Ирина Тетерева
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [к], знакомство с буквой К»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему : «Звук [к], знакомство с буквой К»
Программное содержание : закреплять правильное произношение звука [к] в речи, продолжать учить определять наличие/ отсутствие этого звука в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [к], знакомство с буквой К“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: предметные картинки со звуком [к] (катер, карта, кот, колодец, кубик, клубок, корзина, комод, коза, капуста, книга, бабушка, сок, дедушка, кнопка) карточка с изображением буквы К, схемы для определения позиции звука в словах, фишки, тетради, карандаши, карточки для индивидуальной работы.
Содержание НОД.
I. Организационный момент.
Первыми сядут те дети, которые назовут слова, которые начинаются на гласный звук, а затем те, которые назовут слова на согласный звук.
Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем гласные звуки отличаются от согласных.
II. Основной этап.
1. Сообщение темы. Изучение нового материала.
Логопед предлагает детям отгадать загадки и определить первый звук в отгадках.
Кто умеет умываться
Без водички – языком?
И мяукать, и ласкаться,
И гоняться за клубком?
(КОТ)
Посреди двора
Дом, а в нем – нора.
В ней темно всегда,
Там живет вода.
(КОЛОДЕЦ)
Есть она у пылесоса,
У дверного есть звонка,
И она же – гвоздик острый
И застежка кошелька.
(КНОПКА)
Груда палочек была,
А осталась лишь зола.
(КОСТЁР)
Дети определяют, что первый звук в этих словах [К]. (правильно). Сегодня мы познакомимся со звуком [К] и научимся его четко произносить.
2. Работа со звуками.
Произнесение звука [К]. Характеристика артикуляции звука [К] :
- Звук [К] - согласный, твердый, глухой, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.
Если возникают проблемы, дети вспоминают правила определения гласного/ согласного, твердого/ мягкого, звонкого/ глухого звука.
3. Развитие фонематического слуха.
- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить звуки. Услышите звук [К], хлопните в ладоши.
А, У, К, К, Т, О, К, П, Г, К, К, К, Д, И, К, С, К…
- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [К], поднимите синюю фишку.
ка, ха, па, гы, ты, ко, мы, ко, ка, по, но, ку, ту, пу….
4. Произнесение звука [к] в словах.
Назови ласково слова со звуком [к].
Кот - котик
Клубок - клубочек
Коза - козочка
Комод - комодик
Книга - книжечка
Кнопка - кнопочка
Корзина - корзиночка
Хорошо справились с заданием.
5. Работа со схемами и фишками.
Логопед предлагает детям (у каждого ребенка своя картинка) рассмотреть предметные картинки и определить, есть ли звук [к] в предложенных словах и указать позицию этого звука в слове, отметить, что в некоторых из этих слов, есть два звука [к], поэтому это необходимо указать на схемах. Дети самостоятельно задание, а логопед наблюдает за выполнением. (катер, карта, кот, колодец, дедушка, бабушка, сок, кубик, клубок, корзина, комод, коза, капуста, книга, кнопка).
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
7. Произношение звука [к] во фразе.
- Повторяйте за мной читстоговорки.
Ка - ка - ка, ка - ка - ка - вот течёт река Ока.
Ко - ко - ко, ко - ко - ко - там рыбак недалеко.
Ке - ке - ке, ке - ке - ке - ловит рыбку на реке.
Ку - ку - ку, ку - ку - ку - нет удачи рыбаку.
Ки - ки - ки, ки - ки - ки - помогите, рыбаки!
Ку - ку - ку, ку - ку - ку - вот подмога рыбаку.
Ко - ко - ко, ко - ко - ко - рыбка ловится легко.
Ка - ка - ка, ка - ка - ка - есть улов у рыбака.
8. Развитие связной речи.
Закончи предложение словами на звук [к] :
Кораблем управляет (капитан)
Катя упала в (канаву)
В конюшне стоят (кони)
Кате купили новую (куртку)
Катя и Коля слепили снежный (ком)
Кира пьет (кофе, какао)
У детей летние (каникулы)
Костя кладет брюки в (комод)
Катя купила (коньки)
9. Обучение элементам грамоты.
- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [к] на письме – с буквой К. На что похожа эта буква?
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буквой К на нас глядит.
10. Зрительная гимнастика.
Любопытная Варвара
смотрит влево!
смотрит вправо!
А теперь вперед!
Тут немного отдохнет
(глазки не напряжены и расслаблены).
А Варвара смотрит вверх –
выше всех, дальше всех!
А теперь – смотрит вниз
(Глазки наши напряглись).
А теперь – глаза закрыла,
И открыла, и закрыла.
Веселы, бодры мы снова,
И к занятию готовы!
11. Печатание буквы К в тетрадях по образцу.
Чтобы нам запомнить букву «К», давайте ее напечатаем в тетради. Дети выполняют задание по образцу.
Итог НОД.
С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились?
Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.