Любовь Николаевна Рослякова
Конспект НОД с детьми старшей группы «Деньги. Идем за покупками»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшей группы «Деньги. Идем за покупками»
Тема «Деньги. Идем за покупками»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Цель
Познакомить детей с изображением и назначением денег, дать понятие о семейном бюджете (доходы и расходы семьи, о различных магазинах и видах товаров, о том, что можно, а что нельзя купить за деньги.
Задачи
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы „Деньги, Идем за покупками“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Углубить знания о деньгах, видах товаров, местах продажи, денежных отношениях в системе покупатель – продавец. Продолжать знакомить с поступлением денег в семью и тратами семьи, т. е., с бюджетом семьи; дать понятие о том, что не всё можно приобрести за деньги; познакомить с понятием «меценат». Учить отвечать полными предложениями.
Развивать представления о социальных отношениях в обществе. Развивать эмоциональное отношение детей к нравственным качествам личности, к своим действиям в ходе занятия и к поступкам своих товарищей и персонажей.
Воспитывать уважение к членам семьи, отзывчивость, чуткость, щедрость, чувство справедливости.
Демонстрационный материал
Монеты, купюры России и других стран; иллюстрации к сказкам «Петушок и бобовое зернышко», «Золотой ключик»; диск с песнями «Деньги», «Автобус»; DVD диск «Херсонес»; предметные картинки и муляжи – товары; изображения витрин магазинов, супермаркета, рынка; таблицы – лабиринты; 2 указки; иллюстрация «Найди пару»; атрибуты к диалогу «Веселый магазин», мяч.
Раздаточный материал
Карточки с изображением монет, карточки с точечным изображением товаров, карточки с изображением групп товаров для счета, кассы цифр, карандаши, воздушные шарики – сердечки, игрушечные деньги, подарки гостям – оригами.
Ход
1. Деньги
Рассмотреть деньги: монеты, купюры
- Как называются металлические деньги? (монеты)
- Как называются бумажные деньги? (купюры)
- Как называются русские монеты и купюры? (копейки и рубли)
- Покажи и назови русские денежные купюры.
Рассмотреть иностранные деньги, изображения древнегреческих денег из Херсонесского музея.
Дидактическое упражнение «Заштриховать цифру на монете».
(вертикальными линиями)
- Какие деньги появились раньше: монеты или бумажные купюры (монеты)
- Монеты отливали из металла в специальных формах.
Как называется место, где изготавливали монеты (монетный двор)
Рассмотреть картинку – Херсонесский монетный двор.
Просмотр отрывка из DVD диска «Херсонес»: монеты, монетный двор.
- А как же люди совершали покупки в то время, когда денег не было?
Значит, были заменители – то, чем люди расплачивались за покупки.
В древние времена расплачивались тем, что представляло в данной местности большую ценность:
- солью,
- мехами,
- шкурами,
- каменными и металлическими изделиями.
Этими вещами люди обменивались друг с другом – как в сказке «Петушок и бобовое зернышко».
С помощью иллюстраций пересказать, как обмен предметами помог вылечить Петушка.
Пальчиковая гимнастика
С помощью пальчиков изобразить персонажей сказки – петушка, курочку, коровушку.
Дыхательные упражнения: имитация голосов этих персонажей.
Длинный вдох – длинный выдох: Ку-ка-ре-кууууу!
Длинный вдох – прерывистый выдох: Ко-ко-ко – пауза, ко-ко-ко – пауза, ко-ко-ко – пауза.
Короткий вдох – длинный выдох: Мууууууу…
- Монеты или купюры закопал Буратино на Поле Чудес в Стране Дураков (иллюстрации)
Зачем Буратино это сделал?
Можно ли таким способом разбогатеть?
Физминутка
Под песню Земфиры «Деньги»
Всем нужны деньги,
А что такое деньги?
…
(руки в стороны – вверх,
повороты вправо – влево,
руки вперед – вверх,
наклоны вправо – влево)
- Как же появилось слово «деньги»?
Слово «деньги» произошло от тюркского «теньге» - была такая мелкая серебряная монета в странах Древнего Востока. Сейчас «тенге» - денежная единица Казахстана. Вы уже знаете, что денежная единица России – рубль, Украины – гривна, Беларуси – белорусский рубль, Молдовы – лей.
