Наталья Комракова
Конспект НОД с воспитанниками средней группы по ОО «Речевое развитие» на тему «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей навыков связного последовательного пересказа короткого текста.
Задачи:
Образовательные : знакомить детей с внешним видом и повадками домашних птиц ;учить составлять простые предложения по художественному тексту самостоятельно, опираясь на схемы.
Развивающие :развивать умение отвечать на вопрос фразой из 2-3 слов, развивать умение сочетать речь с движением,развивать логическое мышление (умение отгадывать загадки и делать выводы).
Публикация «Конспект НОД с воспитанниками средней группы по ОО „Речевое развитие“ на тему „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, заботливое отношение к птицам.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,познавательно-исследовательская, слушание, рассказывание (пересказывание, музыкально-ритмические движения.
Форма организации детей: фронтальная.
Словарная работа: «птичий двор», «узоры», «шпоры», «хвост колесом», «плетень».
Материалы и оборудование: пёрышко, фланелеграф, плеер, фигурки петушка, куриц, цыплят, воробья,плетня для фланелеграфа,горошины, графическая схема для пересказа.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Птицы», чтение русских народных сказок, потешек, загадок о петушке, разучивание песни «Вышла курочка гулять»
План образовательной деятельности
Этапы Образовательная деятельность Время
Организационный Показ пёрышка, «Кто потерял пёрышко?» игра с ним (вхождение в образовательную ситуацию) 1.5 мин.
Содержательный Отгадывание загадок о петушке, курочке, цыплятах, воробье. Рассматривание их изображений 2 мин.
Психогимнастика «Петушок и курочка» 1 мин.
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй», беседа по содержанию. 2 мин.
Повторное чтение рассказа и выставление графических схем 2 мин.
Физкультминутка «Вышла курочка гулять» 1мин.
Пересказ рассказа по частям, целиком с опорой на графические схемы. 8мин.
Итоговый Проблемная ситуация «Как разделить горошину?» 0.5 мин.
Возвращение в группу, помещение горошины во влажную салфетку. 1 мин.
Итоговая беседа 1 мин.
Общее время 20 мин.
Интеграция образовательных областей :
Социально- коммуникативное развитие Проблемная ситуация «Кто потерял пёрышко?», «Как из 1 горошины сделать много? «Игровая ситуация «В путь за пёрышком»
Познавательное развитие Эксперимент с пёрышком, посадка гороха
Речевое развитие Беседа, пересказ с опорой на схемы.
Художественно-эстетическое развитие Музыкальное сопровождение («Вышла курочка гулять», «Большие и маленькие ноги»
Физическое развитие Смена динамических поз, психогимнастика «Петушок и курочка»
Технологическая карта образовательной ситуации
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей
организационный Цель: организация детей на предстоящую деятельность.
Воспитатель показывает детям маленькое пуховое пёрышко, которое он яко бы случайно нашёл.
«Ребята, что это?» «А кто его потерял?»
«А какого оно цвета?»
«А что ещё можно сказать о пёрышке? (Длинное оно или короткое гладкое или пушистое, лёгкое или тяжёлое?»)
«Ребята, наше пёрышко волшебное.
Стоит на него подуть, и оно покажет путь. В какую сторону идти, чтоб хозяина найти.
А как вы думаете, кто хозяин пёрышка и где он живёт – в лесу или на птичьем дворе? Если хозяин живёт в лесу, то какая это птица – дикая или домашняя? А если на птичьем дворе, то….?»
Положить пё рышко на ладонь руки и протянуть руку детям: попросить подуть всех вместе на пёрышко. «Раз, два, три – пёрышко, лети!» Пёрышко слетит. Взять детей за руки и пойти туда, куда покажет пёрышко. Дети подходят к стульчикам, стоящим около мольберта. На мольберте закрытая картина.
Воспитатель открывает картину.
«Ребята, посмотрите, куда нас привело пёрышко! Это, ребята, птичий двор! Здесь живут домашние птицы».
Дети: «Пёрышко»
«Птица»
Дети называют цвет, длину, определяют лёгкое оно или тяжёлое.
Называют какие птицы называются домашними, а какие дикими.
Где они живут.
Дети дуют на пёрышко, берутся за руки и идут по музыку за воспитателем.
Дети определяют куда они пришли: в лес или на птичий двор.
содержательный Цель: решение поставленных задач в ходе образовательной ситуации
Ребята, а кто гуляет на птичьем дворе?
«Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка. Что ты рано встаешь, громко песню поешь, Ване спать не даешь?» Кто это ребята?
(Петушок)
- Правильно, а как вы догадались, что это петушок? Посмотрите какой красивый.
- Ой, а тут еще одна загадка: «Матушка-несушка по двору ходит, цыплят считает, червячков копает!» Кто это?
(Курочка)
- Что делает петух?
- А что делают куры?
- Давайте сравним курицу и петуха. Чем они отличаются?
Предлагает детям изобразить петушка, курочку.
- И последняя загадка: «Живут в нашем дворе сыночки да дочки, золотые пушочки - комочки. Кто такие сыночки да дочки, золотые пушочки - комочки?
(Цыплята)
А как вы думаете, кто на птичьем дворе здесь лишний? Почему? Что он здесь делает?
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей»
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
- Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я
вам зернышко припас!
Курочки с цыплятами собрались, раскудахталися; зернышком не поделились, передрались.
Петя-петушок беспорядков не любит - сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: "Ку-ка-ре-ку!"
Беседа по содержанию:
- О ком говорится в рассказе?
- Где ходит петушок?
-Где у Пети гребешок, бородка, шпоры?
- На что похож хвост петуха?
- Что нашел петушок?
- Кого он позвал?
- Почему цыплята подрались?
- Как их помирил петушок?
Повторное чтение рассказа.
По мере чтения рассказа выставляются графические схемы.
- Ходит по двору (кто… петушок.
- На голове (что … красный гребешок.
- Под носом (что … красная бородка.
-Хвост у Пети (какой) …колесом.
- На ногах (что? … шпоры.
- Петя нашел (что? … зернышко.
- Зовет петушок (кого) курочку с цыплятами.
- Они зернышко не поделили, (что сделали? … подрались.
- Петя - петушок их помирил (как? … зернышко съел, крыльями замахал. «Ку - ка - ре – ку,» - закричал.
Физкультминутка «Вышла курочка гулять»
Дети отгадывают загадки, рассматривают картинки.
Дети называют отличительные черты (гребень, бородка, хвост,шпоры)
Психогимнастика «Петушок и курочка»
(дети имитируют движения, повадки петушка)
Дети отгадывают загадки, рассматривают картинки.
Воробей. Это дикая птица. Крошки и зёрнышки ищет.
Дети слушают рассказ
Ответы детей:
(О петушке с семьей)
…Во дворе, по двору)
….На голове, под носом, на ногах)
…На колесо)
….Зернышко)
….Курочку с цыплятами)
…. Зернышко не поделили)
(Сам съел)
Работа с детьми по схемам. Ответы детей:
-петушок.
-красный гребешок.
-красная бородка.
-колесом.
- шпоры.
- зернышко.
- курочку с цыплятами.
- подрались.
- зернышко съел, крыльями
замахал. «Ку - ка - ре – ку,» - закричал.
Дети выполняют движения по тексту песенки»
Пересказ рассказа по частям (по графическим схемам) – 4 ребенка.
Пересказ рассказа целиком - 1 – 2
ребенка.
итоговый Цель: выход из деятельности, переход к самостоятельной игровой деятельности.
Воспитатель : Ребята, пока мы с вами играли и, цыплята нашли на птичьем дворе горошину. Поделить не сумели, передрались. Цыплят много, а горошина одна. Что же делать, как нам быть, как горох нам разделить?
Воспитатель : Мы посадим одну горошину, а на ней вырастит много стрючков с горошинками, тогда их хватит на всех. Это будет наш подарок.
- Что нам надо для посадки гороха?
Воспитатель предлагает детям вернуться в д/сад и взять горошинку с собой.
Воспитатель : ребята, мы сегодня с вами побывали на птичьем дворе. Кого мы с вами там встретили?
Что мы сделаем для цыплят?
- Вам понравилось на птичьем дворе?
- Мне то же. Вы были молодцы.
А воробышку чем мы можем помочь зимой?
(надо посадить горошину)
(дети отвечают, при затруднении задать наводящие вопросы. Хвалит за правильный ответ).
Идут под музыку за воспитателем.
(курочку, петушка, цыплят, воробья)
Посадим горох).
Вместе с воспитателем кладут горошинку на влажную салфеточку и ставят в тёплое место.
Ответы детей
Предлагают покормить птичек на прогулке.