маргарита савенко
Педагогический проект в средней группе «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Ромашка» села Шедок
Муниципального образования Мостовский район
Познавательно-творческий проект
«Удивительные камни»
Разработал воспитатель: Савенко Маргарита Анатольевна
2016 год
с. Шедок
ДОУ№5 «Ромашка», Мостовский район
Тема проекта : «Удивительные камни»
Публикация «Педагогический проект в средней группе „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Автор проекта : Савенко Маргарита Анатольевна
Цель проекта : создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.
Задачи проекта :
• поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам.
• развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.
• продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.
• развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
• Расширять представления детей о полезных ископаемых Мостовского района и Краснодарского края.
• воспитывать любознательность, познавательный интерес.
• воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.
• проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
• расширение объема словаря, активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы.
Участники проекта : воспитатель, дети и родители средней группы.
Тип проекта :
По методу: познавательно- исследовательско- творческий.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: среднесрочный
Место проведения проекта : МБДОУ №5 «Ромашка» с. Шедок.
Сроки проведения:03.10.2016г. - 05.12.2016г.
Количество участников: 38 человек
Возраст детей: 3-5 лет.
Виды детской деятельности: познавательная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, игровая деятельность, трудовая деятельность.
Актуальность:
Живя в стране, крае, районе богатыми полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.
Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.
В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
Предполагаемый результат:
Для детей:
• Выставка камней- кристаллов (Изготовленные самостоятельно в ходе опытно-экспериментальной деятельности).
• Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.
• Формирование познавательного интереса к окружающему миру, формирование навыков наблюдения и экспериментирования.
Для педагога :
• Использование современных форм и новых методов работы.
• Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
• Совершенствование предметно – развивающей среды.
Для родителей:
• Вовлечение в реализацию проекта.
Продукт проектной деятельности :
• Выставка «Кристаллов»;
• картотека загадок о камнях;
• выставка нетрадиционного рисования «Божья коровка».
1 ЭТАП – подготовительный
1. Подбор литературы о камнях.
2. Выявление уровня знания детей о разнообразии камней.
2 ЭТАП – реализация проекта
Этапы Формы работы
Беседы «Мир камней»,
«Полезные ископаемые Мостовского района и Краснодарского края»,
«Какие разные камни»,
«Эти удивительные камни»,
«Камни и свойство камней». 7.10.2016г.
31.10.2016г.
13.10.2016г.
17.10.2016г.
21.10.2016г.
Опыты «Извержение вулкана»,
«Выращивание кристаллов из сахара№1»,
«Выращивание кристаллов из сахара№2»,
«Выращивание кристаллов из сахара№3»,
«Тонет не тонет» 24.10.2016г.
31.10.2016г.
3.11.2016г.
17.11.2016г.
24.11.2016г.
Чтение художественной литературы П. П. Бажова «Каменный цветок»;
Е. Чуйко «Как живут камни»;
И. Н. Рыжов «О чем шептались камни»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».
27.10.2016г.
7.11.2016г.
15.11.2016г.
24.11.2016г.
Дидактические игры «Опиши камень»,
«Что лишнее?»,
«Гора и камешки»,
«Ящик ощущений» 11.10.2016г.
26.10.2016г.
2.11.2016г.
18.11.2016г.
Художественное творчество Нетрадиционная техника рисования на камнях «Божьи коровки» 2.12.2016г.
Итог: Выставка кристаллов. 28.11.2016г.
3 ЭТАП – заключительный.
• Организация выставки «Кристаллы»;
• Подготовка презентации проекта;
• Защита проекта.
Приложение
Беседы:
Тема: «Мир камней».
Цель: Познакомить детей со свойствами камней, расширить представление об использовании камней человеком в процессе познавательно - экспериментальной деятельности.
Оборудование и материалы: «коробка ощущений», набор камней деревянные брусочки, тесто для лепки, стаканы с водой, салфетки, большой камень, молоточек, схема - помогалка, коллекция изделий из камня, презентация «Мир камней».
Ход:
Воспитатель: - Ребята я знаю, что вы очень любознательные, сообразительные и умные дети, поэтому мне с вами интересно играть. У меня есть коробка и в ней, что-то находиться. Вы хотели бы узнать, что в ней. Мне нужен помощник. Как определим, кто будет мне помогать (Считалочка)
-Может из вас кто знает интересную считалочку?
Пожалуйста, посчитай и выбери ведущего для игры.
Игра «Коробка ощущений».
Вы все станете там, где вам удобно, ведущему я предлагаю опустить руку в коробку найти на ощупь предмет, который там лежит, но нам он о предмете не говорит, мы сами будем задавать наводящие вопросы, чтобы отгадать.
Вопросы:
-Это живое? Это пушистое (тяжелое, мягкое, холодное?
-Вы ещё не догадались, что в коробке лежит?