- Для того, чтобы семья могла жить, совершать покупки, оплачивать расходы – нужны деньги.
- Откуда взрослые берут деньги?
- взрослые… работают и получают зарплату,
- пожилые люди… получают пенсию,
- студенты… которые хорошо учатся, получают стипендию,
- многодетные семьи… получают пособие
- всё это составляет доходы семьи.
- Как семья расходует свои средства?
- Деньги тратят на покупку продуктов.
- Деньги тратят на покупку одежды и обуви.
- Деньги тратят на покупку игрушек и книг.
- Деньги тратят на оплату жилья.
- Деньги тратят на поездки в транспорте.
- Деньги откладывают на отдых и на большие покупки.
Дидактическое упражнение «Что покупают часто? Что покупают редко?»(с мячом).
- За любые покупки – и дорогие, и дешевые – надо платить деньги.
Дидактическая игра «Закончи предложение» - пословицы и поговорки о деньгах
1. Трудовая денежка… всегда крепка.
2. Без копейки… рубля нет.
3. Береги денежку… про черный день.
4. Был бы ум, будет и рубль, не будет ума… не будет и рубля.
5. Денег ни гроша, да слава… хороша.
6. Деньги могут много, а правда… – всё.
7. Деньги счетом… крепки.
8. Не горюй о деньгах: не они нас наживают… а мы их.
9. Нелегко деньги нажить, а… легко прожить.
Физминутка с пальчиковой гимнастикой
«Находка» С. Михалков
Выполнять действия в соответствии с текстом.
2. Идем за покупками
Дидактическая игра «Идем за покупками» - демонстрационные картинки.
- Что продают в этом магазине? Как называется такой магазин? (книжный, хлебный, обувной, мебельный и т. д.)
Дидактическая игра «Найди дорогу к магазину»
(2 демонстрационных плаката с лабиринтами, 2 указки – кто быстрее найдет дорогу к магазину)
Дидактическое/упражнение «Соедини точки»
(раздаточные карточки с точечным изображением товара)
Дидактическое/упражнение «Посчитай товары и найди цифру»
(раздаточные карточки с группами товаров, кассы цифр)
Дидактическая/игра «Найди пару товару»
(демонстрационные таблицы с изображением предметов посуды, одежды; указка)
- Прежде, чем что-то купить, надо узнать, сколько стоит этот товар.
Диалог «Веселый магазин»
Участники: ведущий, продавец, крокодил, 2 енота.
Атрибуты: муляжи овощей и фруктов, витрина, монеты, фартук для продавца, ободки на голову с изображением крокодила и енотов для покупателей.
Ведущий: Открываем магазин, продаем продукты,
Покупает крокодил овощи и фрукты.
Крокодил: Сколько стоит кабачок?
Продавец: Кабачок? Пятачок!
Крокодил: Дайте два кабачка!
Продавец: Дайте два пятачка!
Ведущий: В магазин пришли с работы покупатели еноты
Покупать у продавца два соленых огурца.
Говорит продавец:
Продавец: Две копейки огурец!
Еноты: Дайте нам по огурцу!
Продавец: Заплатите продавцу!
- Кроме таких магазинов для отдельных видов товаров, построены огромные супермаркеты, в которых можно купить почти всё, переходя от полки к полке, из одного отдела в другой. (иллюстрации)
- А где еще можно купить продукты, особенно фрукты и овощи?
(на рынке, на базаре – иллюстрации)
Физминутка под песню «Автобус»
- Сейчас мы отправляемся на остановку автобуса, чтобы поехать на базар.
(Выполнять действия в соответствии с текстом)
Мы в автобус дружно сели
И в окошки посмотрели…
- А на базаре чего только не увидишь: и ягоды, и фрукты, и зелень, и овощи!
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Однажды хозяйка с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла: (соединять большой пальчик с остальными по очереди)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу! (загибать по 1 пальчику, начиная с большого)
Ох! (хлопок в ладоши)
3. Всё ли можно купить за деньги?
Дидактическая игра «Хлопни, если товар стоит дорого, опусти ладони, если – дешево»
(демонстрационные картинки).
- Как вы думаете, кого называют бедным, а кого богатым?
(по картинкам – какие это люди: бедные или богатые, в чем это выражается)
- Среди богатых людей есть такие, которые покровительствуют наукам и искусству, помогают бедным, но талантливым студентам, ученым, художникам, поэтам, музыкантам или музеям, университетам. Их называют – меценаты.
По-настоящему богатый человек не тот, у кого много денег, огромный дом, дорогая машина.
Этого недостаточно.
Настоящим богатством является:
- крепкая семья,
- верные и надёжные друзья,
- талант, данный человеку от природы,
- здоровье,
- интересные увлечения,
- душевные качества:
- доброта,
- отзывчивость,
- заботливость,
- вежливость,
- аккуратность,
- щедрость,
- трудолюбие,
- умение радоваться чужим успехам,
- …
- Мы сходили за покупками в разные магазины.
Но мы еще не зашли в этот магазин, он не обычный – это «Волшебный магазин» (с разноцветными воздушными шариками в форме сердечек). И в нем необычные товары – они не продаются, а обмениваются на добрые мысли и дела.
В народе говорят:
- Не всё можно продать
И не всё можно купить.
Можно купить туфли, а дружбу не купишь.
Игрушки можно купить, а можно сделать своими руками.
Дыхательные упражнения с пальчиковой гимнастикой:
«Надуем шарик»: короткий вдох – длинный выдох,
кончики всех пальцев соединить – расправить до
образования сферы.
«Шарик лопнул»: длинный вдох – короткий выдох,
пальцы выпрямить, ладони развести.
«Надуем новый шарик»: 4 коротких вдоха – 4 выдоха,
пальцы соединить – образовать сферу.
Гимнастика для глаз:
посмотреть на шарик вверх, вниз, влево, вправо, по кругу по часовой стрелке и против, закрыть глаза на 10 секунд.
- Давайте же зайдем в «Волшебный магазин», не забывайте о правилах вежливости, выбирая шарики-сердечки.
Продавец – воспитатель.
1. Ребенок – покупатель:
– Здравствуйте. Продайте мне, пожалуйста, это сердечко.
Продавец:
- Это сердечко ДОБРОТЫ. Чтобы его приобрести, надо ответить: что значит - быть добрым?
Ребенок:
- Я думаю, это значит – никого не обижать, помогать, делиться игрушками, конфетами, книжками.
(Ребенок получает выбранный шарик).
Аналогично дети получают выбранные шарики, объяснив предложенные понятия.
2. Сердечко «МОЯ ЛЮБИМАЯ МАМА»
3. Сердечко ОПРЯТНОСТИ И АККУРАТНОСТИ.
4. Сердечко ВЕЖЛИВОСТИ.
5. Сердечко ЗАБОТЛИВОСТИ.
6. Сердечко ЧЕСТНОСТИ.
7. Сердечко ТРУДОЛЮБИЯ.
8. Сердечко ДРУЖБЫ.
9. Сердечко «СКОРО В ШКОЛУ».
10. Сердечко «ДЕТСКИЙ САД».
11. Сердечко «НАША ГРУППА».
Хоровод
Вот и мы: и ты, и я,
Вместе мы – одна семья.
Соседу улыбайся,
Зря не обижайся,
За друзей своих держись –
Мы одна семья.
12. – Дети, у нас осталось последнее сердечко, это самое большое, общее сердце, оно называется «СЕРДЦЕ БЛАГОДАРНОСТИ».
Не забывайте говорить «спасибо» за полученную помощь или подарок, за выполненную просьбу, за заботу и поддержку, за комплимент.
В седую старину, когда хотели отблагодарить человека за доброе дело, говорили: «Спаси Вас Бог!»
«Спаси Бог» превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово нельзя никогда. Давайте скажем друг другу и нашим гостям: «Спасибо».
Подарки гостям – игрушки-оригами.
Предварительная работа
Магазин «Фрукты-овощи». Вырезывание по контуру из клеенки; виноград – рисование пальчиками.
«Магазин посуды». Симметричное вырезывание, украшение чайной и кухонной посуды.
«Магазин игрушек». Оригами: куклы, мишки, автомобили.
Магазин «Одежда». Рубашки- оригами, платья – плетение.
Магазин «Обувь». Раскрашивание по контуру губкой, оформление кисточкой, украшение сапог – с помощью штампов.
«Веселый магазин»