Ирина Ломанова
Конспект НОД для детей с ФФН на логопункте ДОУ «Дифференциация звуков [л]-[л’]. Помощники Лунтика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФН
на логопункте ДОУ
Тема: Дифференциация звуков [Л] и [ЛЬ]
«Помощники Лунтика»
Составила: Ломанова Ирина Николаевна
Учитель-логопед I квалификационной категории
МДОУ №7 «Рябинушка»
г. Стрежевой 2016
Публикация «Конспект НОД для детей с ФФН на логопункте ДОУ „Дифференциация звуков [л]-[л’], Помощники Лунтика“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФН
Лексическая тема: Инструменты и орудия труда.
Дифференциация звуков [Л] и [ЛЬ].
«Помощники Лунтика»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цели:
коррекционно-образовательные:
- закрепить правильную артикуляцию звуков [Л] и [ЛЬ] ;
-автоматизировать звуки [Л] и [ЛЬ] в слогах, словах и словосочетаниях;
- усвоение родительного падежа существительных;
закреплять умение составлять предложения со сложносочиненным союзом «чтобы»;
совершенствование практическому употреблению существительных в единственном и множественном числе;
совершенствование навыков деления слов на слоги;
коррекционно-развивающие:
упражнять в выделении первого звука в слове;
закрепить умение дифференцировать звуки [Л] и [ЛЬ];
закреплять умение определять место звука в слове;
совершенствовать фонематический анализ и синтез;
развивать артикуляционную моторику
развивать общую и мелкую моторику;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать коммуникативные навыки;
воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу.
Оборудование:
мягкая игрушка Лунтик;
зеркала;
цветные карандаши;
предметные картинки с изображением разных инструментов;
набор инструментов;
схемы слов
Ход занятия:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Психогимнастика.
Ребята посмотрите, к нам пришел необычный гость, посмотрите, кто это? Лунтик.
Посмотрите какое, у него лицо грустное, печальное.
Покажите, как грустит Лунтик.
Но вот увидел вас и улыбнулся!
Давайте и мы улыбнемся!
II. Основная часть.
Сегодня мы с вами еще раз вспомним, как правильно произносить звуки [Л] и [ЛЬ].
Давайте поприветствуем Лунтика тихим голосом: Ла-ла-ла;
А теперь громким: Ла-ла-ла;
Теперь грустно: Ла-ла-ла;
А теперь радостно: Ла-ла-ла.
III. Лунтик любит трудиться, поэтому у него много инструментов, но он никогда не задумывался о том, что в словах есть звуки, что эти звуки разные. Особенно часто он пользуется инструментами в названиях, которых есть звуки [Л] [ЛЬ].
Сейчас мы их вспомним, а помогут нам картинки.
Лопата, игла, молоток, пила, клещи, грабли…
IV. Характеристика звуков [Л]и [ЛЬ]
Ребята покажем Лунтику, как правильно произносить звуки [Л] и [ЛЬ]: Звук [Л]- согласный, твердый, звонкий. При произнесении твердого звука язычок находится между зубами.
Звук [ЛЬ]- согласный, мягкий, звонкий. При произнесении мягкого звука язычок находится за верхними зубами.
V. Пальчиковая гимнастика: «Инструменты»
Мы пилили, Делают пилящие движения
Мы рубили, Делают рубящие движения
Громко молотком стучали, Имитируют движения молотком
Свежей краской покрывали. Выполняют движения руками вверх и вниз.
Баба Капа нас хвалила, Хлопают в ладоши
И печеньем угостила. Поглаживают живот ладошкой.
VI. Дифференциация звуков [Л] [ЛЬ] в словах.
- Назовите инструменты в которых вы произносите звук [Л], (лопата, молоток, шило, пила, игла);
Определите место звука [Л] в слове. Работа со схемами. Закрасьте квадратик синим карандашом.
- Назовите инструменты в которых вы произносите звук [ЛЬ], (лейка, клещи, грабли).
Определите место звука [ЛЬ] в слове. Закрасьте квадратик зеленым карандашом.
Лунтик просит вас узнать название инструмента по первому и последнему звуку.
Первый звук [Л], последний [А] (Лопата…;
Первый звук [И], последний [А] (Игла…;
Первый звук [К], последний звук [И] (клещи).
Соберите из рассыпанных звуков название инструмента: п и л а
Разделите слова на слоги: ло-па-та, клее-щи.
VII. Звуковой анализ слова: ШИЛО
Лунтик напоминает вам, каким цветом мы обозначаем мягкий и твердый звук.
Возьмите кружочки и поставьте в нужный квадратик.
VIII. Физминутка:
Топором мы рубим ветки,
Полетели всюду щепки.
Грабли мы затем возьмём
Всё в корзину соберём.
А теперь берём лопату,
Только ей рубить не надо.
Мы вскопаем дружно грядку,
Лук посадим по-порядку.
Поработали с охотой,
Выполнили всю работу.
Мы немного отдохнём,
А потом домой пойдём.
IX. Игра «Один-много»
Ребята у Лунтика одна лопата, а для детей детского сада нужно много лопат.
У Лунтика одни грабли, а для детей детского сада нужно много граблей.
У Лунтика один молоток, а для детей детского сада нужно много молотков.
IХ. Употребление существительных в родительном падеже.
Ребята мы с Лунтиком приобрели все эти инструменты скажите для чего они нужны?
Д. : Пила нужна для того, чтобы…
Х. Словотворчество детей:
*Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска:
Что же это: (Пила)
*Я землю копала – ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал. (Лопата)
С сапожником работаю я в паре,
Работы много, мы в ударе.
Я острой головой в каблук ныряю,
Забить же гвоздь сапожнику вверяю. (Шило)
Х. Итог занятия.
Посмотрите, ребята, какое теперь настроение у Лунтика? (Ответы детей)
- Ребята, посмотрите сколько смайликов подарил вам Лунтик, но все они разные.
- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного. Закрепите смайлика на нашем «дереве настроения».
Спасибо, ребята!
Литература :
1. Лылова Л. С. «Фронтальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста». –Воронеж: ИП Лакоцетина Н. А., 2012;
2. Кыласова Л. Е. «Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград : Учитель, 2012
3. Лысаков В. Г. «1000 загадок». –М. : АСТ; Донецк: Сталкер, 2006
4. Лапп Е. А., Фролова Н. Г. «Современный логопедический урок». –Волгоград : Учитель, 2011
5. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов». –М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999