивать у детей познавательные интересы, любознательность, посредством поисково-исследовательской деятельности.
Совершенствовать практические навыки работы с лупой, с ситом. Познакомить с ручной кофемолкой, со ступой и пестом.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» :
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться,
учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою
правоту. Проявлять терпение и дослушивать товарища до конца. Воспитывать
бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
Создать эмоциональное настроение. Вызвать желание проявить самостоятельность и инициативу в продуктивной деятельности.
Образовательная область «Физическая культура» :
Развивать двигательную активность детей. Развивать способность двигаться в
соответствии с характером и ритмом музыки.
Образовательная область «Речевое развитие»
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком.
Словообразование: хлеб – хлебороб, трактор – тракторист, комбайн – комбайнер…
Активизация и обогащение словаря: земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнер, агроном, пекарь, мукомол, хлебозавод, хлебобулочные изделия, отруби. Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложных предложений.
Предварительная работа:
Беседы: «Откуда хлеб пришёл», «От колоска до хлеба», «Как растёт хлеб».
«Хлебобулочные изделия»; «Труд хлеборобов»; «Как мы можем беречь хлеб».
Чтение художественной литературы:
сказка «Мякиш» (Б. Вовк)
Просмотр мультфильмов «Колосок»; «Бобовое зёрнышко»… и беседы по содержанию.
Рассматривание картины «Золотая рожь» В. М. Каратая.
Рассматривание иллюстраций, Рассматривание и изучение картинок «Осенние работы в поле», «Как выращивали хлеб наши предки?» «Хлебный магазин» «Элеватор», «Хлебозавод», «Хлебобулочные изделия».
Чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок, стихов
и потешек о хлебе. Отгадывание загадок.
Изобразительная деятельность:
Рисование «Уборка урожая».
Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, «чёрный ящик», картинки - подсказки, 2 магнитные доски, эмблемы для двух команд, 2 корзины, набор разных хлебобулочных изделий.
В лаборатории:
Рабочая форма, посуда для опытов, лупы на каждого ребёнка, ступа с пестом, кофемолки – ручные и электрическая, подносы, салфетки…
Ход непосредственной образовательной деятельности
Звучит музыка из телевизионной программы «Что, где, когда?»
Вносят чёрный ящик.
Воспитатель: Внимание вопрос!
Видеоролик. На экране повар детского сада
Юлия Евгеньевна: «Дорогие ребята, мне необходима ваша помощь. Я посылаю вам чёрный ящик, в котором находится ЧТО-ТО. Моя внучка Аня считает, что это ЧТО-ТО растёт на дереве, это потому что она ничего о нём не знает. Попробуйте отгадать, что лежит в этом ящике, и всё, что вы знаете об этом продукте, расскажите моей Анне, а я приготовлю для Вас вкусные сюрпризы. До встречи!
Дети обследуют чёрный ящик, находят записку-загадку: Вышел из печи румяный, блестящий, с корочкой хрустящий. Что это? (Хлеб). Он действительно растёт на дереве? Ответы детей
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, мы о хлебе много знаем? (ответы детей) Тогда надо помочь Юлии Евгеньевне, разубедить Аню в том, что хлеб не растёт на дереве. Давайте все наши знания о хлебе соберём вместе, снимем видеоролик, а Светлану Николаевну попросим помочь нам в этом, потом передадим ролик Аннушке. Согласны?
Что бы интереснее было работать я предлагаю разделиться на 2 команды:
«Колобок» и «Колосок».
Проходит «жеребьёвка в слепую» - эмблемы лежат «лицом» вниз. Дети делятся на команды, у каждой из них свой «экран» (магнитные доски) и корзинки для получения тайных сюрпризов от повара за каждый этап игры.
Воспитатель: Для начала вспомним план, с помощью которого мы знакомимся с любым предметом. Вместе с детьми проговорим:
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО,
это ЧТО-ТО для чего - то.
Это ЧТО-ТО из чего- то,
чем-то было раньше ЧТО-ТО.
Много есть друзей у ЧТО-ТО,
есть противники у ЧТО-ТО.
Чем-то будет это ЧТО-ТО,
ЧТО- ТО ты сейчас возьми,
Хорошенько рассмотри!
Итак, сегодня мы будем говорить о …. Хлебе. На план-схему помещаем картинку с изображением хлеба, в дальнейшем все этапы нашей работы будут отражаться на этом плане.
Воспитатель: А что мы знаем о хлебе?
Дети: Хлеб-это продукт, он бывает белый и чёрный.
Воспитатель: Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Ведь недаром говорят «Земля матушка, а хлеб …. батюшка». А какие пословицы о хлебе вы знаете?
Дети: «Хлеб - всему голова»; «Плох обед, когда хлеба нет»; «Хлеба ни куска, так и дома тоска»…
Воспитатель : д/и. - «Какой бывает хлеб из печи? (мяч)
Дети: горячий, пышный, душистый, ароматный, тёплый, румяный, высокий, золотистый, полезный.
Воспитатель: А слова родственники к слову «хлеб» мы сможем подобрать?
ДЕТИ: хлебушек, хлебница, хлебосолы, хлеборобы…
Первый этап. Если мы рассмотрим ЧТО-ТО, это, ЧТО-ТО для чего-то. А для чего нужен хлеб? (Ответы команд по очереди, на центральной доске картинки - подсказки)
- Для еды - картинка (рот). А когда мы кушаем хлебушек? (на завтрак, обед, ужин)
- Для здоровья – картинка (крепыш).