Тогда я вам помогу, загадку отгадайте.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
-Верно, это камень…показываем детям…
-Ребята изучение камней проходит в лаборатории, хотите вы туда попасть?
Звучит музыка. Открывается занавес. За рабочим столом Ученый-
Выходит к детям.
-Здравствуйте мои юные мыслители. Хотите попробовать себя в роли учёных?
-Тогда надевайте шапку бакалавра и занимайте места, сегодня мы будем изучать свойства камней.
-Обратите внимание у вас на столе поднос с камнями, возьмите понравившийся камень в руку, потрогайте, рассмотрите.
-Камни одинаковые или разные?
-Чем ваши камни ребята отличаются?. (Они большие и маленькие)
-Какого цвета камни у вас?.
-А могут быть другого цвета, как вы думаете (серый, красный, синий, коричневый, зелёный.)
-Как одним словом охарактеризовать свойство камня - иметь разную окраску (разноцветный)
-Чтобы легче запомнить свойства камней мы с вами будем заполнять схему-подсказку (на доску обращает внимание).
-Как вы думаете, на нашей схеме можно условно отобразить первое свойство камня (радуга, потому что она имеет разные цвета). Предложить ребенку вставить в таблицу этот знак.
-Что вы можете рассказать о своём камне? (Камень показать всем-ответы детей)
-Верно, камни разные потому что…. ответы детей (он большой, тяжелый, разноцветный, шероховатый, острые имеет края и тупые, гладкий….) у них разный цвет, размер, форма.
Молодцы!
-Ответе мне на вопрос: Если мы сожмём камень в одной руке, а в другой тесто, что произойдет?. (ответы детей)
-Давайте проверим наши предположения, возьмите любой камень в одну руку и тесто для лепки в другую, сожмите сильно и посмотрите что произошло?
-Почему тесто изменило свою форму?. Тесто мягкое и пластичное.
-Что с камнем произошло?. Правильно ничего, камень не изменил свою форму, он твердый.
-Ребята вот мы и узнали ещё одно свойство камней -Твёрдость.
-Иди подумай и найди ту карточку которая нам может помочь отметить на схеме свойство твёрдости (твёрдый как гвоздь).Верно эта картинка означает твёрдость.
-Продолжим разговор о камнях…
-Как вы думаете, что произойдёт с камнем и деревянным брусочком, если мы их в воду опустим?. (Выслушать полные ответы детей).
- А почему вы так думаете (рассуждения детей)
-Предлагаю вам самим убедиться, с помощью опыта, правы вы или нет. Подвиньте к себе экспериментальную тарелку и опустите туда одновременно камень и брусок дерева.
-Что произошло?. (ответы деревянный брусок не утонул, он плавает по поверхности, а камень опустился на дно.)
-Почему не утонул деревянный брусок? (он легкий).
-А камень почему утонул (Камень утонул потому что тяжелый)
-Как мы с вами можем сформулировать это свойство камня….
-(Иван) ….найдёт нам следующее условное обозначение.
-Как ты определил что «Гиря» (добиваться полных и развернутых ответов).
-Верно камень не перо - его ветром не унесёт, камни тонут в воде.
-Но есть огромные горы, которые состоят из камней.
-Вы могли бы стать как гора (да (дети становятся пирамидой)
Физкультминутка.
Стоит гора старушка (поднимают руки вверх прямые, соединив ладони)
До небес макушка. (тянутся на цыпочках вверх)
Её ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает (встряхивают кистями рук попеременно)
Стоит гора страдает, камешки теряет. (прикладывают ладони к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до некоторых детей, которые должны отбежать)
Катятся, катятся камешки прочь. (отбегают дети)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до некоторых детей, которые должны отбежать)
Катятся, катятся камешки прочь. (отбегают дети)
Раскатились камешки и с той поры
Ничего не осталось от этой горы (дети показывают на пустое место).
-Подойдите ко мне и найдите на моём столе самый большой камень.
-Как вы думаете, он прочный или хрупкий?.
-А как мы сможем проверить?. ( пробуют: стать на камень, ударить камень о камень)
- Попробуем стукнуть по камню молотком…
- Кто желает попробовать (предоставить возможность это попробовать, тем кто не проверял прочность камня)
-Какой можно сделать вывод? (камни прочные, он не крошится, не ломается)
-Да. Камень остался невредим!
Иди (Степан) выбери последнюю картинку для схемы.
Объясни, почему выбрал замок? (он прочный)
Да, замок позволяет прочно закрывать двери.
Молодцы.
-Как вы думаете, а камень может человеку быть помощником?. (ответы детей об использовании камня)
-Я вам хочу показать, а вы мне поможете рассказать, где человек может использовать камни, пройдите и расположитесь перед экраном, как вам будет удобно на стуле или на полу.
