Папки-передвижки

Конспект НОД по автоматизации звука [Л] с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие пароходика»

Надежда Байбарина
Конспект НОД по автоматизации звука [Л] с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие пароходика»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Путешествие пароходика»

(АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ РЕЧИ)

образовательная область «Коммуникация»

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Форма: непосредственно образовательная деятельность.

Цель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах. Закрепление правильного произношения звука в речи.

Публикация «Конспект НОД по автоматизации звука [Л] с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие пароходика“» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные:

-закреплять правильное произношение звука в словах, слогах и связной речи.

-формировать умения и навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речи.

- активизация словарного запаса детей.

Развивающие:

-развивать фонематический слух и восприятие, зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, координацию речи сдвижением, лексико-грамматический строй речи при словообразовании и словоизменении.

Воспитательные:

- формировать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь;

- воспитывать внимание к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи, интерес к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.

Оборудование:

- ПК, мультимедийное оборудование, презентация к занятию.

1. Организационный момент.

-Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Логопед и дети здороваются.

- Попробуйте отгадать загадку!

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?.

(Пароход) СЛАЙД№1

2. Основная часть.

-Ребята, вы знаете, где живут зимой речные пароходики?/ответы детей/

-Они грустят в тихих бухтах о добром лете. И вот однажды такой пароходик очень загрустил, что забыл как надо гудеть. Шло время и вот, наконец, пришла весна-красна! А пароходик так и не загудел. «Пароходик все плывет, но сигнал не подает.» Как помочь пароходику вспомнить? «Чтобы правильно гудеть голосочек должен петь.»

Дети, ориентируясь на слайды, вспоминают текст и проговаривают упражнение.

ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВЕСНА» СЛАЙДЫ №2

Тики-таки! Чок-чок!

Чей стрекочет каблучок?

Это звонкая капель!

Это март или апрель? Ребёнок проговаривает словосочетания

«Динь-динь!» и «Кап-кап!» по нисходящей звуковой линии и показывает движение рукой сверху вниз.

Тики-таки! Чол-чол!

Кто там по снегу прошел?

Тики-таки! Снег осел,

Грач веселый прилетел! Произносит «Чап-чап!» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям.

Тики-таки! Чоли-чек!

Налился водою снег!

Лучезарная весна

Птичьим щебетом полна! Подражает щебету птиц, сам выбирая голосом какой птицы он будет петь.

Таки-таки! Чиви-чок!

Голубеет ручеек!

Вдаль уносит чирли-ли,

Самоделки корабли. Произносит «бл-л-л…», быстро работая кончиком языка.

-Никак пароходик не может отойти от зимней спячки, давайте ему поможем и сделаем гимнастику! «Загрустил наш пароход и сигнал не подает»

Логопед произносит под музыку стишок, а дети выполняют артикуляционное упражнение, пока звучит музыка.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

УПРАЖНЕНИЕ «ЛЯГУШКА» СЛАЙД№3

Жила в пруду лягушка,

Зеленая квакушка.

Никогда не огорчалась,

Всем на свете улыбалась.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

УПРАЖНЕНИЕ «ХОБОТОК»

Рядом, на лесной опушке,

Жил-был слон в своей избушке.

Слоник очень душ любил,

Хоботком он воду лил.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. УПРАЖНЕНИЕ «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»

Просыпался рано слон,

Чистил зубы утром он.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

Губы в улыбке, рот приоткрыт. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

УПРАЖНЕНИЕ «ЛОПАТОЧКА»

Потом они играли:

Песок втроем копали.

Лопаткой дом построили

И праздник там устроили.

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.

Открыть рот, язык свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

УПРАЖНЕНИЕ «КАЧЕЛИ»

А слон вверх-вниз качался

И на весь лес смеялся.

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

- Вот на дворе уж лето наступило. Но пароходик так и не вспомнил, как надо гудеть. СЛАЙД № 4

-Как помочь пароходику вспомнить как надо гудеть? А как мы это сделаем?

Давайте, вместе с пароходиком отправимся вдоль берега, может быть, кто-нибудь подскажет ему, как надо гудеть! «Помогите мне, друзья, благодарен буду я»

-Встретил пароходик на поляне щенка. Слайд№5

Спросил его: - Вы не знаете, как надо гудеть?

-Нет, - сказал щенок. – Я лаю.

