Ирина Жилиховская
Конспект занятия «Откуда берутся болезни и как сберечь здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать формирование у детей представлений о здоровье, микроорганизмах, которые могут вызвать инфекции.
Задачи:
Образовательная область «Здоровье» : развивать элементарные представления детей представления детей об инфекционных болезнях и микробах-возбудителях. Воспитывать положительное отношение к выполнению правил гигиены.
Образовательная область «Безопасность» : формировать целостное отношение к здоровому образу жизни : желание закаляться, заниматься физкультурой, есть полезную пищу, знать правила первой помощи.
Публикация «Конспект занятия „Откуда берутся болезни и как сберечь здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Темочки
Образовательная область «Физическая культура» : развивать двигательные способности, моторику разных частей тела, координацию движений.
Образовательная область «Познание» : расширять знания детей о болезнях, и их предупреждения.
Образовательная область «Коммуникация» : содействовать налаживанию диалогического отношения общения детей со сверстниками. Активизировать речь детей.
Атрибуты: письмо, микроскоп, иллюстрации.
Словарная работа: микроб, микроскоп, инфекционные болезни.
Предварительная работа:
Дидактические игры «Здоровый малыш», «Аскорбинка и её друзья».
Чтение книги «Тайны окружающего мира» А. И. Шапиро.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Кому бы вы хотели пожелать здоровья?
Ответы детей.
Воспитатель: А как это сделать без слов, при помощи рук?
Дети показывают: (рукопожатием, объятиями, похлопыванием по плечу)
Дети встают в круг и поочерёдно, произнося фразу, называют имя ребёнка.
Воспитатель: Молодцы! вы теперь пожелали здоровья и себе и своему другу. Я открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма.
Первый лучик вашего здоровья – это сила (открывается лучик СИЛА)
Воспитатель: Давайте проверим, много ли силы в ваших руках. Какие у вас крепкие мышцы. Самые сильные мышцы у Вани, посмотрите, ребята! Расскажи нам, пожалуйста, что ты делаешь, чтобы твои руки были сильными? (занимаюсь спортом, делаю зарядку)
Воспитатель: Молодец! Значит, чтобы быть сильными нужно заниматься спортом. А какие виды спорта ты знаешь?
Ваня: баскетбол, футбол, теннис, хоккей.
Воспитатель: А вот и второй лучик! Давайте мы посмотрим картинку с лучиком СПОРТ.
Теперь мы с вами знаем, что нам для здоровья нужны спорт и сила.
А теперь вы все вместе покажем - как вы тренируете мышцы своего тела? (выбегайте и вставайте в круг)
Кто зарядкой занимается,
тот здоровья набирается! (выполняют физкультурные упражнения под музыку)
Воспитатель: Молодцы! Теперь я знаю точно, что вы у меня сильные и спортивные. Скажите, а что нам еще нужно, чтоб мы росли здоровыми?
-Чем мы должны питаться? (ответы детей)
Правильно! Мы должны есть здоровую пищу с витаминами
Появляется солнце с новым лучиком ВИТАМИНЫ
Воспитатель: А вот посмотрите сюда: что там лежит? Сейчас мы увидим, кто там прячется! «Один, два, три невидимка из бутылочки беги» - опускайте бутылочка в воду.
Вопрос: Что за невидимка сидел в стаканчике?
Дети: Воздух!
Воспитатель:
Без дыханья жизни нет, без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы, дышим он, и я, и ты.
Давайте проверим, так ли это?
Опыт: Попробуйте глубоко вздохнуть, закройте ладошкой рот и нос. И не дышите.
Почему не смогли долго находиться без воздуха? Что вы почувствовали?
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась – пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем. Нам нужно дышать, и дышать мы должны правильно (носом, показать)
(открывается лучик КИСЛОРОД - содержится в воздухе)
Значит, для нашего здоровья важно еще и правильно дышать чистым воздухом. Ребята, как вы думаете, а что еще нам нужно для нашего здоровья? Если мы занимаемся спортом, питаемся правильно, дышим правильно чистым воздухом? Наверно нам нужно еще и закаляться? Посмотрите, открывается лучик ЗАКАЛИВАНИЕ.
Ну, а следующий лучик мы откроем с помощью одного мудрого закона:
ЧИСТО ЖИТЬ - ЗДОРОВЫМ БЫТЬ! (лучик ГИГИЕНА)
Посмотрите, солнышко улыбается, радуется за вас, потому что мы нашли, куда боги спрятали наше здоровье. Значит здоровье - оказывается спрятано и во мне, и в тебе в каждом из нас. Молодцы, я была уверена, что вы сможете найти место, где спрятано Здоровье! Теперь вы знаете, что нужно, чтобы быть физически здоровым?
Дети: спорт, сила, витамины, кислород, закаливание, гигиена.
В гости к детям приходит Незнайка. Он приносит письмо с иллюстрациями микробов, просит помочь ему.
Воспитатель: Посмотрите, что вы здесь видите? (Ответы детей).
Действительно, похожи и на черточки, звездочки, червячки.
Незнайка: Что это такое, о чем вы говорите? (Ответы детей).
Воспитатель: Конечно, это микробы - мельчайшие живые существа. И слово «микроб» переводится как «маленькая жизнь».
Незнайка: Где можно встретить такие существа? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, микробы встречаются везде: в воздухе, в воде, на земле, и даже на нашем теле.
Незнайка: Везде? А почему я их не вижу?
Воспитатель: Почему Незнайка их не видит? Как можно увидеть микробов? (Ответы детей).
Воспитатель: Для этого необходим специальный прибор - микроскоп. Микробов очень много на свете, все они очень разные - есть крупные, а есть совсем маленькие. Микробы очень вредные. Попав в организм, микробы начинают расти, размножаться, выделять ядовитые вещества. От ядов могут возникнуть инфекционные (заразные) болезни, поэтому микробов называют болезнетворными.
Незнайка: Как это понимать - «заразные болезни?» (Ответы детей).
Как могут болезнетворные микробы попасть в организм?
Воспитатель: Дети, давайте по карточкам-иллюстрациям объясним Незнайке, как можно заразиться.
Воспитатель вместе с детьми: Микробы могут попасть в наш организм если:
- чихать и не прикрывать рот и нос платком или рукой.
- передавать друзьям личные вещи (расческу, зубную щётку, платок)
- не мыть овощи и фрукты.
- грызть ногти.
- обращаться с животными, подносить их к лицу.
- ковырять в носу и этот палец брать в рот.
- ранить кожу и не обработать её зелёнкой, йодом.
- есть не свежие продукты.
- пить грязную воду.
- жить в грязной квартире, носить грязную одежду, не принимать душ.
- ходить по лужам, брать в рот снег, сосульки.
Незнайка: да, причин болезни очень много. Теперь я понял, почему болел. Из-за микробов я чувствовал боль.
Воспитатель: Боль - это один из признаков болезни. Боль предупреждает, что организм не в порядке и его нужно лечить.
Незнайка: Теперь я буду стараться, что бы в мой организм не попали микробы.
Воспитатель: Незнайка, тебе полезно будет знать, что есть много и других болезней, которые возникают не из-за микробов.
Незнайка: А как я о них узнаю?
Воспитатель: Ребята, вы поможете объяснить Незнайке, как можно заболеть, если не соблюдать определённые правила?
Воспитатель вместе с детьми: Заболеть можно, если:
- есть все подряд (ожирение)
- не соблюдать режим дня (переутомление, недосыпание)
- ничего не есть (исхудание)
- читать лёжа или близко смотреть телевизор (можно испортить зрение)
- слушать громкую музыку (можно испортить слух)
- курить (можно отравиться, испортить легкие)
- одеваться не по сезону, кутаться в тёплую одежду (простуда).
Незнайка: Спасибо, ребята! Я очень много узнал. Я расскажу об этих правилах своим друзьям.
Воспитатель: Незнайка, не забудь рассказать своим друзьям, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Незнайка: Ребята, а что нужно делать, что бы избежать болезни?
Воспитатель вместе с детьми: Чтобы быть всегда здоровым, нужно делать ежедневно утреннюю гимнастику.
Воспитатель: Давайте покажем Незнайке, как мы это делаем:
Нужно спортом заниматься,
Каждый день тренироваться. (Дети держат спину прямо, плечи отводят назад)
И начнём без промедленья
И ногами дружно топать, (Ходят на месте, хлопают руками)
И руками громко хлопать.
Повороты влево – вправо (Поворачивают туловище влево – вправо)
Выполняем мы на славу.
Ну - ка дружно, ну – ка вместе. (Прыгают)
Будем мы здоровыми, (Напряженными руками касаются плеч)
Будем все мы сильными. (Тянуться вверх на носочках)
Будем от гимнастики
Самыми красивыми.
Нужно:
- чистить зубы утром и вечером
- соблюдать режим дня
- обтираться влажным полотенцем или обливаться водой (закаляться)
- заниматься спортом
- менять каждый день нижнее бельё
- мыть руки перед едой, после туалета, прогулки, ухода за животными
- проветривать помещение
- больше гулять на свежем воздухе
- приводить в порядок вещи так, чтобы получать от этого настоящее удовольствие.
Воспитатель: Кто соблюдает эти правила, тот, я надеюсь, всегда будет здоров!
Дидактическая игра «Юный кулинар»
из каких продуктов готовиться борщ, компот, винегрет…
Воспитатель: давайте послушаем наших ребят – они расскажут о витаминах…
Денис - «С» – важнейший витамин,
Всем вокруг необходим,
Лучше средства в мире нет
Укреплять иммунитет.
Каждый день съедай лимон –
Будешь крепок и силен,
Перестанешь ты болеть
И от счастья будешь петь!
Злата –
Витамины группы «В»
Пользу принесут тебе.
