Ольга Изратова
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и не живой природе поздней осенью.
Задачи: Активизировать словарный запас, уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени; совершенствовать связную речь, умение четко передавать свои мысли.
Развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление и долговременную память.
Воспитывать у детей любовь к родной природе, интерес к сезонным изменениям в природе.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Материал: иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, картинки: дикие животные (волк, лиса, заяц, ёж, медведь, барсук, белка, перелетные и зимующие птицы, картинки-грибы, дождь, желтые листья, овощи, яблоки. Аудиозапись П. И. Чайковский «Октябрь».
Ход:
Организационный момент: включить музыку П. И. Чайковского «октябрь», предложить послушать.
Воспит. Ребята, слушая эту музыку, которую сочинил П. И. Чайковский, мне хочется прочитать такие стихи:
Льет дождь - холодный, точно лёд,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет
Воспит. : Интересно, про какое время года это стихотворение?
Дети:- про осень.
Воспит. : Верно. Вот мы сегодня о ней поговорим. Однажды вышла я во двор, а там….
Поставить картину с изображением ранней осени.
Воспит. : расскажите, что я увидела?
Дети: На картине изображена ранняя осень. Листья на березах только начали желтеть и опадать. Трава по берегам лесной речки зеленая, сочная, густая. Зеленых листьев ещё много. Сквозь деревья пробиваются яркие солнечные лучи. Они хорошо освещают лесную поляну и траву на берегу речки.
Вос. А какая это осень?
Дети. Ранняя.
Вос. Ребята, а отражение чего вы видите на речке?
Дети. Деревьев, листьев.
Вос. А вот это отражение чего?
Дети. Неба.
Вос. А какое небо ранней осенью?
Дети. небо яркое, светлое безоблачное.
Вос. А какие ещё события происходят ранней осенью?
Дети. все школьники пошли в школу.
Вос. А что делают люди ранней осенью?
Дети. убирают урожай.
Вос. Что вы можете сказать о погоде ранней осенью? Она какая?
Дети, она ещё теплая, солнце светит ярко. Люди надевают легкие кофты, свитера.
Вос. через какое-то время я снова пошла во двор посмотреть, что там интересного есть, и увидела….
(Поставить картину с изображением золотой осени.)
Вос: ребята, опишите, какую же осень я увидела?
Дети. Золотую.
Вос. Давайте расскажем, какая она золотая осень.
Дети: Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья блестят на солнышке, укрывают землю золотым ковром. С каждым днем становится все холоднее, день убавляется. Птицы готовятся к отлету. Небо становится облачным, начинают идти частые дожди. Вода в реке остывает, становится холодной. На картине она нарисована темно- синим цветом.
Вос. Глядя на эту картину, хочется прочитать стихи известного русского поэта Ивана Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Вос: А, недавно, я вышла во двор и ахнула.
(Поставить картину с изображением поздней осени.)
Вос: что же на этот раз я увидела?
Дети: Позднюю осень.
Воспит. Давайте повнимательнее рассмотрим эту картину и расскажем, друг другу и нашим гостям, что же вы знаете о поздней осени. Но сначала отгадайте загадку:
Отхлестал по щекам,
Настегал по рукам,
Шапку с головы сорвал,
И удрал. Что это? (ветер)
Воспит. Что умеет делать ветер?
Дети. Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать.
Вос. А если это было вчера, то, что делал ветер?
Дети. дул, гудел, бушевал.
Вос. А вот моя следующая загадка, о чем она, послушайте:
На всех садятся,
Никого не боятся. (Снежинки)
Вос. А что снежинки умеют делать?
Дети. летать, кружиться, ложиться, падать.
Вос. А если это было вчера, то, что делали снежинки?
Дети. Летали, кружились, падали, садились.
Вос. Посмотрим повнимательнее на картину. Что стало с лесом?
Дети. почти все листья с деревьев упали, лес стоит голый, обнаженный, оголенный. Небо покрыто темными, серыми тучами. Часто идут дожди. На дороге грязь, слякоть. Трава пожелтела, высохла. По утрам бывают заморозки.
Вос. Ребята, а как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья?
Дети. листопад.
Вос. Давайте представим, что мы осенние листочки. Встанем.
Физминутка.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся,
И под ногами шуршат, шелестят
Будто опять закружиться хотят.
Вос. Какими становятся дни и ночи?
Дети. дни становятся короче, ночи длинные и темные.
Вос. Не зря в народе про осень говорят : «осень - перемен восемь.» Или «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, шутит, ревет, сверху льет и снизу льет.»
