Таисия Козловцева
Перспективный план средней группы. Образовательная область «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Образовательная область «Речевое развитие»
Составила Козловцева Таисия Николаевна
Сентябрь
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
1 Тема: «Составление рассказа о любимой игрушке»
Публикация «Перспективный план средней группы, Образовательная область „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Учить описывать и сравнивать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения. Активизировать в речи прилагательные; учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представление о понятии «мебель». Развивать выразительность речи. О. С. Ушакова «Занятия речи по развитию речи для детей 3 – 5 лет» стр. 132
Две куклы – большая и маленькая (у кукол разный цвет волос)
2 Тема: «Звуковая культура речи: звук ч»
Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука изолированно, в слогах, в словах, стихах; учить произносить звук ч медленно, быстро; воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарь. В. В. Гербова Занятия по развитию речи в средней гр.
стр. 89 Иллюстрации с присутствием звука ч.
3 Тема: «Описание игрушек – кошки и собаки»
Учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида; активизировать слова, обозначающие действия и состояние (глаголы,согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закреплять произношение пройденных звуков у,а, г,к,в.
О. С. Ушакова «Занятия речи по развитию речи для детей 3 – 5 лет» стр. 104
Игрушки - кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь, лягушка.
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
4 Тема: «Составление описания по лексической теме «Овощи»
Учить описывать овощи, правильно их называть; уточнить представление об овощах; учить выделять в овощах определенные свойствах, правильно классифицировать овощи; продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию. О. С. Ушакова «Занятия речи по развитию речи для детей 3 – 5 лет» стр. 156 Блюдо с овощами (муляжи, картинки.
Октябрь
5 Тема: Дидактические игры с овощами и фруктами: «Угадай, что это». «В саду – на огороде». Учить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.
Занятия по развитию речи в средней группе. В. В. Гербова. Стр. 33
Чудесный мешочек с овощами и фруктами. Иллюстрации сада и огорода.
6 Тема: Составление рассказа по картине «Собака со щенятами».
Учить детей описывать картину. Обогащать речь детей прилагательными и глаголами. Закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах. Развивать воображение. Воспитывать заботу о животных.
Мольберт, покрывало, картина «Собака со щенятами», мяч.
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
7 Тема: Дидактическая игра: «Лето – осень».
Уточнить представления детей о двух временах года – лете и осени, учить находить признаки осени и лета на картинках Занятия по развитию речи в средней группе. В. В. Гербова. Стр. 51
Иллюстрации лето и осень.
8 Тема: Составление рассказа – описания по лексической теме «Мебель»
Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем; учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие «мебель»; учить правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением : посередине, около, у, сбоку, перед; активизировать в речи сложноподчиненные предложения О. С. Ушакова «Занятия речи по развитию речи для детей 3 – 5 лет» стр. 125 Фланелеграф, плоскостные геометрические формы из бумаги, кукольная мебель.
Ноябрь
9 Тема: Пересказ отрывка из рассказа «Кыш!» Я. Тайца.
Учить детей слушать рассказ, отвечать на вопросы полным ответом, пересказывать сохраняя последовательность событий.
Занятия по развитию речи в средней группе. В. В. Гербова. Стр. 61
Ноябрь
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
10 Тема: «ЗКР звуки с и сь»
Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произношении (в словах, фразовой речи). Занятия по развитию речи в средней группе. В. В. Гербова. Стр. 27
Иллюстрации картинок с звуком с.
11 Тема: Рассматривание картины «Поздняя осень».
Учить описывать природу в ноябре, строить сложноподчиненные предложения со словосочетанием потому что; уметь поддерживать беседу, высказывать свое мнение; выражать положительные эмоции при описании осенней природы.
Комплексные занятия Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр. 119.
Картины поздней осени.
