Надежда Байбарина
Конспект НОД по автоматизации звука [Л] с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие пароходика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
«Путешествие пароходика»
(АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ РЕЧИ)
образовательная область «Коммуникация»
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Форма: непосредственно образовательная деятельность.
Цель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах. Закрепление правильного произношения звука в речи.
Публикация «Конспект НОД по автоматизации звука [Л] с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие пароходика“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
-закреплять правильное произношение звука в словах, слогах и связной речи.
-формировать умения и навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речи.
- активизация словарного запаса детей.
Развивающие:
-развивать фонематический слух и восприятие, зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, координацию речи сдвижением, лексико-грамматический строй речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
- формировать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь;
- воспитывать внимание к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи, интерес к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.
Оборудование:
- ПК, мультимедийное оборудование, презентация к занятию.
1. Организационный момент.
-Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Логопед и дети здороваются.
- Попробуйте отгадать загадку!
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?.
(Пароход) СЛАЙД№1
2. Основная часть.
-Ребята, вы знаете, где живут зимой речные пароходики?/ответы детей/
-Они грустят в тихих бухтах о добром лете. И вот однажды такой пароходик очень загрустил, что забыл как надо гудеть. Шло время и вот, наконец, пришла весна-красна! А пароходик так и не загудел. «Пароходик все плывет, но сигнал не подает.» Как помочь пароходику вспомнить? «Чтобы правильно гудеть голосочек должен петь.»
Дети, ориентируясь на слайды, вспоминают текст и проговаривают упражнение.
ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВЕСНА» СЛАЙДЫ №2
Тики-таки! Чок-чок!
Чей стрекочет каблучок?
Это звонкая капель!
Это март или апрель? Ребёнок проговаривает словосочетания
«Динь-динь!» и «Кап-кап!» по нисходящей звуковой линии и показывает движение рукой сверху вниз.
Тики-таки! Чол-чол!
Кто там по снегу прошел?
Тики-таки! Снег осел,
Грач веселый прилетел! Произносит «Чап-чап!» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям.
Тики-таки! Чоли-чек!
Налился водою снег!
Лучезарная весна
Птичьим щебетом полна! Подражает щебету птиц, сам выбирая голосом какой птицы он будет петь.
Таки-таки! Чиви-чок!
Голубеет ручеек!
Вдаль уносит чирли-ли,
Самоделки корабли. Произносит «бл-л-л…», быстро работая кончиком языка.
-Никак пароходик не может отойти от зимней спячки, давайте ему поможем и сделаем гимнастику! «Загрустил наш пароход и сигнал не подает»
Логопед произносит под музыку стишок, а дети выполняют артикуляционное упражнение, пока звучит музыка.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
УПРАЖНЕНИЕ «ЛЯГУШКА» СЛАЙД№3
Жила в пруду лягушка,
Зеленая квакушка.
Никогда не огорчалась,
Всем на свете улыбалась.
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
УПРАЖНЕНИЕ «ХОБОТОК»
Рядом, на лесной опушке,
Жил-был слон в своей избушке.
Слоник очень душ любил,
Хоботком он воду лил.
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. УПРАЖНЕНИЕ «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
Просыпался рано слон,
Чистил зубы утром он.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
Губы в улыбке, рот приоткрыт. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
УПРАЖНЕНИЕ «ЛОПАТОЧКА»
Потом они играли:
Песок втроем копали.
Лопаткой дом построили
И праздник там устроили.
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.
Открыть рот, язык свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
УПРАЖНЕНИЕ «КАЧЕЛИ»
А слон вверх-вниз качался
И на весь лес смеялся.
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
- Вот на дворе уж лето наступило. Но пароходик так и не вспомнил, как надо гудеть. СЛАЙД № 4
-Как помочь пароходику вспомнить как надо гудеть? А как мы это сделаем?
Давайте, вместе с пароходиком отправимся вдоль берега, может быть, кто-нибудь подскажет ему, как надо гудеть! «Помогите мне, друзья, благодарен буду я»
-Встретил пароходик на поляне щенка. Слайд№5
Спросил его: - Вы не знаете, как надо гудеть?
-Нет, - сказал щенок. – Я лаю.
-Что делает щенок? /лает/
-Какой первый звук в слове ЛАЕТ? /Л/
-Расскажите, что вы знаете о звуке Л.
Дети дают характеристику звуку Л и четкий артикуляционный уклад при его произнесении: согласный, звонкий, твёрдый; рот слегка приоткрыт, кончик язычка стучит по бугоркам за верхними зубами (альвеолами, воздушная струя выходит по бокам – она теплая.
-Давайте поиграем со слогами и словами с этим звуком!
Я начинаю, вы повторяете, я продолжаю, вы заканчиваете.
ИГРА «ЭХО»
ЛО-ЛО-ЛО – где сова твоё дуп (ЛО). СЛАЙД № 6
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – Мила вымыла по (ЛЫ).
ЛУ-ЛУ-ЛУ – мы не били по стек (ЛУ).
ЛА-ЛА-ЛА – стоит лампа у сто (ЛА).
ЛО-ЛО-ЛО – у лодки длинное вес (ЛО).
- Щенок предложил пароходику научить его лаять вот так: «ГАВ-ГАВ!»
-Что вы, что вы! Если я буду говорить «ГАВ-ГАВ!», все пассажиры разбегутся - сказал пароходик. «Загрустил наш пароход; дальше, дальше все плывет» СЛАЙД № 7
Встретил поросёнка и спрашивает: - Вы не знаете, как надо гудеть?
-Нет, сказал поросёнок, - я умею хрюкать. Хочешь, научу? ХРЮ-ХРЮ!
-Что вы, что вы! – испугался пароходик. – Если я буду говорить «ХРЮ-ХРЮ!», все пассажиры рассмеются. Слайд №8
-А ещё, сказал поросёнок, я умею играть в мяч, давай поиграем!
МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА С МЯЧОМ «ОДИН – МНОГО»
Логопед бросает мяч детям по очереди, называя существительное в единственном числе, ребёнок бросает мяч логопеду, называя это существительное во множественном числе.
Дупло-дупла; пчела - пчёлы; пила - пилы; осёл - ослы; козёл – козлы; стол- столы;
пол-полы. Слайд №9
-Так и не научили щенок и поросёнок пароходик гудеть. Стал пароходик у других спрашивать.
Встретил паука. Вот такого.
Дети проговаривают текст, опираясь на схему, и выполняют упражнение.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ПАУЧОК» СЛАЙДЫ № 10
У тебя, скажи, паук
Сколько ног и сколько рук?
Отвечай-ка, паучок,
Сколько рук и сколько ног? Пальчики «бегут» по поверхности стола в быстром темпе
Когда лапы по дорожке ходят –
Это мои ножки. Пальчики «идут» по поверхности стола в медленном темпе
Лапы вяжут паутинку
Будто руки ткут холстинку. Имитация вязания
Если я крадусь за мошкой,
Мои лапы – это ножки. Пальчики «идут» по поверхности стола в медленном темпе
Если попадутся мухи,
Лапы цапнут их, как руки! Хлопок.
-Паук тоже не смог подсказать кораблику, как надо гудеть, и пароходик поплыл дальше. Смотрит … СЛАЙД № 11
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки Стоят, слегка согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик. Ноги слегка согнуты в коленях, делают мелкие частые шажки.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки. «Собирать ягодки» - кончики пальцев соединяются, срывают ягодки.
Если подкрадётся волк-
Превратится ёж в клубок. Сворачиваться клубком, сидя на корточках.
Ощетинит ёж иголки-
Не достанется он волку. Показать ладони с растопыренными пальцами.
Ёж не тронет никого,
Но и ты не тронь его! Встать и продолжать топать по дорожке.
- Обрадовался пароходик ёжику, может он даст ответ на его вопрос.
- Ёжик говорит: - есть у меня зашифрованные карточки, может в них есть ответ на твой вопрос.
Логопед раздаёт карточки детям, а дети «расшифровывают» что в них нарисовано: проговаривают чистоговорки со звуком Л, заученные ранее.
1. Молоко пролил Антошка,
Молоко лакала кошка
Всё лакала и лакала
Пока лужа не пропала.
2. Мама мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.
3. Тёплый халат Маланье маловат.
СЛАЙД № 12
- Опять не нашёл кораблик ответ, поплыл дальше, видит - сидит на пеньке сорока.
Натаскала она много камушек и не может их разложить. Поможем ей.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Индивидуальная работа:
Услышишь в слове звук Л –бери большой камушек и положи его справа, если услышишь звук ЛЬ – бери маленький камушек и клади его слева.
Слова: Лампа, дупло, будильник, сосулька, автомобиль, велосипед, самолёт, школа, кошелёк, свёкла.
-Сорока поблагодарила пароходик и приготовила в подарок игру. Слайд 13
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
«В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ПРЕДМЕТ?»
Дети определяют положение звука в слове. СЛАЙДЫ № 14
Слова: ложка, стул, галка, дятел, ландыш, вилка, полка, лыжи, иголка, бокал.
- Спасибо сороке за интересную игру!
СЛАЙД № 15
-А наш пароходик совсем приуныл. Уткнулся носом в берег и засопел. И вдруг видит - сидит на бугорке маленький мальчик и грустит.
- Что с тобой? – спросил пароходик.
- Да вот, - кивнул мальчик, - я маленький, и меня все, все учат. А я никого не могу научить.
- Но если ты не можешь никого ничему научить, то мне незачем тебя спрашивать…
Пароходик пустил задумчивое облачко дыма и хотел уже плыть дальше, как вдруг услышал:
- Ду-ду-ду-у!
Логопед предлагает детям взять дудочки и вздохнув глубоко носом, выдохнуть ч/рот: -Ду-ду-ду-у!
- Кажется, что-то гудит? – сказал пароходик. СЛАЙД № 16
- Да, - ответил мальчик, - когда мне грустно, я всегда играю на своей дудочке.
- Кажется, я вспомнил! – обрадовался пароходик.
-Что ты вспомнил? - удивился мальчик.
- Я знаю, как надо гудеть! Ду-ду-ду-у! Это ты научил меня!
И грустный мальчик весело засмеялся.
А пароходик загудел на всю реку:
- Ду-ду-ду-у!
СЛАЙД № 17
- В знак благодарности пароходик дарит нам такой стишок:
Дети заучивают стихотворение.
Вот плывёт пароход,
Он по речке плывёт,
В речке лёд ломает –
Лодкам помогает!
Дети проговаривают стихотворение. СЛАЙД №18
3. Заключительная часть.
-Ребята смогли ли вы помочь пароходику? Ответы детей.
-А как мы это делали? Ответы детей.
- Всё закончилось хорошо, и пароходик вспомнил, как надо гудеть.
- Как вы думаете почему? Ответы детей.
-Конечно, потому что вы сегодня подружились с пароходиком и очень старались ему помочь.
- Когда мы помогали пароходику путешествовать, какой звук мы старались произносить правильно и красиво? Ответы детей.
С детства мы любим играть и смеяться,
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить!
«Счастливого пути пароходик!»