Зеленина Кристина
Дифференциация звуков [Ч] — [Щ]. Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч] – [Щ]»
Цель: дифференциация звуков [Ч] и [Щ] у детей старшей группы.
Задачи: упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки [ч] – [щ].
Темочки:
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Материалы: листы бумаги с нарисованными на них решетками для определения места звука в слове (по количеству детей, фишки черного цвета (на каждого ребенка, фишки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка, игрушки: чебурашки, щенка.
Произведение: К. Чуковский «Федорино горе».
Ход НОД.
Дети стоят в кругу
Воспитатель: Ребята, что нужно говорить знакомым при встрече?
Дети: Здравствуйте, доброе утро.
Артикуляционная гимнастика (стр. 126-127)
Воспитатель: Упражнение «Улыбка»
Упражнение «Лопатка»
Упражнение «Чистим зубки»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Фрагмент из какого мультфильма изображен?
Дети: мультфильм "Крокодил Гена и его друзья"
Воспитатель: Скажите мне ребята, какой персонаж начинается на звук [Ч]?
Дети: Чебурашка.
Воспитатель: А какой персонаж начинается на звук [Щ]?
Дети: Щенок.
Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам сегодня в гости пришли Чебурашка и Щенок. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здороваются с персонажами.
Дидактическое упражнение «Слушай внимательно».
Воспитатель: Сегодня вместе с Чебурашкой и Щенком мы познакомимся со звуками [Ч] и [Щ]. Чебурашка и Щенок не умеют говорить эти звуки. Мы с вами вместе будем учится их произносить.
Звук [Ч] - едет поезд (движение). Звук [Щ] - пилим дрова (движение).
Дети: Показывают поочередно поезд и дрова.
Дети садятся полукругом.
Дидактическое упражнение «Назови слово на звук Ч».
Воспитатель: Ребята, а скажите-ка мне, какие вы знаете слова на звук [Ч]?
Дети: Называют слова на звук [Ч]: Чайник, черника, чашка, чемодан, часы, чай.
Дидактическое упражнение «Измени слово».
Воспитатель: Я вам хочу предложить игру под названием «Измени слово». Я вам скажу несколько слов, которые нужно изменить так, чтобы мы услышали в этих словах звук [Ч]. Например: слово щенок можно изменить на слово щеночек. Большой – это щенок, а маленький – щеночек. Вы услышали звук [Ч]? Где?
Дети: В середине слова.
Воспитатель: Как изменить слово диван? Большой ДИВАН, а маленький как назовем
Дети: Диванчик.
Воспитатель: А слово чемодан?
Дети: Чемоданчик.
Воспитатель: Как изменится слово книга?
Дети: Книжечка.
Воспитатель: А слово ребенок?
Дети: Ребеночек.
Воспитатель: Как изменится слово яблоко?
Дети: Яблочко.
Воспитатель: А слово стул?
Дети: Стульчик.
Воспитатель: Как изменится слово елка?
Дети: Елочка.
Дидактическое упражнение «Найди слово».
Воспитатель: Чебурашка и Щенок, а вы знаете, наши ребята очень любят книги, они их слушают и рассматривают. Ребята, послушайте отрывок из одной сказки:
Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю …
…
Ребята, а кто и за что прощает Федору?
Дети: Федору прощает посуда за то, что она за ней не ухаживала.
Воспитатель: Ребята, а как называется эта сказка? Как вы думаете?
Дети: Федорино горе.
Воспитатель: А кто ее написал?
Дети: Корней Чуковский.
Воспитатель: Какие сказки этого писателя вы еще знаете?
Дети: Мойдодыр, Айболит, Тараканище, Муха цокотуха и другие.
Воспитатель: Давайте вместе повторим строчки:
Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю …
Дети: Говорят вместе.
Воспитатель: Ребята, назовите слова со звуком [Ч] из этого отрывка.
Дети: Чай
Воспитатель: А слова со звуком [Щ].
Дети: Прощаю, угощаю.
Чтение чистоговорки.
Воспитатель: Ребята, послушайте чистоговорку:
В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.
Назовите мне слово, в котором вы услышали одновременно звуки [ч] и [щ].
Дети: Щебечут.
Воспитатель: А назовите ка мне слово, в котором вы услышали звук [ч] два раза.
Дети: Чечетки.
Воспитатель: Вставайте со стульчиков, сейчас мы с вами немного подвигаемся.
Физкультминутка (повтор 2 раза)
Дети встают в круг.
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Наклоны левая рука к правой ноге правая рука к левой ноге.
Да у щётки половой палка есть над голо-вой. Руки над головой, тянемся на цыпочках вверх.
Палка щёлк щенков с плеча! Руки перекрещиваем на плечах.
Два щенка ушли ворча. Маршируем.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши».
Дети в кругу.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами сыграем в игру «Хлопни в ладоши». Вам нужно хлопнуть в ладоши только тогда, когда вы услышите в каком-нибудь слове звук [щ]: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, чародей.
Дети: Хлопают, когда слышат звук [щ].
Дети садятся за столы.
Дидактическое упражнение «Определи место звука в слове».
Воспитатель: Чебурашка и щенок, наши ребята умеют на слух определять место звука в слове. Умеете ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот мы с вами сейчас и поиграем в игру «Определи место звука в слове». У каждого из вас есть полоска с тремя клетками и черный круг. Я вам буду говорить слова, а вам нужно поставить круг там, в какой части находится звук [Ч]. В какой части слова может находиться звук [Ч]? На доске нарисована полоска с тремя клетками.
Дети: В начале, середине или конце слова. Дети тоже показывают.
Воспитатель: Правильно. Вот какие слова я вам скажу: чек, рачок, спешит, чечетка, отсечь, поцеловать.
Дети: Ставят круги там, где находится звук [Ч]. Гости смотрят.
Загадка.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть загадка
Белая бочка,
Нет в ней ни сучочка.
Что это?
Дети: Яйцо.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Чебурашке и Щенку понравились наши игры со звуками?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы и они научились слышать и произносить звуки [Ч] и [Щ] и никогда не будете их путать!
У вас на столе есть две цветных карточки: красная обозначает, что вам было трудно слышать и различать звуки [Ч] и [Щ]; зеленая означает, что вам было легко слышать и различать звуки [Ч] и [Щ].выберите один цвет и поднимите его.
Дети: Выбор детей.
Воспитатель: Смотрите гости, как сегодня позанимались ребята. Чебурашке и щенку пора возвращаться в мультфильм. До свидания! Занятие окончено.
Дети: Встают из-за столов. Расходятся по группе.