12 Тема: «Определение предмета по его специфическим признакам». Закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах; учить согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде. Закрепить правильное произношение звука р ; учить слышать этот звук в словах; произносить чистоговорку отчетливо с разной громкостью и темпом. О. С. Ушакова «Занятия речи по развитию речи для детей 3 – 5 лет» стр. 172
Чудесный мешочек с предметами для описания.
Ноябрь
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
13 Тема: Итоговое Выявить уровень знаний детей. Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа. Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу, обратных слов; к обобщающему слову подбирать подходящие слова; изменять слова по числам. Развивать четкое произнесение звуков, развивать слуховое внимание. Иллюстрации для определения звука в слове.
Декабрь
14 Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».
ЗКР звук с. Учить пересказывать небольшой рассказ, выразительно передавать прямую речь персонажей.
Упражнять в образовании форм родительского падежа множественного числа существительных. Закрепить представления о значении терминов «слово», «звук»; учить самостоятельно подбирать слово со звуком с. О. С. Ушакова «Занятия речи по развитию речи для детей 3 – 5 лет» стр. 138
Картинки с изображением зимней одежды; картина «Саша и снеговик».
15 Тема: Составление описательного рассказа о транспорте Учить описывать виды транспорта, сравнивать их. Выражать интерес к разгадыванию загадок. Формировать умение строить предложения при ответах.
Комплексные занятия Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр. 144.
Картинки с изображением транспорта разного транспорта.
Декабрь
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
16 Тема: Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»
Учить составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану предложенному воспитателем; развивать умение подбирать определения к словам снег, зима, снежинки; продолжать учить подбирать слова на заданный звук.
. О. С. Ушакова «Занятия речи по развитию речи для детей 3 – 5 лет» стр. 142
Картина «Таня не боится мороза»; бумажные снежинки на ниточках
17 Тема: «Беседа о зиме»
Уточнить и систематизировать с детьми доступные их пониманию признаки и особенности зимы; природа зимой, зимние забавы и развлечения, одежда людей, птицы, живущие и прилетающие на участок и забота о них, звери зимой.
Занятия по развитию речи в средней группе. В. В. Гербова. Стр. 94 Иллюстрации с зимними пейзажами, зимующие птицы,
Январь
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
18 Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»
Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, рассказывать о зимних забавах, сравнивать предметы. Развивать умение поддерживать беседу.
Комплексные занятия Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр. 177.
Картинки с изображением инвентаря зимних видов спорта
19 Тема: Составление рассказа – описания по лексической теме «Зимняя одежда»
ЗКР звук ж. Учить давать описания зимней одежды; развивать умение правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о её назначении, использовать в речи сложноподчиненными предложениями; учить выделять на слух и правильно произносить звук ж, изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук.
О. С. Ушакова «Занятия речи по развитию речи для детей 3 – 5 лет» стр. 135
Кукла, зимняя кукольная одежда; картинки – жук, ёжик, медвежонок.
20 Тема: ЗКР.
Напомнить детям артикуляцию звуков р и л, поупражнять в правильном произнесении этих звуков. Закрепить произношение звуков в словах. Учить находить звук в слове – названии предмета. Воспитывать звуковую выразительность речи (умение произносить звук тихо, громко).
Занятия по развитию речи в средней группе. В. В. Гербова. Стр. 115
Картинки в названии которых есть звук р, л.
Февраль
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
21
Тема: Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк»
Учить исходя из набора игрушек, составлять короткий рассказ вместе с воспитателем; развивать диалогическую речь; понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов; развивать умение использовать в ответах на вопросы сложноподчиненные и простые распространенные предложения; учить произносить звук «ч» в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук. О. С. Ушакова «Занятия речи по развитию речи для детей 3 – 5 лет» стр. 144
Игрушки – елочки, волк, белочка, зайчик.
22 Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
Учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно; закрепить умение соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей; активизировать в речи глаголы.
О. С. Ушакова «Занятия речи по развитию речи для детей 3 – 5 лет» стр. 108
Картина кошка с котятами; игрушки или картинки кошка и котята, собака и щенята, курица и цыплята, утка и утята, сорока.