-Что делает щенок? /лает/

-Какой первый звук в слове ЛАЕТ? /Л/

-Расскажите, что вы знаете о звуке Л.

Дети дают характеристику звуку Л и четкий артикуляционный уклад при его произнесении: согласный, звонкий, твёрдый; рот слегка приоткрыт, кончик язычка стучит по бугоркам за верхними зубами (альвеолами, воздушная струя выходит по бокам – она теплая.

-Давайте поиграем со слогами и словами с этим звуком!

Я начинаю, вы повторяете, я продолжаю, вы заканчиваете.

ИГРА «ЭХО»

ЛО-ЛО-ЛО – где сова твоё дуп (ЛО). СЛАЙД № 6

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – Мила вымыла по (ЛЫ).

ЛУ-ЛУ-ЛУ – мы не били по стек (ЛУ).

ЛА-ЛА-ЛА – стоит лампа у сто (ЛА).

ЛО-ЛО-ЛО – у лодки длинное вес (ЛО).

- Щенок предложил пароходику научить его лаять вот так: «ГАВ-ГАВ!»

-Что вы, что вы! Если я буду говорить «ГАВ-ГАВ!», все пассажиры разбегутся - сказал пароходик. «Загрустил наш пароход; дальше, дальше все плывет» СЛАЙД № 7

Встретил поросёнка и спрашивает: - Вы не знаете, как надо гудеть?

-Нет, сказал поросёнок, - я умею хрюкать. Хочешь, научу? ХРЮ-ХРЮ!

-Что вы, что вы! – испугался пароходик. – Если я буду говорить «ХРЮ-ХРЮ!», все пассажиры рассмеются. Слайд №8

-А ещё, сказал поросёнок, я умею играть в мяч, давай поиграем!

МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА С МЯЧОМ «ОДИН – МНОГО»

Логопед бросает мяч детям по очереди, называя существительное в единственном числе, ребёнок бросает мяч логопеду, называя это существительное во множественном числе.

Дупло-дупла; пчела - пчёлы; пила - пилы; осёл - ослы; козёл – козлы; стол- столы;

пол-полы. Слайд №9

-Так и не научили щенок и поросёнок пароходик гудеть. Стал пароходик у других спрашивать.

Встретил паука. Вот такого.

Дети проговаривают текст, опираясь на схему, и выполняют упражнение.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ПАУЧОК» СЛАЙДЫ № 10

У тебя, скажи, паук

Сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног? Пальчики «бегут» по поверхности стола в быстром темпе

Когда лапы по дорожке ходят –

Это мои ножки. Пальчики «идут» по поверхности стола в медленном темпе

Лапы вяжут паутинку

Будто руки ткут холстинку. Имитация вязания

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки. Пальчики «идут» по поверхности стола в медленном темпе

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки! Хлопок.

-Паук тоже не смог подсказать кораблику, как надо гудеть, и пароходик поплыл дальше. Смотрит … СЛАЙД № 11

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ – топочут ножки Стоят, слегка согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик. Ноги слегка согнуты в коленях, делают мелкие частые шажки.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки. «Собирать ягодки» - кончики пальцев соединяются, срывают ягодки.

Если подкрадётся волк-

Превратится ёж в клубок. Сворачиваться клубком, сидя на корточках.

Ощетинит ёж иголки-

Не достанется он волку. Показать ладони с растопыренными пальцами.

Ёж не тронет никого,

Но и ты не тронь его! Встать и продолжать топать по дорожке.

- Обрадовался пароходик ёжику, может он даст ответ на его вопрос.

- Ёжик говорит: - есть у меня зашифрованные карточки, может в них есть ответ на твой вопрос.

Логопед раздаёт карточки детям, а дети «расшифровывают» что в них нарисовано: проговаривают чистоговорки со звуком Л, заученные ранее.

1. Молоко пролил Антошка,

Молоко лакала кошка

Всё лакала и лакала

Пока лужа не пропала.

2. Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

3. Тёплый халат Маланье маловат.

СЛАЙД № 12

- Опять не нашёл кораблик ответ, поплыл дальше, видит - сидит на пеньке сорока.

Натаскала она много камушек и не может их разложить. Поможем ей.

ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Индивидуальная работа:

Услышишь в слове звук Л –бери большой камушек и положи его справа, если услышишь звук ЛЬ – бери маленький камушек и клади его слева.