Надо их употреблять,
Чтобы нервы укреплять
Настя - В жизни нам необходимо
Очень много витаминов,
Всех сейчас не перечесть.
Нужно нам побольше есть
Мясо, овощи и фрукты –
Натуральные продукты,
А вот чипсы, знай всегда,
Это вредная еда.
Дидактическая игра «Полезные и неполезные продукты»
Картинки раскладываются в разные столбики
Никита: Вы не пейте кока-колу,
Не полезная она,
Лучше съешьте вы капусту
Поделюсь ей с вами я.
Если есть не будешь лук,
Сто болезней схватишь друг,
А не будешь есть чеснок,
То простуда свалит с ног.
Дидактическая игра «Витаминная корзинка»
В подписанные корзинки кладут продукты, содержащие эти витамины.
Лиза: Кушай овощи, дружок,
Будешь ты здоровым!
Ешь морковку и чеснок,
К жизни будь готовым!
Вы не пейте газировку,
Ведь она вам вред несёт,
А попейте лучше квас-
Он вкусней во много раз!
Вика: Ешьте овощи и фрукты-
Они полезные продукты!
Конфеты, пряники, печенье
Портят зубкам настроение.
Дорасти нам до небес - поможет каша «Геркулес»,
А улучшить зрение - черничное варенье!
Незнайка: Варенье я люблю, у меня еще друг есть который все время вареньем лечиться. Знаете такого?
Дети: Карлсон!
Игра «Назови варенье»
варенье из малины-малиновое, айвы –. , грушы. ,сливы., клубники., дыни. ,ореха., смородины -. , земляники., арбуза – черники-.
Незнайка: Ой, а что за венички висят, ими наверно можно париться в бане?
Воспитатель: Нет, Незнайка, это лекарственные растения, их заваривают и пьют как лекарство или чай Люди заметили, что животные лечатся травами. Много лет подрят, люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях, писали книги о них. За много лет лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки из растений. … Где собирает травы? Кто? Кого лечили с помощью ребята, трав…
Показ душицы, понюхайте, почему так называется. Подорожник… душица - от боли в желудке, зверобой - от ожогов, земляника, малина, клюква, брусника - от простуды, ромашка - от воспаления в организме, валерьяна - от сердца.
Воспитатель: Лекарственные растения и ягоды засушиваются, а еще можно сварить из ягод варенье.
Дидактическая игра «Растения - помощники» - какая трава от каких болезней
Воспитатель: Проверьте ребята свои спинки, они должны быть прямыми, красивыми.
Ты осанку береги – правильно сиди, ходи,
Пей побольше молока – кальций нужен нам всегда
Нужно спину так держать, чтобы ровненько стоять.
Люди смотрят не дыша: ох, осанка хороша!
Воспитатель: Ребята, вы любите играть подвижные игры?
Дети: - Да!
Воспитатель: Скажите, какие у вас самые любимые игры (дети называют - футбол, ловишка с мячом)
Незнайка: Вы любите гонять мяч? Я бегал однажды, но мне никто мяч не давал, я обиделся и ушел, и вообще я не люблю играть подвижные игры, только устаешь.
Воспитатель: Подвижные игры укрепляют организм, делают его здоровым. А свежим воздухом нужно дышать, потому что он полезен для организма.
Подвижная игра «Золотые ворота»
Какие пословицы о здоровье вы знаете и применяете? Назовите их пожалуйста!
•Здоровья пожелать – счастье повстречать.
•Здоровые зубы – залог твоего здоровья!
•Здоровому – все здорово!
•Кто рано встает – тому бог дает!
•В здоровом теле – здоровый дух!
•Здоровье за деньги не купишь!
•Рано ложиться, рано вставать – горя, болезни не знать!
•Будем спортом заниматься и здоровья набираться!
•Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
•Береги здоровье с детства!
•Здоровье в порядке – спасибо зарядке!
Игра с мячом «Что мы делаем?»
Смотрим - глазами, слушаем - ушами, топаем - ногами, хлопаем - руками,
нюхаем - носом, моргаем - ресницами, кушаем - ртом, вертим – головой,
жуем – зубами разговариваем – языком плачем – глазами.
Если о том, что для здоровья вредно, вы молчите. (Читаю четверостишие)
1. Ешь больше апельсинов, пей морковный вкусный сок. И тогда ты точно будешь очень строен и высок (правильно)
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить, ешь конфеты, жуй ирис, строен стань, как кипарис (молчат)
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет, ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и виноград (правильно).
4. Пейте дети молоко, будете здоровы (правильно).
Воспитатель: Молодцы, ребята, я обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезную еду.
Незнайка: Неужели если я буду все правила выполнять, я никогда не буду болеть. Спасибо вам ребята научили меня. Я же совсем забыл про посылку, давайте посмотрим, что за лекарства прислал Пилюлькин. (Открывает посылку, а там апельсины) Н: Теперь я знаю, что фрукты это тоже витамины и полезны для организма. (Раздает апельсины детям, прощается.)