Татьяна Епифанова
Конспект НОД «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Область: Познание.
Интеграция областей: «Социально-коммуникативная», «Физкультурно-оздоровительная», «Развитие речи».
Цель: Расширение знаний детей о свойствах воздуха : прозрачность, невидимость, легкость, сила.
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
1. Познакомить детей с символическими изображениями «методов исследования».
2. Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе экспериментирования, делать выводы.
3. Учить детей фиксировать результаты исследований графически.
4. Продолжать развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
5. Воспитывать любознательность, взаимопомощь.
Оборудование: Мольберт. Карточки с методами исследования (5 штук, листы с изображением руки, глаз, уха, - для зарисовывания опыта, карточка с правилами поведения, бейджики для каждого ребенка, оборудование на каждого ребенка (шарик, пакет, шпажка, стакан с водой, трубочка для коктейля, карандаш, бутылочки, крышки от фломастера, из-под баночек). Фонограмма с записью ветра и урагана. Карточка со схематичным изображением воздуха. Дневники наблюдений на каждого ребенка.
Ход:
Игра «Раздувайся, пузырь»
Почему вы в конце игры сбегались в центр? (пузырь лопнул)
Почему? Что находится внутри пузыря?
- Ребята, а теперь по очереди скажите, что находится вокруг вас?
- А хотите узнать, мое слово? Тогда отгадайте загадку:
«Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн - невидимый, и все же, без него мы жить не можем»
А теперь сделайте вдох через нос, а выдох через рот. Рот-нос, рот-рот, нос-нос.
- А сейчас наберите воздуха и попробуйте не выдыхать…
- Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Кто еще не сможет жить без воздуха?
- Ребята, воздух нужен не только всем людям, но и животным, птицам, рыбам, растениям, то есть, всему живому на Земле.
- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе (показать схематичное изображение воздуха) и будем учиться проводить самостоятельные исследования как настоящие ученые.
- Наша задача на сегодня – получить как можно больше новых сведений о воздухе.
А помогут нам в этом «методы исследования» которые изображены на карточках. Попробуйте догадаться, о чем они нам подсказывают…
1. Посмотри в книгах
2. Спросить у другого человека
3. Понаблюдать
4. Провести эксперимент
5. Подумай самостоятельно
- Ну что ж, вижу, что вы готовы к исследованию, …проходите на свои рабочие места (столы стоят по кругу). 3-5 минут
- Сегодня на столе для вас приготовлено много разного оборудования, поэтому важно помнить о соблюдении порядка и правил поведения ( карточки-правила: Соблюдай тишину! Сиди правильно! Хочешь ответить – подними руку)
- Ребята, возьмите в руки карандаш, трубочку, молодцы, с этим заданием вы легко справились…а теперь возьмите воздух (перевернуть лист с рукой)
- Вы не знаете, как можно поймать воздух? Подумайте! (карточка) (ответы детей) В решении это задачи нам поможет Эксперимент (карточка)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»(РУКА)
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Хорошо! Давайте проверим, что находится в пакете. Для этого возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
Ребята, у настоящих ученых принято записывать результаты исследований, а вы сможете записать? Как же быть? Как нам зафиксировать свои наблюдения?
Подскажите, что мы нарисуем на листе с рукой – что нам помогло поймать воздух? (зарисовываю на листе рукой пакет, а дети в своих дневничках).
- Ребята, а вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей) (ГЛАЗ)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. Мы с вами смогли увидеть воздух с помощью трубочки и стакана с водой.
Зарисовать опыт
Ребята, как вы думаете, можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей) (УХО)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно надуть шарик, и через отверстие в шарике потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой) фонограмма?
Зарисовать
Игра малой подвижности «Разноцветный зонтик»
После игры спросить: Ребята, что помогало зонтику с нами играть?
Рефлексия.
Итак, сегодня мы с вами трудились, как настоящие ученые.
Что мы сегодня исследовали, изучали? (воздух)
С помощью чего мы получили новые знания? (опытов)
Какие методы вы еще знаете? (по карточкам)
Что сегодня было особенно интересно делать? (обнаруживать, обсуждать, решать)
Что вы сегодня узнали нового?
Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Было ли сегодня что-то такое, что бы удивило тебя?
С кем из домашних ты сегодня поделишься своими открытиями?
Молодцы, а вы сегодня все были внимательными, активными, любознательными.
В следующий раз мы научимся с вами самостоятельно готовить мыльные пузыри, и рисовать с их помощью замечательные рисунки.
Литература: А. И. Савенков "Методика исследовательского обучения дошкольников"