МААМ-картинки

Дифференциация звуков [Ч] — [Щ]. Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

Зеленина Кристина
Дифференциация звуков [Ч] — [Щ]. Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч] – [Щ]»

Цель: дифференциация звуков [Ч] и [Щ] у детей старшей группы.

Задачи: упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки [ч] – [щ].

Темочки:

Материалы: листы бумаги с нарисованными на них решетками для определения места звука в слове (по количеству детей, фишки черного цвета (на каждого ребенка, фишки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка, игрушки: чебурашки, щенка.

Произведение: К. Чуковский «Федорино горе».

Ход НОД.

Дети стоят в кругу

Воспитатель: Ребята, что нужно говорить знакомым при встрече?

Дети: Здравствуйте, доброе утро.

Артикуляционная гимнастика (стр. 126-127)

Воспитатель: Упражнение «Улыбка»

Упражнение «Лопатка»

Упражнение «Чистим зубки»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Фрагмент из какого мультфильма изображен?

Дети: мультфильм "Крокодил Гена и его друзья"

Воспитатель: Скажите мне ребята, какой персонаж начинается на звук [Ч]?

Дети: Чебурашка.

Воспитатель: А какой персонаж начинается на звук [Щ]?

Дети: Щенок.

Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам сегодня в гости пришли Чебурашка и Щенок. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здороваются с персонажами.

Дидактическое упражнение «Слушай внимательно».

Воспитатель: Сегодня вместе с Чебурашкой и Щенком мы познакомимся со звуками [Ч] и [Щ]. Чебурашка и Щенок не умеют говорить эти звуки. Мы с вами вместе будем учится их произносить.

Звук [Ч] - едет поезд (движение). Звук [Щ] - пилим дрова (движение).

Дети: Показывают поочередно поезд и дрова.

Дети садятся полукругом.

Дидактическое упражнение «Назови слово на звук Ч».

Воспитатель: Ребята, а скажите-ка мне, какие вы знаете слова на звук [Ч]?

Дети: Называют слова на звук [Ч]: Чайник, черника, чашка, чемодан, часы, чай.

Дидактическое упражнение «Измени слово».

Воспитатель: Я вам хочу предложить игру под названием «Измени слово». Я вам скажу несколько слов, которые нужно изменить так, чтобы мы услышали в этих словах звук [Ч]. Например: слово щенок можно изменить на слово щеночек. Большой – это щенок, а маленький – щеночек. Вы услышали звук [Ч]? Где?

Дети: В середине слова.

Воспитатель: Как изменить слово диван? Большой ДИВАН, а маленький как назовем

Дети: Диванчик.

Воспитатель: А слово чемодан?

Дети: Чемоданчик.

Воспитатель: Как изменится слово книга?

Дети: Книжечка.

Воспитатель: А слово ребенок?

Дети: Ребеночек.

Воспитатель: Как изменится слово яблоко?

Дети: Яблочко.

Воспитатель: А слово стул?

Дети: Стульчик.

Воспитатель: Как изменится слово елка?

Дети: Елочка.

Дидактическое упражнение «Найди слово».

Воспитатель: Чебурашка и Щенок, а вы знаете, наши ребята очень любят книги, они их слушают и рассматривают. Ребята, послушайте отрывок из одной сказки:

Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю …

Ребята, а кто и за что прощает Федору?

Дети: Федору прощает посуда за то, что она за ней не ухаживала.

Воспитатель: Ребята, а как называется эта сказка? Как вы думаете?

Дети: Федорино горе.

Воспитатель: А кто ее написал?

Дети: Корней Чуковский.

Воспитатель: Какие сказки этого писателя вы еще знаете?

Дети: Мойдодыр, Айболит, Тараканище, Муха цокотуха и другие.

Воспитатель: Давайте вместе повторим строчки:

Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю …

Дети: Говорят вместе.

Воспитатель: Ребята, назовите слова со звуком [Ч] из этого отрывка.

Дети: Чай

Воспитатель: А слова со звуком [Щ].

Дети: Прощаю, угощаю.

Чтение чистоговорки.

Воспитатель: Ребята, послушайте чистоговорку:

В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи.

Назовите мне слово, в котором вы услышали одновременно звуки [ч] и [щ].

Дети: Щебечут.

Воспитатель: А назовите ка мне слово, в котором вы услышали звук [ч] два раза.

Дети: Чечетки.

Воспитатель: Вставайте со стульчиков, сейчас мы с вами немного подвигаемся.

Физкультминутка (повтор 2 раза)

Дети встают в круг.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Наклоны левая рука к правой ноге правая рука к левой ноге.

Да у щётки половой палка есть над голо-вой. Руки над головой, тянемся на цыпочках вверх.

Палка щёлк щенков с плеча! Руки перекрещиваем на плечах.

Два щенка ушли ворча. Маршируем.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши».

Дети в кругу.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами сыграем в игру «Хлопни в ладоши». Вам нужно хлопнуть в ладоши только тогда, когда вы услышите в каком-нибудь слове звук [щ]: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, чародей.

Дети: Хлопают, когда слышат звук [щ].

Дети садятся за столы.

Дидактическое упражнение «Определи место звука в слове».

Воспитатель: Чебурашка и щенок, наши ребята умеют на слух определять место звука в слове. Умеете ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот мы с вами сейчас и поиграем в игру «Определи место звука в слове». У каждого из вас есть полоска с тремя клетками и черный круг. Я вам буду говорить слова, а вам нужно поставить круг там, в какой части находится звук [Ч]. В какой части слова может находиться звук [Ч]? На доске нарисована полоска с тремя клетками.

Дети: В начале, середине или конце слова. Дети тоже показывают.

Воспитатель: Правильно. Вот какие слова я вам скажу: чек, рачок, спешит, чечетка, отсечь, поцеловать.

Дети: Ставят круги там, где находится звук [Ч]. Гости смотрят.

Загадка.

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть загадка

Белая бочка,

Нет в ней ни сучочка.

Что это?

Дети: Яйцо.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Чебурашке и Щенку понравились наши игры со звуками?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы и они научились слышать и произносить звуки [Ч] и [Щ] и никогда не будете их путать!

У вас на столе есть две цветных карточки: красная обозначает, что вам было трудно слышать и различать звуки [Ч] и [Щ]; зеленая означает, что вам было легко слышать и различать звуки [Ч] и [Щ].выберите один цвет и поднимите его.

Дети: Выбор детей.

Воспитатель: Смотрите гости, как сегодня позанимались ребята. Чебурашке и щенку пора возвращаться в мультфильм. До свидания! Занятие окончено.

Дети: Встают из-за столов. Расходятся по группе.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [У]-[А]» в старшей группе для детей с ТНРКонспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [У]-[А]» в старшей группе для детей с ТНР Организованная образовательная деятельность коррекционной направленности в старшей группе для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) Тема:.

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] — [ш]». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] — [ш]». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] — [ш]» Цель: совершенствование слухового.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, посвященной зимней Олимпиаде (в старшей группе)Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, посвященной зимней Олимпиаде (в старшей группе) Цель: расширять представления детей об окружающей действительности, дать знания детям о спортивной зимней Олимпиаде. Задачи Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференциация звуков [Ч] — [Щ]. Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 16 февраля 2025 в 14:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дифференциация звуков [Ч] — [Щ]. Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Зеленина Кристина (УИ 1900901) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 февраля 2025 четверг
Праздник русских богатырей
Праздник аквариумных рыбок!
День леденцовых петушков на палочке
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД