Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Поговорим про осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Создать условия для успешного речевого развития, активизировать познавательные способности детей в процессе занятия.
Задачи.
Образовательный аспект:
учить детей логично и последовательно рассказывать о приметах осени, активизировать имеющиеся знания и представления об этом времени года, закреплять названия осенних месяцев;
учить дошкольников пересказывать текст с опорой на картинки-символы;
упражнять детей в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными;
упражнять в образовании форм родительного падежа имен сущ. ;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Поговорим про осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Коррекционно-развивающий аспект :
учить детей отвечать на вопросы предложением; развивать связную речь;
учить грамматически правильно формулировать свои ответы;
развивать общую и мелкую моторику, память, внимание, умение сочетать речь с движением;
Воспитательный аспект:
побуждать детей к активной работе на занятии, сосредоточенности, умению слушать и понимать информацию воспитателя с одного раза;
воспитывать желание высказывать свои мысли, не боятся отвечать на вопросы; сопереживать своим товарищам, спокойно относиться к их ошибкам;
закладывать основы экологического воспитания.
Предварительная работа: рассматривание листьев берёзы, дуба, клёна, рябины; разучивание пальчиковой гимнастики «Осень» Н. Нищевой.
Приоритетные образовательные области: «Коммуникация», «Познание».
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Социализа-ция», «Физическая культура», «Музыка».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Методы и приё мы:
наглядные – использование ИКТ (просмотр слайдов с изображением осеннего пейзажа); рассматривание гербария «Листья деревьев», показ картин «Времена года»;
словесные - пересказ текста «Поздняя осень», беседа, речевой образец, повторение, словесное упражнение «Круглый год»;
практические - дидактические упражнения «Исправь ошибки», «Опиши свой зонтик», подвижная игра «Дождик», дидактическая игра «Сколько и какие», игра «Не зевай!» (с мячом, игровые формы оценки (фишки-листья, метод наглядного моделирования (использование картинок-символов, пальчиковая гимнастика «Осень».
Оборудование:
демонстрационные картинки «Времена года»; слайды с изображением осеннего пейзажа, музыкальное сопровождение – П. И. Чайковский «Осенняя песенка»; гербарий «Листья деревьев»; волшебный сундучок с фишками-листьями; плоскостные зонтики из картона по количеству детей, раскрашенные по-разному; мнемо-таблица.
Ход НОД
1. Организационный момент
Слушай, не ленись, красиво говорить учись. (Хоровое произ-несение)
2. Активизация имеющихся у детей знаний и представлений об осени как о времени года.
Какое сейчас время года? Какие времена года вы знаете? Сколько их? Давайте назовем все времена года по порядку.
Речевая зарядка «Круглый год»
Круглый год, круглый год
За зимой весна идёт,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим
Идёт за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идёт, спешит зима.
В природе всё идёт своим чередом – времена года всегда идут одно за другим: за осенью спешит зима, потом приходит весна, после весны наступает лето и затем вновь наступает осень. (На доске- картинки «Времена года).
Какое самое холодное время года?
Про какое время года говорят «природа просыпается»?
А самое тёплое время года? (по ходу беседы убираю картинки - остаётся иллюстрация осени).
Ребята, сегодня в наш детский сад почтальон принёс посылку. Очень интересно, что же в ней находится? Давайте-ка с вами откроем её и посмотрим (Открываем посылку, достаём из неё диск) Это же диск! Я предлагаю посмотреть, что же на нём хранится. (Просмотр слайдов с изображением картин осени под музыкальное сопровождение – «Осенняя песенка» П. И. Чайковско-го).
А какая осень у нас на Кубани? (Ответы детей)
Да, у кубанской осени больше оттенков цветов золотого, оранжево-го, коричневого. Все деревья на Кубани и даже кусты разукрасила осень по-своему, кого одела в желтый наряд, кого в ярко-красный. А сосна да ели остались темно-зелеными. Под впечатлением красоты золотой осени поэты писали стихи, композиторы - музыку, художники картины.
Когда осень начинается, то говорят, что это РАННЯЯ или ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ (золотая, потому что на деревьях листья жёлтые, будто золотые, а когда заканчивается, то говорят - … ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. Сейчас какая осень?
А у нас ещё совсем недавно цвели цветы. На Кубани даже в последний месяц осени на некоторых деревьях есть листочки.
Скажите, долго ли длится осень?
Какие осенние месяца вы знаете? За правильные ответы мы сегодня получаем фишки. Но в нашем сундучке сегодня необычные фишки … фишки - листочки (показать).
3. Пальчиковая гимнастика «Осень»
Давайте вспомним, какие листочки считал в лесу ветер.
Ветер по лесу гулял
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый, резной,
А с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева
4. Образование относительных прилагательных. Упражнение в употреблении форм родительного падежа имён существитель-ных.
А теперь задание. Я буду показывать вам листочек, а вы говорите, с какого дерева он упал. Глядя на листок, можно сказать, с какого он дерева. Вот листья (гербарий). Будем говорить вот так:
Рябиновый лист упал с рябины.
Берёзовый лист упал с берёзы.
Липовый лист упал с липы и т. д.
5. Дидактическое упражнение «Исправь ошибки» (употребление форм родительного падежа имён существитель-ных).
Рябиновый лист упал с клёна
Берёзовый лист упал с липы
Липовый лист упал с берёзы и т. д.
6. Физкультминутка «Дождик» (на ковре).
Капля раз, капля два
Очень медленно сперва,
А потом бегом, бегом.
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли-
От дождя себя укрыли.
7. Дидактическое упражнение «Опиши свой зонтик»
Например: «У меня зелёный в белый горошек». «У меня в клетку». «У меня разноцветный зонтик» и т. п.
Действительно без зонта не обойтись осенью.
8. Составление предложений про осень. Дидактическая игра «Не зевай!» (передавая мяч по кругу)
Мое предложение: «Осенью часто идёт дождь». Продолжите…
Вы все заработали по листочку. (Раздать фишки).
9. Пересказ текста с предварительной словарной работой (с опорой на картинки – символы).
Я прочитаю рассказ об осени (музыкальное сопровождение - П. И. Чайковский «Осенняя песенка»).
Поздняя осень.
Деревья стоят уже голые. Только на берёзах ещё желтеют листья. Часто дует холодный ветер и моросит мелкий дождь. По небу гуляют серые тучи. Солнце светит мало. Птицы улетают в тёплые страны. Это поздняя осень.
Дополните предложения. Поиграем.
Листья… (желтеют).
Ветер часто… (дует).
Дождь (моросит).
Серые тучи по небу (гуляют).
Я прочитаю вам рассказ ещё раз. Послушайте его внимательно, запомните и перескажите. Перед вами табличка. Здесь в ячейках небольшие картинки – символы, которые помогут вам запомнить и пересказать текст.
Кто начнёт? Покажи ребятам табличку и расскажи об осени.
10. Оценка деятельности детей. Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Мы с вами хорошо поработали. Давайте посчитаем ваши листочки.
Дети считают свои листочки.
Молодцы. Вы все старались. Работали активно. Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Нищева Н. В., Система коррекционной работы в логопедиче-ской группе для детей с общим недоразвитием речи, СПб, «Детство-пресс», 2005г.
2. Пятница Т. В., «Лексика + грамматика = …», Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2009г.