23
Тема: Итоговое
Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, воспитывать любовь к животным. Иллюстрации животных.
24 Тема: «Рассказ воспитателя о Российской армии»
Объяснить детям, что 23 февраля – День Российской Армии, день её рождения, что Российские воины охраняют нашу Родину, они сильные, смелые, ловкие; рассказать о форме одежды различных родов войск. Занятия по развитию речи в средней группе. В. В. Гербова. Стр. 91
Картинки разные рода войск.
Март
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
25 Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»
Учить пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей; закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание на несхожесть некоторых названий; закреплять представления о звуковом составе слова; об определенной последовательности.
О. С. Ушакова «Занятия речи по развитию речи для детей 3 – 5 лет» стр. 160
Кукольная посуда; картинки с определенными звуками.
26 Тема: Рассказывание детьми по картине «Чья лодочка».
Помочь детям понять суть изображенного, осмыслить причинно - следственные зависимости; учить рассказывать о том, что изображено на картине, ориентируясь на образец описательного рассказа воспитателя.
Занятия по развитию речи в средней группе. В. В. Гербова. Стр. 107
Картина «Чья лодочка» (автор серии О. И. Соловьева).
27
Тема: Составление описательного рассказа по ролям
Формировать навыки диалогической речи; учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них; активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов; учить подбирать точные сравнения и использовать в речи интонацию удивления, выделятьв словах заданный звук. О. С. Ушакова «Занятия речи по развитию речи для детей 3 – 5 лет» стр. 120 Игрушки - козленок, зайчонок, коза, корова.
Март
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
28 Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок.
Учить пересказывать рассказ и сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; подбирать определения, антонимы; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе; закрепить умение подбирать слова, сходные и различные по звучанию.
О. С. Ушакова «Занятия речи по развитию речи для детей 3 – 5 лет» стр. 150
Картинки с изображениями курицы и цыплят.
Апрель
29 Тема: «Составление описания внешнего вида»».
Учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка) и образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др; дать представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности
О. С. Ушакова «Занятия речи по развитию речи для детей 3 – 5 лет» стр. 147
Кукла петрушка, демонстрационная линейка.
Апрель
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
30 Тема: «Описание насекомых»
Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения. Развивать речевую активность. Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики).
Комплексные занятия Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр. 253
31 Тема: «Составление сюжетного рассказа по ролям»
Формировать навыки диалогической речи; учить задавать вопросы и отвечать на них: активизировать в речи слова, обозначающие О. С. Ушакова
«Занятия речи по развитию речи для детей 3 – 5 лет» стр. 120
32 Тема: «Ознакомление со свойствами предметов» Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства дерева, металла, ткани, бумаги; предложить детям, выбрав один из предметов на столе, определить, из чего он сделан. Обогатить и уточнить словарь.
Занятия по развитию речи в средней группе. В. В. Гербова. Стр. 57, 101.
Предметы из металла, ткани, бумаги, дерева
Май
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
33 Тема: Беседа по содержанию рассказа Л. Кассиля
«Памятник советскому солдату».
Учить слушать произведение, формировать представления о героизме солдат – защитников Родины; воспитывать интерес к историческим событиям, связанным с родной страной.
Комплексные занятия Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр
34 Тема: «Составление описания грибов»
Учить описывать грибы; упражнять в употреблении предлогов в речи; развивать внимание логику.
Комплексные занятия Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр. 299
Иллюстрации грибов.
35
Тема: Беседа «Где растут ягоды»
Учить рассказывать и высказывать свою точку зрения; развивать умение описывать внешний вид ягоды.
Комплексные занятия Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр. 292
Картинки с изображением ягод.
36
Тема: Итоговое
Продолжать расширять словарь за счёт имён существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора); имён прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, пушистый, голодный и др.); глаголов (прятаться, охотиться, и т. д.);закреплять в речи относительные прилагательные (резиновый, пластмассовый, стеклянный, бумажная и т. д.) закреплять умение правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация).