Маргарита Козьякова
«Защитники Отечества». Конспект занятия с использованием технологии «Река времени» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема (проект. событие) :«Защитники Отечества»
Возрастная группа : дети 6го года жизни
Форма НОД: Познавательно - исследовательская деятельность (путешествие по реке времени)
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая
Публикация «„Защитники Отечества“, Конспект занятия с использованием технологии „Река времени“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Учебно-методический комплект: технология «река времени» Н. А. Коротковой; Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.
Средства:
наглядные: демонстрационный материал: разрезные карточки с изображением военной техники, видов оружия разных эпох, рода войск.
мультимедийные: компьютерная презентация «Защитники Отечества»
музыкальные: звуковые эффекты: шум воды, природы; песни: о богатырях, Катюша, Наша Армия.
Задачи образовательной программы:
1. Закрепить знания детей о воинском снаряжении в прошлом, военном и мирном времени; о родах войск и современном вооружении.
2. Активизировать слова – названия (щит, меч, палица, богатырь, защитник, автомат, подводная лодка, танк) предметов воинского снаряжения в прошлом, военной техники, родов войск.
3. Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.
4. Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, знаково-символическую функцию сознания, координацию движений и мелкую моторику рук.
5. Развивать у детей умение общаться со сверстниками, доброжелательность, внимание друг к другу, получать радость от общих результатов деятельности.
6. Воспитывать интерес к Родине, её героической истории, воспитывать гордость за свою Родину, за её героев
I. Обсуждение реального события
Педагог:
- Ребята, вы когда-нибудь путешествовали?
- Ребята, как можно путешествовать и на чем?
- А я вам хочу предложить необычное путешествие по реке времени, там так интересно, но одной мне скучно. Хотите составить мне компанию?
Стихотворение-загадка вам поможет узнать, кого мы встретим в нашем путешествии.
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков и матерей!
Педагог ведет диалог с детьми. Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания. Дети свободно располагаются в группе.
Заинтересованные дети присоединяются,отвечают на вопросы педагога
II. Постановка целей исследования
- А на чем мы отправимся путешествовать во времени?
- Хотите узнать, какие были защитники в разные периоды времени (прошлом, военном и мирном)
Звучит музыка - Богатыри
Педагог создает проблемную ситуацию
Под руководством воспитателя дети останавливают свой выбор на «машине времени».
Воспитатель предлагает детям удобнее расположиться в «машине времени» (на ковре).
Дети озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ. Обогащение словаря по теме «Защитники Отечества». Проявляют готовность к совместной деятельности;
Проявляют интерес к предстоящей деятельности.
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала
Педагог:
- Ой, что это? (обращает внимание детей на «камень»). - Смотрите, здесь что- то написано «вы сможете вернуться в «машину времени», если сумеете правильно назвать все снаряжения во времена богатырей».
- В какое же время мы с вами попали? (подводит детей к снаряжениям богатырей).
- Да, мы попали в далекое-далекое прошлое, во времена богатырей. А кто такой богатырь? (это человек безмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги).
Воспитатель обращает внимание детей на одежду и снаряжение богатырей.
СЛАЙДЫ
Педагог предлагает описать богатыря: во что одет, как снаряжен.
– Как вы думаете, для чего эти предметы использовали?
- В этом деле лучше не спешить.
- мы правильно выполнили задание и можем возвращаться в «машину времени».
Звучит музыка - Катюша
Педагог:
- Посмотрите – опять тот же камень! Времена меняются, а камень как стоял, так и стоит. Вот только на нем что-то другое написано. «Вы сможете вернуться в «машину времени», если сумеете перейти минное поле»
- В какое время мы теперь с вами попали? (военное).
- Ребята, а вы знаете пословицы про солдат?
- Вам интересно узнать?
«Русский солдат не знает преград». Как вы ее понимаете?
СЛАЙД /на военную тему/
- Да, тяжелое было время. Нелегко приходилось бойцам Советской армии.
-Как вы думаете легко ли было бойцам во время войны?
Сколько дорог они прошли за время войны! Порой приходилось преодолевать и не проходимые леса и болота, а также поля, которые были заминированы.
- Ребята, а сумеете ли вы перейти «минное поле»
Проводится игра «Перейди минное поле».
Значит, мы снова справились с заданием и можем отправляться дальше. Скорее в «машину времени».
Звучит музыка – Наша Армия
Следующая остановка – мирное время. Дети видят тот же камень, но на нем другая надпись: «Вы сможете вернуться в «машину времени», когда сможете определить рода войск и рассказать, как воины все вместе защищают нашу Родину»
- К какому роду войск это относится? Как называются воины этих войск?
СЛАЙДЫ
- Все эти войска защищают нашу родину на земле, в небе и на воде.
Наша Армия сильна, защищает мир она.
- Пора в «машину времени».
Звуки реки
Вот и вернулись мы в наш родной детский сад.
Педагог вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает;активизирует обсуждения детей,
Педагог объясняет назначение незнакомых предметов и обращает внимание детей на слайд.
Педагог предлагает детям разрезные картинки с изображением родов войск,задает вопросы.
Дети слушают; узнают; выстраивают последовательность временных событий, отвечают на вопросы педагога, играют,собирают картинки;проявляют интерес к истории о воинском снаряжении в прошлом и настоящем, о родах войск и современном вооружении.
IV. Работа в подгруппах : сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» - Река начинается в прошлом – это далекое прошлое, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки, военное и мирное время, где живём мы с вами.
Педагог:
- Интересно, а как бы вы заполнили «реку времени»?
Очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени».
Вы можете договорится между собой кто будет выбирать и приклеивать картинки в прошлое, военное и мирное время.
(Если дети самостоятельно не смогут поделиться на подгруппы, то предложить им вариант как это можно сделать).
Дети выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени».
Педагог вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность.
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования Дети собирают табл.
•Прошлое время
•Военное время
•Мирное время
(Проверка, трудности)
Что изображено на вашей картинке?
- Ребята, а как вы думаете, где можно разместить ваши картинки на «реке времени»?
Педагог вовлекает детей в деятельность, согласовывает с детьми действия, их последовательность;способствует индивидуализации детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность ; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания;задает вопросы
Дети переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; выражают собственное суждение; используют материалы, которые можно применить для совместной деятельности; выстраивают порядок и последовательность деятельности;
подбирают необходимые материалы для работы;выбирают временной отрезок на карточках, соответствующий «реке времени»;
VI.Вывешивание таблицы на стене группового помещения
Педагог:
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- А что было самым интересным?
- Трудно вам было?
- Вы довольны своей работой?
- Что вы узнали нового?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
- А кому бы хотели рассказать о том, что сегодня узнали?
- Вы можете забрать нашу «реку времени к себе в группу», показать своим друзьям.
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».
Дети делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.
VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Педагог:
- У меня еще есть картинки-раскраски, с которыми вы можете поиграть в группе со своими ребятами, но я не успела их разложить по эпохам. Я вам предлагаю их раскрасить и правильно расположить на реке времени.
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы
(педагог предлагает детям картинки-раскраски богатырей, военной техники, оружия)