Галина Головкина
Конспект НОД с детьми старшей группы «Родники Сарова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - приобщение детей и родителей к историческим, культурным и духовным ценностям саровской земли.
Задачи:
-развивать познавательный интерес у детей, умение самостоятельно структурировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
-прививать интерес детей и родителей к истории своего города;
-способствовать проявлению у детей любви к близким людям, к родному городу.
Дидактическое оснащение и оборудование:
Оформление зала.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы „Родники Сарова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родник. Все о родниках для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
На центральной стене – в центре лик Преподобного Серафима Саровского; слева – купальня (рисунок на ватмане, от которой отходит драпировка голубой тканью, имитирующая родник; справа - деревья (рисунки на ватмане). На стене выставка фотографий «Родники Сарова» (можно использовать материал презентации "Родники Сарова").
Действия на закрепление: организовать экскурсии группы на Ближнюю Пустыньку и на монастырскую площадь, активнее привлекать родителей к данной проблеме.
Методы стимулирования познавательной активности:
- привлечение детей к дискуссии;
- разрешение игровых проблемных ситуаций;
- положительная оценка детской деятельности.
Рефлексивно-оценочная часть:
Предложить детям нарисовать рисунок по придуманной метафоре на тему "Родник".
. Список литературы.
1. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. составил архимандрит Серафим Чичагов. Репринтное воспроизведение издания 1903 года.
2. Тужилкин П. В. "Сказ о Сарове. "
3. Фильм "Саров: между водой и огнём";
4. Фильм "Святой источник Серафима Саровского
5. Фильм "Русская зима на святом источнике Серафима Саровского"
6. Интернет ресурс
Ход НОД:
1. Подготовительная работа.
(Дети сидят в ресурсном кругу)
-Ребята, вы верите в чудеса? (Да)
-А в жизни, рядом с нами могут происходить чудеса или они бывают только в сказках? (ответы детей). Над этим нам нужно поразмышлять.
- Послушайте отрывок из сказки "Две кринички": "На войне сражались два молодца - Ладич и Надёжень. Были с ними и сёстры их младшие - Допомога и Ждань. Когда кончилось сражение, пошли сёстры искать родных своих. Но не могли их найти среди живых. Тогда со скорбным сердцем стали высматривать между убитыми. Нашли. Чуть застонал Ладич на руках Допомоги, а Надёжень и головы приподнять не смог, так был изранен. Положили девицы братьев на телегу и поехали. А дорога шла через лес. Совсем плохо стало братьям. Остановили телегу сёстры, сели на камни-валуны и стали горько плакать от любви чистой к братьям своим.
Слёзы проникли сквозь землю, и вдруг забили из-под неё, возрадовались солнечным лучам две кринички. Удивились Ждань и Допомога, напоили братьев водой студёной, омыли их раны, и встали молодцы живы и здоровы. А кринички тотчас снова под землю спрятались, чтобы не добрался до них человек с чёрным сердцем.
Так и повелось с тех пор: бьют целебные чудесные родники там, где проливаются горькие слёзы настоящей бескорыстной любви. Только мало такой любви осталось на свете. "
-Как звали двух молодцев? (Ладич и Надёжень)
-Почему их так звали? (Ладные, умелые, надежные)
-Как звали сестёр? (Допомога и Ждань)
-Почему так звали сестёр? (Они готовы прийти на помощь, терпеливые, умеют ждать)
-От чего стали плакать сёстры? (От чистой любви к своим братьям)
- Что такое чистая любовь? (Когда любят ни за что-то, а просто так)
-Как возникли два родника (слёзы проникли сквозь землю и забили родники)
-Почему родники опять под землю спрятались? (Родники спрятались, чтобы не добрался до них человек с чёрным сердцем)
-Ребята, а у нас, на нашей Саровской земле есть родники? (Да.) Мы с вами счастливые люди - мы живём в удивительном месте: у нас из-под земли бьют родники с целебной водой. Что это значит? (что жили на Саровской земле люди, которые умели по-настоящему любить). Хотите узнать, где под землёй прячется вода?
2. Основная часть:
Работа с макетом "Родник"
-Посмотрите на макет. Вода залегает в слоях земли. Это самая чистая вода на Земле. В некоторых местах она тонкой струйкой выходит на поверхность, образуя родники, которые дают начало рекам. Родник, исток, источник, ключ, криница – вот как можно назвать одно и того же великолепное природное явление!
Давайте познакомимся с родниками Сарова поближе.
Презентация" Родники Сарова"
Мы с вами знаем, что не всем показываются родники, а только людям с любящим сердцем. Жил на нашей земле старец Серафим, с пламенным сердцем и большой любовью ко всем людям.
В своих подвигах он подвизался и на Ближней Пустыньке. Бил там из-под земли родник, по молитвам Батюшки Серафима был он целебный и животворящий. Многие люди со всей России шли к этому роднику, чтобы получить исцеление. И исцелялись.
Приезжала к этому роднику и царская семья. Не было у них наследника. Император Николай второй и императрица искупались в чудотворном источнике, и менее чем через год у них родился наследник.
Потом на смену царю пришли люди, которые уничтожали храмы. Они забили этот источник сухим лыком и залили бетоном. Сейчас на этом месте озеро Боровое. Построен храм Сошествия Святого Духа.
Однако вода никуда не делась. Почти сразу открылся новый источник, забили несколько ключей. Вода в них содержит большое количество серебра, а серебро очищает воду от вредных микробов. Назвали его "Серебряные ключи", состоит из восьми родников, расположен в лесу.
По преданию источник около деревни Цыгановка появился чудесным образом. После войны в Саров и саровский лес строго охранялся. Однажды караульные увидели старца в белом балахончике с посохом в руке. Караульные спросили: "Ты что здесь делаешь, дедушка?". Старец ничего не ответил, только трижды ударил посохом о землю, и из всех трёх точек забила вода.
Сейчас этот родник называется Источник Преподобного Серафима Саровского. Тысячи людей едут к нему, чтобы искупаться и набрать воды.
Первая церковь в Саровском монастыре была построена в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Родник бил внутри храма.
Сейчас этот храм разрушен. Храм этот располагался на монастырской площади.
- Это самые известные родники саровской земли, а их множество. Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое написала музыкальный руководитель нашего города из детского сада «Незабудка» (ребенок читает стихотворение «Саровская водичка» автор Малюгина Л. Н.)
- Имя Преподобного Серафима Саровского известно по всей России и далеко за её пределами. Так в соседней Рязанской области есть святой источник имени батюшки Серафима.
Фильм "Святой источник преподобного Серафима Саровского"
- Вы хотели бы посетить эти родники, умыться водой?
- Но мы не знаем, где они расположены.
- Что делать? (нужно отметить их на карте)
Работа с картой.
Дети садятся за столы по 4 человека. Каждый ребёнок работает в своей карте для того, чтобы в каждой семье была карта "Родники Сарова". Работая в четвёрках, дети имеют возможность помогать друг другу. Вначале воспитатель с детьми договариваются какими значками будут отмечать на карте действующие родники "Серебряные ключи" и источник Преподобного Серафима Саровского около д. Цыгановка и какими значками исчезнувшие родники на Ближней Пустынке и на месте бывшего храма в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник". Затем - какими значками будут отмечать купальни и часовни.
- Карты наши с вами готовы, по ним можно с родителями в выходной посетить родники. А мы с вами прямо сейчас отправляемся в путешествие к роднику. Для этого все закрываем глаза и представим себе, что мы находимся в лесу у родника. Кто что представляет? (ответы детей)
Сейчас мы все заходим в родник и превращаемся в струйки воды.
Игра "Ручеёк" (Звучит песня С. Беликова «Живи родник»).
- Ребята, как вы думаете, почему люди со всей России хотят приехать и искупаться в наших родниках и набрать воды (вода очень полезная для здоровья, на нашей земле жил и молился батюшка Серафим, по его молитвам вода приобретала целебные свойства, становилась живой, исцеляла людей от болезней)
- Как вы думаете почему одна вода может исцелять болезни, а другая вода нет (ответы детей).
- Оказывается, вода имеет удивительное свойство: она запоминает всё, что её говорят. Мельчайшие частички воды можно представить в виде человечков. Если воду загрязнять, говорить плохие слова, то человечки будут вот такими скрюченными, сгорбленными. Если воде говорить хорошие, добрые слова, то человечки будут прямыми и стройными. Батюшки освящают воду, читая молитвы. Молитва-это разговор человека с Господом. Чаще люди просят что-то у Господа или благодарят. Вода, над которой священник читал молитвы, становится освященной. Такую воду называют святой или святая вода. Посмотрите на фотографии частичек воды: "Простая водопроводная вода"(рис. 1)
"Вода, над которой читали православные молитвы"(рис. 2, "Вода из святого источника"(рис. 3). -В чём различия частичек воды? (ответы детей). -Какая вода вам больше нравиться и почему? (ответы детей)-Давайте встанем в круг, представим, что мы частички воды и скажем друг другу только хорошие добрые слова. (Дети встают в круг и говорят друг другу добрые пожелания).
Предлагаю вам испить саровскую водичку. (Дети пьют приготовленную воду)
- Мы знаем, что вода всё запоминает. Давайте придумаем метафоры о роднике: (используется алгоритм: какой родник, на что похож, место расположения).
Дети составляют метафоры.
- Давайте нарисуем картинки к своим метафорам, и у нас получится альбом о родниках Сарова.
Дети рисуют картинки к своим метафорам, в это время звучит песня О. Газманова «Родники»
По окончании работы дети рассматривают рисунки, составляют альбом «Родники Сарова».
- Ребята, чем же удивительна наша саровская земля?
Таких удивительных и неповторимых мест много по всей нашей необъятной России.
- А какая же она Росссия? (ответы детей)
- Давайте споем песню о нашей самой красивой и неповторимой Родине.
Дети исполняют песню «У моей России».