Слайд2 -Камни находятся под землёй, на её поверхности и в водоёмах.
Слайд3- В древние века человек использовал камни как орудия труда и для охоты.
Слайд4- Позднее камнями стали украшать одежду.
Слайд5 –Камни служили украшением, оберегом и просто игрушкой.
Слайд6 –Из камней делали и делают сейчас предметы для интерьера дома.
Слайд7 – Используют камни при строительстве дорог, для тротуаров, лестниц и площадок он не заменим
Слайд8 -Широко его используют дачники на приусадебных участках, создавая вот такую красоту.
Слайд9 – Камень незаменим при строительстве памятников. Вы узнали этот памятник? Да –это памятник Героям Отечества.
Слайд10 – В строительстве фонтанов.
Слайд11 – Мало кто знает,что соль это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.
Слайд 12 – Ура! Есть камни съедобные.
Слайд 13 – Камнями в наше время даже лечатся!
Слайд14 -А ещё камни можно собирать в коллекции, привозя из путешествий!
Слайд15 –Камни красивые необычные и интересные.
Я вам покажу свою коллекцию украшений из камней. (показ коллекции).
Вам понравилось у меня в гостях?
На память я вам отдаю схему подсказку, вам не составит труда рассказать о том, что сегодня вы узнали о камнях.
На сегодня я прощаюсь и буду снова вас ждать в гости (под музыку уходит).
Подводится итог занятия с дифференцированной оценкой результата.
Опытно-экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением,как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент –извержение вулкана.
Задачи:
-Формировать интерес к окружающему миру;
-развивать у детей любознательность,познавательную активность в процессе выполнения опыт а,коммуникативные навыки,развивать интерес к эксперементано-иследовательской деятельности;
-расширять и активизировать словарный запас детей на основе формирующихся представлений о мире: лава,жерло,вулкан,пепел,спящий вулкан,действующий вулкан.
-укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии: динамические паузы,пальчиковую гимнастику.
_создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность,формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: Поднос,муляж вулкана,уксус,сода,гуашь,моющее средство,иллюстрации с изображением вулкана,листы бумаги,карандаши,схема проведения опыта «Извержения вулкана»,игрушка «Лунтик», презентация на тему : «Вулканы»,папка «Юные исследователи»,знаки безопасности.
Ход:
Дети заходят в группу.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
Игра –приветствие.
Наши умные головки (руками взяться за голову,
Будут думать много,ловко (раскачивают головой вправо,влево).
Ушки будут слушать (руками взяться за ушки,
Ротик чётко говорить (чётко проговорить эти слова).
Ручки будут хлопать (хлопки руками,
Ножки будут топать (ножки топают).
Спинки выпрямляются,
Друг,другу улыбаемся (дети улыбаются друг,другу)
Воспитатель: Ребята,а вы заметили,что к нам сегодня пришли гости?
Дети: Да!
Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с гостями,а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками. И отправим наши улыбки воздушным поцелуем!Молодцы!
Сюрпризный момент. На полу лужа.
Воспитатель :Ой,ребята, а что это за лужа у нас на полу?
Предположения ребят. В это время слышатся всхлипы и появляется игрушка «Лунтик».
Воспитатель: А так это ты тут свои слёзы пролил?Что же у тебя случилось?
Лунтик: Мой дедуля Шершуля загадал мне очень интересную загадку,а я всё никак не могу её разгадать. Вот я и расстроился. Может вы поможете мне отгадать её?
Воспитатель :Поможем Лунтику отгадать загадку?
Дети: Да,конечно!Загадывай!
Лунтик загадывает загадку.
Я черный страшный великан,
Что делать мне - решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать,
А ну, попробуй угадать,
Как же меня звать?
Дети: Мы знаем!Это вулкан!
Лунтик :Ребята,какие вы молодцы!А что это такое –вулкан?
Воспитатель: Сейчас я вам всем расскажу и покажу легенду про древнего бога Вулкана. Слушайте и смотрите внимательно (показ презентации)
Слайд №1. Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
Слайд №2. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами
Слайд №3. Ребята, как вы думаете, на что похож вулкан? Посмотрите на наш вулкан. (в презентации и на макет вулкана)
Дети: На треугольник, конус.
Воспитатель: Правильно! А что извергает вулкан?
Дети: Вулкан извергает раскалённую лаву, пепел, камни.
Слайд №4. Посмотрите на наш вулкан и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана? Может Лунтик нам скажет?
Лунтик: Верхняя часть похожа на большую яму, воронку.
Воспитатель: Верно, молодец и называется она кратер вулкана.
Воспитатель: Верно, вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма.
Слайд №5 Вулкан считается спящим, пока магма живет в своем домике.
Слайд №6. А если вулкан извергает магму, то – это действующий вулкан.
