Ольга Беляева
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего возраста «Автоматизация звука [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №57
г. Ковров, Владимирская область
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего возраста : "Автоматизация звука[р] в слогах, словах в рамках тематической недели"Осень в гости к нам пришла и подарки принесла".
Составила учитель--логопед I квалификационной категории
Беляева О. П.
2015 г.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего возраста „Автоматизация звука [р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего возраста : "Автоматизация звука[р] в слогах, словах в рамках тематической недели"Осень в гости к нам пришла и подарки принесла".
Составила учитель- логопед Беляева О. П.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная.
Цель: всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, его речевых и психических качеств в соответствии с возрастом, совершенствование координации движений мелкой моторики рук через игровой самомассаж.
Задачи:
коррекционно- образовательные: давать аккустико- артикуляционную характеристику звука [р],продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах, словах, упражнять в определении и наличия места звука [р] в словах, активизировать словарь обобщающих понятий "фрукты- овощи", ягоды, продолжать учить подбирать слова- антонимы, совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными 2, 5;
коррекционно- развивающие: развитие артикуляционной и мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, психических процессов: внимания, памяти, мышления, координации движений, пространственной ориентировки, активизация интеллектуальной деятельности;
коррекционно- воспитательные: создание положительного эмоционального фона, увлечение необычным сюжетом, воспитание чувства самоконтроля за собственной речью.
Оборудование: карта"Острова в океане", предметные картинки, сундучок с "сокровищами", схематичное изображение лодки, корабля.
Непосредственно образовательная деятельность.
Логопед. Я предлагаю тебе сегодня отправиться на поиски сокровищ на островах. Поможет нам в этом звук, который встречается в словах: рыба, матрос, корабль, шторм, штурвал, рак, краб. Какой звук? Произнеси его.
Ребенок. Звук [р].
Логопед. Какой это звук?
Ребенок. Этот звук согласный,звонкий, твердый, дрожащий.
Логопед. Да этот звук очень трудный для произношения, поэтому, чтобы всегда и везде правильно его произносить надо язычок подготовить. Давай выполним упражнения, которые необходимы для правильного проговаривания звука [р].
Ребенок выполняет артикуляционно-пальчиковую гимнастику.
"Лопаточка". И. п. Рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы видны, язык у нижних резцов. Руки внизу.
На счет "раз" широкий язык кладется на нижнюю губу, как лопатка, и удерживается в спокойном положении.
На счет"два"- вернуться в исходное положение.
Когда язык высовывается, руки поднимаются на уровень груди ладонями вниз параллельно столу и соприкасаются, язык убирается- руки опускаются.
"Иголочка". И. п. Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак.
На счет "раз" высунуть язык, напрячь его и сделать узким.
На счет "два"- вернуться в и. п.
Когда язык высовывается, пальцы рук распрямляются, ладони параллельно столу.
"Лопаточка-иголочка". И. п. Рот открыт, губы в улыбке, зубы видны, язык у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз параллельно столу.
На счет "раз" широкий язык кладется на нижнюю губу, как лопатка, и удерживается в спокойном положении. Две ладони соприкасаются.
На счет"два" высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Ладони раздвигаются.
"Часики".И. п. Рот полуоткрыт, язык лежит плоско, у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз параллельно столу, пальцы вместе.
На счет "раз" коснуться кончиком языка левого уголка губ.
На счет "два"- правого уголка губ.
Движение кистей рук синхронно с движениями языка (вправо- влево).
"Барабанщик".И. п. Указательные пальцы рук вытянуты, а остальные сжаты в кулак.
На счет "раз" приоткрыть рот.
На счет "два" поднять язык к небу и "барабанить" по альвеолам, издавая звук д. д. д. Должны быть только движения языка, нижняя челюсть неподвижна.
"Лошадка". И. п. Рот приоткрыт, губы в улыбке.
При выполнении упражнения щелкать кончиком языка, синхронно производятся щелчки большим и средним пальцами на каждой руке.
Логопед. Язычок мы подготовили. Теперь давай разомнем ладошки и пальчики.
Ребенок вместе с логопедом выполняет игровой массаж кистей рук "Осень"
Ладошка-туча грозовая, (погладить левую ладошку подушечками пальцев правой руки)
Она огромная такая, (растереть левую ладонь по кругу пальцами правой руки)
Ворчала долго и гремела (ребром правой ладони имитировать пиление по всей поверхности левой ладони вверх- вниз)
Никак утихнуть не хотела, (сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулачок
Но вдруг из тучки грянул гром- (соединять последовательно все пальцы левой руки с большим, начиная с указательного)
Она расплакалась дождем. (опустить кисть левой руки вниз, совершать колебательные движения пальцами- "дождик")
Ну вот мы и готовы! На каком транспорте можно путешествовать по воде?
Ребенок. На водном.
Логопед. Я предлагаю плыть вот на такой лодке. Что есть у лодки?
Ребенок. У лодки есть корпус, парус.
Логопед. Как называется такая лодка?
Ребенок. Парусник.
Логопед. Сложи по образцу парусник из палочек. Замечательный получился парусник! Теперь мы можем отправляться на поиски сокровищ, только лодку надо снять с якоря. Цепь тяжелая, гремит громко: р. р. р. Камни переворачиваются, стучат по дну : р. р. р.
Ребенок,повторяя за логопедом произносит звук[р].
Логопед. Вот мы уже плывем. у меня есть карта, держим курс на первый остров.
Ребенок указкой ведет линию по карте к первому острову.
Логопед. Поднялся ветер, волны плещутся о борт нашего парусника, раскачивая его:
пра-про-пры бра-бро-бры
гра-гро-гры кра-кро-кры
дра-дро-дры тра-тро-тры
Но что это? Остров оказался необитаемым. Плывем к следующему острову.
Кто же нас встречает на этом острове? Загадка:
Это кто там на дороге?
Шея длинная и ноги,
Весь пятнистый,
Хвост метелкой
И со стриженою челкой?
Любит в светлых он лесочках
Есть зеленые листочки.
У него смешные рожки,
А на рожках по горошку. (Жираф)
Давай угостим его припасами, которые мы взяли с собой. Переверни картинки и назови, чем мы будем угощать жирафа?
Ребенок называет: грушей, персиком, огурцами, морковкой помидором, смородиной, черникой, крыжовником.
Посмотри на эти картинки и назови сначала фрукты со звуком [р].
Ребенок называет, четко проговаривая [р] :персик, груша.
Логопед. Назови овощи со звуком [р].
Ребенок: огурцы, помидор, морковь.
Логопед. Ягоды.
Ребенок: черника, смородина, крыжовник.
Логопед. Дай не 1 грушу, а 2 груши, 5 груш. Не 1персик, а 2 персика, 5 персиков и т. д.
Игра с пальчиками "Как у нашей Зины фрукты в корзине".Яблоки и груши
Ребенок ладошки складывает горочкой и говорит: Как у нашей Зины фрукты в корзине.
Далее поочередно, начиная с мизинца, указательным пальцем правой руки загибает пальчики
Ребенок называет: яблоки и груши,
Логопед : чтоб ребята кушали.
Ребенок: персики и сливы,
Логопед : до чего ж красивы!
Выставляют большой палец левой руки вверх и произносят вместе:
посмотрите на ранет, лучше наших фруктов нет!
То же повторяют на левой руке.
Логопед. Ты все правильно назвала, но жираф не сказал, где находятся сокровища, наверное, ему не понравилось наше угощение. Поплыли дальше, стрелочка нам подскажет, куда плыть. Мы приплыли к третьему острову. Но все жители этого острова разбежались, потому что решили, что к ним приближается огромный корабль, который может раздавить их остров.
Назови, что есть у корабля со звуком [р]?
Ребенок. Корпус, рубка, трап, штурвал, иллюминаторы, труба.
Логопед. Правильно. А еще, парусник- маленький, а корабль какой?
Ребенок. Огромный.
Логопед. Вот теперь жители никогда не спутают парусник с кораблем.
А мы должны плыть дальше, чтобы отыскать сундук с сокровищами. На четвертом острове нас встречает: (тигр)
Он не молодой, а. (старый).
Не плохой, а. (хороший).
Не злой, а. (добрый).
Не растрепанный, а. (аккуратный).
Не ленивый, а. (.трудолюбивый).
Не глупый, а. (мудрый).
Вот только никак не может разобраться в картинках. Давай ему поможем. Посмотри на картинки и скажи, как ты думаешь, почему они расположены в три ряда?
Ребенок. Первый ряд картинок со звуком [р] в начале слов, второй ряд- в середине слов, третий- в конце слов.
Логопед. Продолжи каждый ряд картинками.
Игра"чего не стало?"Логопед поочередно убирает из каждого ряда одну картинку. Ребенок называет, какой картинки не стало.
Логопед. А теперь помоги тигру назвать лишние слова среди других слов:
корабль, парусник, катер, вертолет
карандаш, тетрадь, ручка, фломастер
крыжовник, брусника, груша, смородина
Логопед. Тигр мне подсказывает, что нужно повернуться к зеркалу спиной, пройти два шага вперед, затем два шага направо и под столом ты найдешь сундук с сокровищами.
Откуда ты достаешь сундук?
Ребенок. Из-под стола.
Логопед. Что же там за сокровища?
Ребенок. Браслеты, перстень и карамельки.
Пора возвращаться домой, путь был долгим и трудным. Ты расскажешь обо всем своим друзьям и угостишь их карамелью. А какой звук тебе помогал в поисках сокровищ?
Ребенок. Р. р. р.