Юлия Ожог
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух».
Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи образовательные:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах,
- учить самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы из результатов этой проверки,
- учить делать обобщения;
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- активизировать речевую деятельность детей.
Задачи развивающие:
- развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами воздуха, любознательность, логическое мышление.
- развивать коммуникативные навыки.
Задачи воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим,
- воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: компьютер с колонками, электронная презентация, диск с мультфильмом, насос, воздушные шарики, мячик, вертушки, баночка с мыльными пузырями, стакан, кусок бумаги, контейнер прозрачный с водой, игра «Угадай по запаху».
Раздаточный: веер, целлофановые или бумажные пакетики, соломинка, стаканы с водой, мелкие предметы (пуговицы, скрепки, куски поролона и пр.)
Ход занятия:
– Ребята, отгадайте загадку:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
– Правильно, ребята, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и как настоящие ученые будем его исследовать. А для этого я пройдемте в лабораторию к нашему знакомому профессору Эйну.
Презентация: На экране картинка с изображением планеты Земля.
– Ребята, это наша планета Земля. Она окружена со всех сторон толстой оболочкой из воздуха. Она называется атмосферой. Ребята, представляете, что если бы ее не было,- не было бы и всего живого на планете. Атмосфера защищает нас от палящих лучей Солнца днем и от космического холода- ночью.
– Ребята, а кто из вас видел когда- нибудь воздух?
Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вы в этом убедитесь сами. Приступим к опытам.
Опыт 1. Как обнаружить воздух?
– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?
(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).
Опыт 2. Опыт с пакетиками.
– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Попробуйте.
Что у нас в пакетиках? (воздух)
– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)
– Каким стал пакетик, заполненный воздухом? (упругим)
– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий воздушный шарик, дать детям его потрогать).
Ребята, как Вы думаете: внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, батут, шины у велосипеда, мотоцикла и автомобилей, надувная лодка, спасательный круг, шарики и т. д.)
Опыт 3. Опыт с соломинкой.
–А сейчас я вам покажу, как еще можно увидеть воздух! Возьмите соломку и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками (это воздух)
А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)
– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
Продемонстрировать, как надуваются мыльные пузыри.
Делаем вывод.
Опыт 4. Воздух везде.
У каждого воспитанника на столах лежат небольшие предметы (пуговица, кусок поролона, скрепка и пр.)
– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)
Теперь давайте, посмотрим так ли это опытным путём.
– Опустим эти предметы в воду и внимательно пронаблюдаем, что произойдет? Что вы видите (пузырьки)
– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.
Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок
-А теперь, ребята, я приглашаю вас продолжить наши опыты.
Опыт 5. Воздух занимает место.
– Посмотрите, я на дне стакана закрепила листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком? (ответы детей)
Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду, обязательно чтобы он был ровно вертикален, пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?
(ответы детей)
– В стакане есть воздух и он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.
А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но стакан слегка наклоню. Что появляется в воде (пузырьки) Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, и намочила листочек бумаги.
Итак, ребята, что мы с вами узнали сегодня о воздухе?
Ребята отвечают: воздух повсюду, он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха, легче воды.
-Правильно.
-Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
Проводится игра «Узнай по запаху».
В маленькие ёмкости размещены разные вещества, имеющие специфические запахи (кофе, клубника, чеснок, апельсин, ваниль, корица и пр.) Воспитатель раздает их воспитанникам. Дети пытаются отгадать, что внутри.
-Ребята, а какие запахи еще вам знакомы? (приготовленного ужина, маминых духов, мыла и т. д.)
– Для жизни нам необходим воздух. А как мы дышим? Какие части тела нам помогают (ответы детей)
–Человеку очень важно правильно дышать, то есть через нос. А почему именно так? (ответы детей)
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. То есть поступает в легкие полезный воздух, уже теплый и очищенный.
Итак, ребята, подведем итоги. Что вы сегодня узнали о воздухе?
Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?
А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продемонстрировать как можно играть с игрушкой- вертушкой. А какие вы знаете еще игрушки, с которыми можно поиграть с воздухом? (воздушный змей, мыльные пузыри и пр.)
Мы с вами сегодня узнали много интересного о воздухе и его свойствах опытным путём. Вы хорошо поработали! Спасибо вам ребята за занятие! А теперь вас всех приглашаю на просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья» 268 серия «Воздушный змей».