Ребята, а сейчас давайте мы с вами расскажем и покажем Лунтику, как извергается вулкан.
Динамическая пауза.
Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.
1. Вулканы начали играть
Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки,топаем ногами).
3. Но вот он начал уставать,
Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).
4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).
5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).
Воспитатель: Ребята,а вы сами хотите разбудить вулкан?
Дети :Да,очень!
Воспитатель: Ну тогда
Быстро встали,улыбнулись!
Выше,выше потянулись!
Вправо,влево поворот!И бежим скорей вперёд!
Воспитатель: Вот мы и прибежали в лабораторию. В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. Давайте посмотрим, как будет извергать лаву наш вулкан. Но сначала вспомним правила поведения в нашей лаборатории.
Правила (Заранее изготовляются знаки безопасности)Теперь я одену специальную защитную одежду (халат,колпак,перчатки).
Воспитатель: Молодцы!
(Проведение опыта).
Воспитатель: Лунтик и ты садись рядом с нами. Давайте мы внимательно посмотрим на схему и будем делать всё в точности как в ней указанно! На поднос поставим наш «вулкан». Давайте посмотрим на схеме,что мы берём первым?Правильно,2 ложки соды,насыпаем их в стакан с водой. Хорошо размешаем!Большую ложечку красной краски,опять перемешиваем. Добавляем 1 ложку моющей жидкости. Перемешиваем. Давайте возьмём лейку,вставим в жерло нашего вулкана. Получился кратер?Молодцы,правильно!А сейчас,внимание делаем все 2 шага назад!Я беру очень опасное вещество –уксус,никогда его не трогайте без взрослых!Наливаем 1 ложку уксуса,и добавляем в наш вулкан!Что вы наблюдаете?
Дети: Вулкан начал извергаться.
Воспитатель: А чем он извергается?
Дети: Лавой!
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы и Лунтик узнали, что такое вулкан и как он извергается!А сейчас давайте вернёмся на наши стульчики,я вам ещё кое-что расскажу о вулканах.
Слайд №7. Ребята,на территории нашей страны расположено очень много вулканов!
Слайд №8. Крупнейший вулкан расположен на Камчатке,называется он Ключевская сопка. Посмотрите на него! Какой он огромный!
Слайд№9. Посмотрите какой он красивый ночью!Очень завораживающее зрелище!Но не надо забывать,что и очень опасное!
Лунтик: Спасибо вам большое!В благодарность вам,я угощаю вас моими любимыми пирожками с земляничкой,которые испекла моя бабуля!Приятного аппетита!А я побегу расскажу всем своим друзьям про вулканы! До свидания!
Воспитатель: Дети, вам понравилось? Что понравилось больше всего? (Ответы детей). А давайте сейчас мы нарисуем как извергается вулкан!
Опытно-экспериментальная деятельность «Выращивание кристаллов»
Выращивание кристаллов из сахара.
Цель: вырастить кристаллы из сахара.
Задачи:
• узнать что такое кристаллы
• какими бывают кристаллы
• познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;
• вырастить кристаллы;
• изучить условия образования кристаллов, их формы, цвета;
• проанализировать полученные результаты.
Материалы: вода, палочки, красители, сахар.
Ход:
Сначала нужно приготовить заготовки – палочки, на которых мы будем выращивать кристаллы из сахара в домашних условиях.
На утро возьмите кастрюльку и налейте в нее 2 полных стакана воды. Туда же насыпьте сахара: 2,5 стакана. Включите медленный огонь и постоянно размешивая сахар, дождитесь, когда он полностью растворится. В получившийся сахарный сироп добавьте еще 2,5 стакана сахара. Новую смесь также следует варить до полного растворения. Далее огонь выключается, и сироп оставляется на плите остужаться на 15-20 минут. В это время следует подготовить наши палочки-затравки. Возьмите приготовленные вчера палочки и у верхней части, где нет сахаринок, привяжите ниткой крест-накрест вторую палочку. Это нужно для того, чтобы затравку можно было вертикально опустить в стакан с раствором при выращивании кристалла из сахара.
Осторожно разлейте горячий сироп по стаканам. Обратите внимание, что сироп непременно должен быть еще горячим! Иначе ничего не выйдет. В центр каждого из стаканов с сиропом опустите вертикально палочки-заготовки. Они не должны касаться ни дна стакана, ни тем более, его стенок! Вторая палочка будет выполнять функцию держателя. Кстати, вместо нее можно использовать плотный картон, воткнув в него палочку с затравкой. Или бельевую прищепку.
Стаканы с палочками поставьте в теплое и укромное место, где их никто не уронит невзначай, и прикройте пленкой или газетой, для защиты от пыли. Расти кристаллы из сахара будут 7 дней.
Через неделю можно аккуратно извлечь кристаллы из стаканов и насладиться их красотой.