По очку каждой команде (корзинка)
Второй этап. Это ЧТО-ТО из чего- то!
- Горбуша, корочка, мякиш.
Воспитатель: Где- то мы встречались с этим словом.
Дети вспоминают о сказке «Мякиш» (Б. Вовк)
А какие посоветуете Анечке просмотреть сказки и мультики, те в которых живёт хлебушек? -«Колобок», «Колосок», «Бобовое зёрнышко»…Мультики - «Ленивый пекарь», «Хлеб», «Волшебное зёрнышко»… (корзинки)
Третий этап. Чем-то было раньше ЧТО-ТО.
Воспитатель: Вернёмся к тому, что Аня не права, так? В чём? (в том, что хлеб растёт на дереве) и вот сейчас самый ответственный момент, когда мы с вами должны подробно рассказать и показать, как из чего же появляется хлеб. А для этого, мы составим историю путешествия хлеба в картинках и расскажем об этом Анне (центр. схема).
Рассказы - пояснения детьми. Выкладывают картинки: зёрнышко, росток, колосок, много зёрен, мука, тесто, хлеб.
Воспитатель: А ещё я подумала, о том, что Анне было-бы интересно узнать, как выращивали хлеб её прапрабабушки и прапрадедушки на нашей Донской земле, и как это происходит в наше время, ведь мы об этом знаем, а она, наверное, нет. Почему бы нам ей и об этом тоже не рассказать! Одна команда на своём экране выкладывает этапы работы хлеборобов в старину, а другая, в настоящее время.
(корзинки)
Четвёртый этап. Много есть друзей у ЧТО-ТО!
На центральной схеме команды по очереди выставляют «друзей» хлеба. Кто и что помогают зёрнышку превратиться в хлеб? Дети: «пашня, солнце, дождь, агроном, тракторист, комбайнёр, мукомол, пекарь»
Психогимнастика (музыка) Воспитатель: Ребята, представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригрело землю, дождик поливал. Зёрнышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимите руки вверх). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски (улыбнитесь друг другу, а теперь изобразите колоски-толстячки, превратились в колоски-худышки. Молодцы!
- Воспитатель: Какие замечательные выросли у нас колоски! Ну вот, смотрите, сколько зёрнышек получилось из ваших колосков. Появляется заранее приготовленный мешочек с зерном. Из этих зернышек уже можно прямо сейчас испечь хлеб? Почему? А из чего? (дети)
Воспитатель: Да. Нужно зерно перемолоть, превратить в муку. А где это можно сделать? На мельнице. А кто работает на мельнице? А не хотелось бы вам на время стать мукомолами и самим попытаться эти зёрна превратить в муку? Приглашаю в лабораторию, вспоминаем правила, которые необходимо соблюдать здесь при проведении любых работ.
Опыт 1
«Получить из зёрен муку» - предлагаю: ступки с пестиками, ручные и электрические кофемолки. Дети по желанию выбирают то, с чем бы они хотели
работать.
Воспитатель: «Легко ли было Вам зёрнышки превратить в муку?» Получив результат своего труда, делаем с ребятами вывод: «Как было трудно мукомолам в далёком прошлом»
Воспитатель: «Похожа ли эта мука на ту, которую мы привыкли видеть? Рассмотрев через лупы тот продукт, который у нас получился, дети решают отделить муку от шелухи.
Воспитатель: «А как мы это можем сделать, с помощью чего?» Дети самостоятельно выбирают те предметы, которые считают нужными для этой работы
Опыт 2
«Отделить муку от шелухи» - провеем получившуюся муку через сито, отделим шелуху.
Воспитатель: «Что это, может быть, кто-нибудь знает?» варианты ответов (корзинки)
ОТ – РУ - БИ новое слово. краткое пояснение - это продукт, который появляется во время того, когда перемалывают зёрнышки, это оболочки –«как бы рубашки» самих зерен.
Воспитатель: Я бы хотела попросить Вас узнать у своих родителей, как и где можно использовать эти отходы?
Пятый этап. Есть противники у ЧТО-ТО.
Дети продолжают заполнять на центральной доске план-схему картинками, обсуждая между собой и поясняя свои ответы (грызуны, вредные насекомые, град, плесень, засуха) Корзинки.
Воспитатель: Я очень рада за нас с Вами, за то что обе команды отлично справились со всеми заданиями,но ёщё …
Пятый этап. Чем-то будет это ЧТО-ТО.
Воспитатель: По-моему, мы забыли о главном, о просьбе Юлии Евгеньевны. Ну, получили мы с Вами муку, а дальше что? Ведь это ещё не хлебушек. О чём теперь надо нам рассказать Анне? Варианты детских ответов.
Правильно, о последнем превращении нашей муки. Во что она может превратиться и где? Дети: в пекарне в различные хлебобулочные и кондитерские изделия.
Воспитатель: А -знаете ли вы, мои юнные друзья, какие сюрпризы ждут вас от Юлии Евгеньевны? Предлагаем корзинки обеих команд. Понюхайте. Чем пахнет?
Ароматной выпечкой.
Так давайте достанем, покажем и назовём на камеру для Ани,какие хлебобулочные и кондитерские изделия можно приготовить из муки, которая получилась из зёрен, которые вырастили хлеборобы.
Ребё нок: Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют
Скажем: «Спасибо» Юлии Евгеньевне за вкуснейшее угощение, а Анне передадим в подарок диск с нашим видеорфильмом.
- Ну а мы пригласим гостей к столу на чай.
Хлеб растят с любовью,
Ешьте на здоровье!