Вос. Как же одеваются люди в такую погоду?
Дети. люди надевают куртки, пальто, шапки. Обувают сапоги. Берут с собой зонты.
Вос. Холодно не только людям, но и насекомым. Где же они зимуют?
Дети. насекомые прячутся в щелях, в коре деревьев, под листьями.
Вос. Однажды я была в лесу и услышала, как старый ворон собрал всех лесных жителей и проверяет, готовы ли они к зиме. Давайте поиграем. Я буду ведущей, а вы лесными жителями. Согласны?
Дети. Да.
Вос. На столе лежат иллюстрации с изображением диких животных. Возьмите их в руки рассмотрите, и скажите: «раз, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!».
Дети. «Раз, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!»
Вос. Жители леса! Осень на пороге, все ли к её приходу готовы? (да)
Вос. Вот мы сейчас и проверим. Птицы летите ко мне. Перво-наперво осень холоду напустит в лес, что птицы делать станут?
Дети. Соберутся в стаи и улетят в теплые края.
Вос. Рассмотрим, какие из этих птиц улетают. Мы их соберем в отдельную стайку. (Дети выбирают птиц, которые улетают: ласточка, соловей, жаворонок, скворец). Как мы назовем их?
Дети. перелетными.
Вос. Почему они улетают?
Дети. насекомые прячутся, становится холодно.
Вос. А кто из птиц останется? (дети называют)
Дети. Воробьи, синицы, голуби, сороки, вороны.
Вос. Как мы этих птиц назовем?
Дети. зимующие.
Вос. Спасибо, птицы садитесь.
Вос. А теперь звери лесные выходите ко мне. Звери, что будут делать? Кто из зверей шубки менять будет и на какие?
Дети. Заяц серую шубку на белую. Трудно приходится зайцу в осенние деньки, где ни ляжет, ни прячется его видно издалека. Ни днем, ни ночью не спит робкий беляк. Ждет не дождется, когда придет зима, выпадет глубокий снег. Зароется он в снежный сугроб - никто его не увидит: ни лиса, ни волк.
Дети. Белка рыжую шубку на серенькую.
Вос. Белочка, а ты почему шубку меняешь?
Дети. Что бы, меня, охотники не заметили.
Вос. Какие убежища для себя приготовите?
Дети. Лиса приготовит нору, волк логово.
В вершинах густых елок устроены у белок теплые гнезда. В них белки спасаются от лютых морозов и холодных ветров.
В ясные осенние дни ежик готовит себе норку под старым пнем, ночью и днем таскает в неё душистые сухие листья и мох.
Много забот осенью и у медведей. Нужно наесться на всю долгую зиму, накопить побольше жиру, устроить теплую берлогу.
Вос. Кто, какие припасы на зиму готовит?
Дети. Белка запасает грибы, ягоды, орехи. У неё в дупле есть кладовка, где она хранит запасы.
Мыши- полевки – колоски и желуди.
Бобры валят деревья.
В Кто без запасов и нор зимовать будет?
Дети. заяц.
Вос. Молодцы, все к зиме готовы. Скажем: «Раз, два, три, всех нас в деток преврати!»
Дети произносят хором: «раз, два, три, всех нас в деток преврати!»
Вос. Скажите, ребята, что делают поздней осенью взрослые на своих садовых участках?
Дети. убирают позднюю капусту, капают грядки, обматывают стволы плодовых деревьев, чтобы их не погрызли мыши, зайцы.
Вос. А на полях, в колхозах?
Дети. Пашут поля, сажают озимую пшеницу, убирают подсолнечник.
Вос. Давайте поиграем! Расскажем, что мы делали ранней, а что поздней осенью.
Выставлять по очереди иллюстрации (грибы, листья, яблоки, овощи, дождь)
Дети. Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней осенью грибов нет.
Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней осенью мы эти листья собирали под деревьями.
Ранней осенью мы рвали яблоки с яблонь, а поздней осенью яблок на деревьях уже нет.
Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью никаких овощей на огородах нет.
Ранней осенью идут дожди, а поздней осенью дожди со снегом.
Вос. Какая интересная беседа у нас получилась. Мы вспомнили, что осень бывает разная : ранняя, золотая, поздняя. Как интересно вы рассказали о событиях, которые происходят в разные периоды осени. Какая бывает погода. Чем занимаются люди осенью и лесные жители. Давайте покажем, какой осенний коллаж мы приготовили все вместе в свободное время.