Елена Макарова
Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №6 «Учим Петрушку говорить».
Цели:
• закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
• учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
• учить пользоваться различной громкостью голоса;
• учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;
• формировать фонематический слух;
• способствовать развитию речевого дыхания;
• способствовать формированию грамматического строя речи;
Публикация «Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе, Дифференциация звуков [С]-[Ш]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
• способствовать развитию логического мышления, моторики рук;
• воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.
Оборудование:
• игрушка «Петрушка»;
• пиктограммы;
• картинки - с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];
• вата для дыхательной гимнастики «Фокус».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед : - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)
Дети делают вдох и выдох три раза.
- А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Дети: Петрушка.
Ребята, а вы знаете, как общались далёкие предки? Давайте вспомним как это было.
Ребенок пантомимой изображает охотника, который увидел оленя. Охотник натягивает лук и убивает животное. После чего изображает радость мимикой и жестами.
Логопед : - О чём нам рассказал древний человек? (ответы детей)
Кого он там увидел? Как он охотился?
- А можно ли с помощью жестов и мимики передать окрас оленей, настроение охотника? (ответы детей)
- Древние люди издавали звуки постепенно, соединяя их, они стали обозначать свои действия и различные предметы. Так постепенно появилась речь. Маленький ребенок в общении тоже похож на древнего человека. Он также общается с помощью звуков и жестов. Вы тоже были маленькими детьми и не умели общаться с помощью речи. Но теперь вы большие, умеете говорить, читать, писать, составлять не только слова, но и целые предложения.
2. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].
Логопед : - Ребята, Петрушка мечтает научиться говорить, но вот беда, он постоянно путает звуки (С и Ш), я предлагаю вам научить Петрушку научить различать звуки, в помощь вам предлагаю радиограмму. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].
Рисунок 1.
Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т. д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)
Логопед : - Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму.
3. Упражнение на развитие мимики.
- Ребята, а у Петрушки есть друзья, хотите узнать какие? Вам нужно определить какие они? Давайте изобразим эти настроения. (рисунок 2)
Рисунок 2.
- Вот такие друзья у нашего Петрушки!
4. Дифференциация звуков [с]и [ш] в слогах, словах.
Логопед : - А теперь Петрушка хочет с вами поиграть (д/и «Повтори за мной»). Давайте покажем ему, какие мы внимательные:
ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус
са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ес
- Молодцы, а теперь слова:
шайка – сайка, шок – сок, шут – суд, шитый – сытый, шутки – сутки, шип – сип,
пошёл – посол
крыса – крыша, миска – мишка, каска - кашка, тушь – туз, уши – усы, плюс - плюш
5. Артикуляционная гимнастика.
Логопед : Ребята, давайте покажем Петрушке как надо произносить звуки (С и Ш).
Возьмите зеркала и внимательно рассмотрите где находится у нас язычок при произнесении звука (С, звука (Ш).
Ребята, подскажите Петрушке что нужно делать, чтобы наш язычок правильно произносил звуки? (Правильно, нужно язычок тренировать, делать артикуляционную гимнастику).
Артикуляционные упражнения для губ: «Улыбочка- Хоботок»
Для язычка «Лопатка- Качели-Почистим зубки-Киска сердиться»
Для правильного произношения звука (Ш) : «Маляр-Грибок-Дятел».
6. Логоритмическое упражнение.
Логопед : - Молодцы, ребята! А давайте попробуем развеселить Петрушку, поиграем с ним, а то он очень расстроился
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
Выполнение движений в соответствии с текстом.
7. Упражнение на развитие дыхания «Фокус».
Логопед : Ребята, для правильного произношения звуков необходимо выработать правильное дыхание. Давайте сделаем дыхательное упражнение «Дутье», «Фокус». Первое необходимо для правильного произношения звука (С, второе для правильного произношения звука (Ш).
8. Игра на развитие фонематического слуха.
Логопед : Ребята, предлагаю вам закрыть глазки и внимательно слушать слова, если услышите в слове звук (С, поднимаете левую руку, если услышите звук (Ш)-правую руку, а мы с Петрушкой проверим ваш слух, ваше внимание.
9. Дидактическая игра «Правильно ли это?»
Логопед : - А Петрушка придумал вам игру за то, что вы учите его правильно произносить звуки (С и Ш). Называется она «Правильно ли это?». Петрушка будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.
Девочка ест кашей. Мальчик читает книгой. Мужчина пьёт чая. Женщина идёт в магазином. Кошка сидит на стулом. Мышка залезла в шкафом. Мама шьёт дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети.
10. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Логопед : - А ещё, наш Петрушка большой шутник. Послушайте, что он придумал:
Как – то вечером старушки
Пили чай и грызли …сушки.
Кошка на подушке
Лапкой моет. ушки. Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову … подушку.
Испекла старушка пышки
И сложила пышки в … миску.
Логопед : - Ребята, а теперь давайте, и мы Петрушку поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:
Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.
11. Кинезиологические упражнения.
Логопед : Ребята, давайте повторим, что нужно делать, чтобы правильно произносить звуки? (Правильно, нужно делать артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику). Давайте покажем Петрушке комплекс развивающих упражнений.
«Ухо-нос, Лезгинка, зайчик в домике, пальчики здороваются».
12. Итог.
Логопед : - Молодцы, ребята! Вам понравилось играть с Петрушкой? А что вам запомнилось больше всего? Вы хорошо отвечали, играли, Петрушке у вас тоже очень понравилось и ему пора возвращаться домой.