Ольга Акчурина
Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[З]» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Составила учитель-логопед МКДОУ " Детский сад " Колокольчик"
Акчурина Ольга Александровна
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
1. Учить дифференцировать звуки С и З в произношении и на слух
2. Продолжать учить составлять предложение из двух слов
3. Учить правильной речи, как средства общения и культуры
2. Коррекционно-развивающие:
1. Развивать слуховое внимание
2. Развивать воображение
3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха
Публикация «Конспект НОД „Дифференциация звуков [С]-[З]“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Развитие и обогащение активного словаря
5. Развитие памяти
6. Развитие пальчиковой моторики
7. Развивать двигательную активность
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе
Материалы и оборудование:
Аудиозапись: шум воды, звук комара, классическая музыка. Погремушка (или колокольчик, волшебный сундучок, картинки на звуки С, З, иллюстрации, модель предложения из двух слов- картинка паровозик с вагончиком, мяч, распечатка раскрасок лиса Алиса и заяц Захар.
Здоровьесберегающие технологии: музыкотерапия, пальчиковая гимнастика, релаксационное упражнение
Активизация активного словаря
Технологии Икт:
использование звукозаписи
Предварительная работа:
беседа о звуках С,З; постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Ход занятия:
Организационный момент:
1. Отгадывние загадки. Сюрпризный момент:
Очень весело звенит,
Танцевать нам всем велит.
Разноцветная игрушка,
А зовется (погремушка)
- Как вы думаете. Почему погремушку назвали погремушкой?
-Она гремит и хочет вам " сказать" о том, что в кабинете находится сюрприз. Если погремушкой я буду тихо греметь, значит, рядом сюрприза нет, а если громко, значит, сюрприз рядом.
(Дети с помощью погремушки находят в кабинете сюрприз – сундучок)
- Посмотрите, что в сундучке.
Дети, в ней картинки с изображением воды и комара! (Картинки ставятся на наборное полотно) С ними можно поиграть.
2. Д/и «Песенка»
на развитие интонационной речи, слухового внимания.
- Эта картинка обозначает песенку воды: «С – с – с …». Давайте споём эту песенку (хором и индивидуально).(звучит перелив воды)
- А эта картинка изображает песенку комара: «З – з – з …». Теперь споём эту песенку (хором и индивидуально).(звучит аудиозапись- звук комара)
- Поиграем. Мальчики будут комарами, они будут звенеть громко: «З – з – з …», а девочки будут водой, будут свистеть тихо: «С – с – с …».
- Теперь предлагаю поменяться: девочки будут комарами, а мальчики – водой (упражнение повторяется).
3. Уточнение знаний детей о звуках С-З
- Дети, какие звуки мы пропели?
-В каком положении были органы нашего артикуляционного аппарата?
А что вы можете сказать о самих звуках. Дайте им характеристику.
- Чем звуки С и З похожи?
- А в чем их различие?
- Молодцы! Вы правильно ответили на мои вопросы.
4. Д/и «Чья песенка?»
Развитие слухового внимания, памяти.
- А ещё в сундучке есть чудесный мяч. Этот мяч будет вам помогать отгадывать. Я буду каждому из вас бросать мяч, называть слоги, вы должны будете отгадать чья это песенка и проговорить.
(Логопед по очереди бросает каждому ребенку мяч, называет пару слогов)
СУ – Су
оз – оз
Зы – Зо ас – Ос
За – Зу ыс – Ус
Са – Со Ыз – Ыз
Cэ – Сэ ис – Эс
- Молодцы! В сундучке есть конверт с картинками. И с ними тоже можно поиграть в игру.
5. Д/и «Разложи картинки»
Учить находить в картинке нужный звук и правильно определять, к какому изображению подходит
- Карточки перепутались. Нужно разложить их отдельно: со звуком «С» - к картинке с изображением воды, со звуком «З» - к картинке с изображением комара. (Карточки лежат на столе, изображением вниз. Дети по одной выбирают карточку, называют предмет и прикрепляют на наборном полотне под картинкой воды или комарика)
6. Релаксационные упражнения (физминутка)
- Дети, скажите, а в каком состоянии бывает вода?
- Сейчас мы с вами попробуем стать частичкой воды и изобразить движениями, позами её состояние: твёрдое (лёд, жидкое (вода) и газообразное (пар).
(Звучит аудиозапись легкой, классической музыки)
7. Д/и «Составь предложение»
Учить детей составлять предложения, состоящие из двух слов с использованием предлога.
Логопед достаёт из сундучка карточки с изображением паровоза и вагончика, помещает их на наборное полотно.
- С этим поездом мы немного поиграем. Паровоз обозначает первое слово, а вагон – второе. Мы будем составлять предложения из двух слов.
- Сначала будем составлять предложения про картинки, в названиях которых есть» песенка воды» и говорить будем медленно. (Составление детьми предложений)
- Теперь будем составлять предложения, в названиях которых есть «песенка комара», и говорить будем быстро. (Составление детьми предложений)
8. Пальчиковая гимнастика.
- А теперь немного поиграем с нашими пальчиками, которые отправятся на пароходе к своей бабушке.
«Пароход» Поедем в гости на пароходе. (Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка. Обе ладони поставлены на ребро,
мизинцы прижаты (как ковшик, а большие пальцы подняты вверх.)
«Флажок» На пароходе есть флажок (Я в руке флажок держу И ребятам им машу. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный, мизинец) – вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.)
«Очки» Приплыли к бабушке. (Бабушка очки надела, и на внуков посмотрела. Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.)
«Стол» Подойдём к бабушкиному столу. (У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать на счет «раз».
«Стул» Сядем на стульчик. (Ножки, спинка и сиденье –Вот вам стул на удивленье. Левая ладонь вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук на счет «раз».)
«Чашка» Бабушка угощает нас чаем из чашки.
«Ходики» У бабушки есть часы – ходики. Тик-так, тик-так, ходики стучат. Часы показывают, что нам пора домой.
«Колёсики» Поедем на поезде. У поезда есть колёса: «Туки-так, туки-так, так колёсики стучат!»
- Молодцы! Размяли пальчики.
9. Д/и «Поиграй немножко - хлопни в ладошки»
Развитие фонематического восприятия
- Посмотрим, что ещё есть в сундучке.
(Достаём листок бумаги, на котором написаны слова)
- Я буду называть слова. Если услышите в них звуки «С» и «З», то хлопните в ладоши.
Кошка Ручка Леша Бегут
Санки Бант Зонт Ваза
Телефон Карандаш Будка Белый
Нос Сумка Заяц Мозоль
10. Итог занятия:
- Скажите. О каких звуках мы сегодня говорили?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Во что бы вы хотели еще раз поиграть?
- А в сундучке ещё что-то лежит. Картинки – раскраски! Это для вас призы за ваше старание! На картинках нарисованы
лиса Алиса и заяц Захар.
Спасибо вам!