Слова: Лампа, дупло, будильник, сосулька, автомобиль, велосипед, самолёт, школа, кошелёк, свёкла.

-Сорока поблагодарила пароходик и приготовила в подарок игру. Слайд 13

ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

«В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ПРЕДМЕТ?»

Дети определяют положение звука в слове. СЛАЙДЫ № 14

Слова: ложка, стул, галка, дятел, ландыш, вилка, полка, лыжи, иголка, бокал.

- Спасибо сороке за интересную игру!

СЛАЙД № 15

-А наш пароходик совсем приуныл. Уткнулся носом в берег и засопел. И вдруг видит - сидит на бугорке маленький мальчик и грустит.

- Что с тобой? – спросил пароходик.

- Да вот, - кивнул мальчик, - я маленький, и меня все, все учат. А я никого не могу научить.

- Но если ты не можешь никого ничему научить, то мне незачем тебя спрашивать…

Пароходик пустил задумчивое облачко дыма и хотел уже плыть дальше, как вдруг услышал:

- Ду-ду-ду-у!

Логопед предлагает детям взять дудочки и вздохнув глубоко носом, выдохнуть ч/рот: -Ду-ду-ду-у!

- Кажется, что-то гудит? – сказал пароходик. СЛАЙД № 16

- Да, - ответил мальчик, - когда мне грустно, я всегда играю на своей дудочке.

- Кажется, я вспомнил! – обрадовался пароходик.

-Что ты вспомнил? - удивился мальчик.

- Я знаю, как надо гудеть! Ду-ду-ду-у! Это ты научил меня!

И грустный мальчик весело засмеялся.

А пароходик загудел на всю реку:

- Ду-ду-ду-у!

СЛАЙД № 17

- В знак благодарности пароходик дарит нам такой стишок:

Дети заучивают стихотворение.

Вот плывёт пароход,

Он по речке плывёт,

В речке лёд ломает –

Лодкам помогает!

Дети проговаривают стихотворение. СЛАЙД №18

3. Заключительная часть.

-Ребята смогли ли вы помочь пароходику? Ответы детей.

-А как мы это делали? Ответы детей.

- Всё закончилось хорошо, и пароходик вспомнил, как надо гудеть.

- Как вы думаете почему? Ответы детей.

-Конечно, потому что вы сегодня подружились с пароходиком и очень старались ему помочь.

- Когда мы помогали пароходику путешествовать, какой звук мы старались произносить правильно и красиво? Ответы детей.

С детства мы любим играть и смеяться,

С детства мы учимся добрыми быть.

Вот бы такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить!

«Счастливого пути пароходик!»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Планета Земля, какая ты?» Непосредственно образовательная деятельность «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ, КАКАЯ ТЫ?» Цель: Помочь детям добыть первые элементарные знания о нашей планете.

«По морям, по волнам». Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов. Тема:«По морям, по волнам» Подготовила: воспитатель первой младшей группы МАДОУ.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физкультуре с детьми среднего дошкольного возраста «Мы — пожарные» Конспект непосредственно образовательной деятельности по физкультуре с детьми среднего дошкольного возраста «Мы пожарные» воспитатель: Репьева.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Храм» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Музыка». Виды детской деятельности: продуктивная,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Корзиночки для пасхальных яиц» Цель деятельности: сформировать у детей умения планировать предстоящую совместно-последовательную деятельность. Задачи деятельности:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Путешествие по городу Белгороду» Программное содержание: Образовательные: Закреплять и уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Формировать умение.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие с Капой»Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие с Капой» Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»: развитие познавательно-исследовательской деятельности через практические.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Шестиногие соседи по планете» Цель: Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: местах их обитания, характерных особенностях; Познакомить детей с взаимосвязью.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Наша Родина» Программное содержание: воспитывать у детей любовь к своей Родине, закрепить знания о символике; воспитывать у детей интерес к истории своей.

Конспект непосредственно — образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Масленица» Конспект непосредственно – образовательной деятельности старшего дошкольного возраста Тема: масленица Подготовила и провела: музыкальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по автоматизации звука [Л] с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие пароходика»
Опубликовано: 16 сентября 2015 в 18:39
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по автоматизации звука [Л] с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие пароходика»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Байбарина (УИ 278706) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД