Наталья Шестакова
Конспект занятия по развитию речи «Поздняя осень» с использованием мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ рассказа «Поздняя осень» с использованием
мнемотаблиц.
Цель:
Развитие монологической речи детей
Задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о приметах осени.
2. Уточнить и расширить активный словарь детей по теме. «Поздняя осень»
3. Совершенствовать грамматический строй речи.
4. Учить отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова признаки
5. Учить детей передавать содержание текста полно и последовательно.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оборудование: Картины с изображением осени (начало осени, середина и конец, простой, красный, зелёный, жёлтый карандаши, чистые листы бумаги.
Предполагаемый результат:
У детей активизируются и уточнятся знания об изменениях в природе осенью.
У детей обогатится словарь прилагательных (синонимов)по теме осень.
Дети познакомятся с новыми словами, узнают их значения.
Дети отработают навык пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.
У детей закрепится навык деления слов на слоги.
Перечень методической литературы:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопеда.
2. Бардышева Т. Ю. Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий.
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Вступительное слово: - Ребята, я приглашаю вас встать в круг и пожелать друг другу хорошего настроения на день.
Дети по очереди адресуют друг другу пожелания, правильно выстраивая предложения по образцу «Миша, я тебе сегодня желаю доброго дня.»
2. Беседа.
Взрослый: Однажды Серёже подарили интересную книгу.
На первой странице были нарисованы чистое, голубое небо. Светит яркое солнышко, стоит тёплая безветренная погода. Травка ещё зелёная. Но на некоторых деревья листва уже пожелтела.
А под картинкой подписано Осень
На второй картинке. Деревья уже стоят жёлтые, а с некоторых из них даже облетела листва. Небо пасмурное, Дует ветер, идёт дождь. Птицы улетают на юг
И под картинкой снова написано Осень.
А на третьей картинке деревья стоят голые, с них облетела вся листва. Низкие серые тучи висят над землёй. Дует холодный пронизывающий ветер. У берега озера появилась тонкая кромка льда. Трава засохла и пожелтела. С неба сыплет первый снег.
И опять написано Осень.
Взрослый: Ребята, как вы думаете, почему картинки такие разные, а на всех них написано осень?
(потому что это ранняя осень, середина осени и поздняя осень)
Взрослый: Давайте вспомним, какие приметы осени мы знаем.
(дети называют приметы осени)
А теперь назовите все осенние месяцы.
Какой осенний месяц наступает самым последним?
Перед каким временем года наступает этот месяц? (перед зимой)
Запомните ребята, этот месяц в народе ещё называют «предзимье». Потому что это последний месяц перед зимой.
3. Чтение рассказа.
Послушайте рассказ. «Поздняя осень» (Бардышева Т. Ю. Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий)
Небо стало тяжёлым, хмурым, серым пасмурным. Сухие осенние листья опали с деревьев. Берёзы стоят грустные, голые. А ели стоят зелёные, нарядные, красивые. На рябинах краснеют алые спелые ягоды. Трава пожелтела, поникла и пожухла. Вода в речке замерзает и превращается в лёд. Перелётные птицы уже улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Это пришла поздняя осень - предзимье.
4. Подбор слов признаков
Каким становится небо поздней осенью? (небо становится хмурым, пасмурным, серым, низким, угрюмым)
Какими стали листья? (листья стали сухими, потемневшими, грязными, мокрыми)
Что происходит с листвой?
Какие изменения происходят с деревьями осенью?
А какие деревья остались стоять зелёными, а какие ещё могут быть зелёными)
Как мы про них скажем (они красивые, нарядные, праздничные, украшенные)
Гроздья рябины какие? (красивые, спелые, багряные)
Вода в озере стала какая? (Чистая, прозрачная, холодная, замерзшая)
(хрупкая, тонкая, прозрачная)
5. Уточнение значения слов
Кто сможет объяснить значение слов:
голые (без одежды, раздетые)
багряные (тёмно-красные)
предзимье (перед зимой)
6. Двигательная игра.
«Признаки осени» Взрослый называет признаки различных времён года. Если дети услышат признаки осени, то должны присесть
Листья на деревьях желтеют.
Дети лепят снеговиков.
Перелётные птицы улетают в тёплые края.
Распускаются на деревьях почки
Медведи готовятся к спячке
Просыпаются насекомые
Дни становятся короче, а ночи длиннее.
7. Чтение рассказа и кодирование в символы
8. Артикуляционная гимнастика
9. Рассказы детей.
10 Итог.