лена бердюгина
Фронтальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразах»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, в словах и фразовой речи.
Цель: развитие звуковой структуры речи.
Задачи: развитие артикуляционного аппарата; автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразах; закрепления навыка чтения слогов; развитие фонематического слуха, зрительного и фонематического восприятия, внимания.
Оборудование: зеркала, интерактивная доска, простые карандаши, резинка, тетрадь, карточки на каждого ребёнка с изображением Тима и Тома.
Публикация «Фронтальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста „Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразах“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Ход занятия
1. Вводная часть. Сегодня наш любимый сад Гостей всех встретить очень рад. К гостям все дружно повернёмся, Поздороваемся и улыбнёмся.
Дети. Я предлагаю всем вместе отправиться в страну «Грамматейка». Где уже ждут нас наши друзья - Тим и Том (все сели). А вот и наши друзья, узнали их? Они просят назвать картинки и определить, какой звук повторяется во всех этих словах (шапка, шарф, машина, мыши, мешок, петушок, шкаф, шляпа). Чей ответ готов?
Правильно, это звук [ш]. Чтобы произнести звук [ш], нужно губы слегка вытянуть вперёд, язык поднять вверх к нёбу - он образует щель, через которую идёт воздух. То есть воздух встречает преграды языка, значит он какой? (согласный).
2. Определим по звонкости и глухости, он какой? (закрываем уши ладошками и шипим, в голове не звенит, значит, он глухой).
3. Скажите, он твёрдый или мягкий? (Он особенный, потому что всегда твёрдый). Кому же мы сделаем подарок Тиму, который любит всё мягкое или Тому, который любит всё твёрдое? ( Дети берут карточки на которых изображены Тим и Том и два круга: зелёный и синий, от синего круга дети ведут простым карандашом линию к Тому).
4. На письме и при чтении звук [ш] обозначается буквой ш. Посмотрите на доску и скажите, из каких элементов состоит буква ш? Сконструируйте её из счётных палочек.
5. Давайте поиграем.
Эй, хвостатый – хитроватый, Это кто в траве шуршит (ш-ш-ш? Эй. Хвостатый – хитроватый, Это кто в листве сидит (ш-ш-ш? Эй, хвостатый – хитроватый, Не боюсь твоих шу-шу! У – ку – шу!
6. Поиграем? Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком [ш] : со-ша-жу-ши-шу-ша-сы-ща-шо-ци-же-ше. Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [ш] : кушетка, жаворонок, самовар, шелест, площадь, полушубок, шуршать, мышеловка, сковорода, лягушка.
7. Я назову вам звуки, а вы скажите какой лишний? Почему? [а], [о], [у], [ши], [ш] (он - согласный)
8. Я назову звуки, а вы запомните и повторите только твё рдые из них:
[М`][ Л`] [Т`] [Ш] [К] [Л]
.Послушайте звуки [а], [о], [у], [ы], [э]. Послушайте ещё раз и скажите, какого звука не хватает : [а], [о],___[ы],[ э].
9. Разделимся на команду девочек и команду мальчиков (посмотрите на доску). Девочкам задание: скажите, сколько звуков [ш] в слове шишка? Мальчикам такое задание: назови первый и последний звук в слове малыш.
10. Какие звуки подойдут к фишкам :
Круг красного цвета (он гласный) назовите любой.
Круг синего цвета (твёрдый согласный) назовите любой.
Круг зеленого цвета (мягкий согласный) назовите любой.
11. За ваши правильные ответы Тим и Том прислали вам шары. Определим сколько в нём слогов (отхлопать ладошками). Какой слог первый, какой второй. Назовите. Сколько в слове букв? Сколько звуков? Первый слог прямой или обратный, значит, нужны целые круги или половинки? Второй слог прямой или обратный, значит, нужны целые круги или половинки? Почему? (идёт слияние двух звуков). Сверьтесь со схемой на доске. Поднимите руку у кого правильно.
12. Тим и Том предлагает поиграть с мячом.
Встанем в круг. Я бросаю мяч и называю слово со звуком [ш], а вы возвращаете мяч и повторяете его.
13. Тим и Том предлагают вам следующее задание. Прочитаем слоги, какая схема подойдёт к данным слогам?
И
I
А -- Ш -- О
I
У
14. Смотрите, дети, нас встречает паровозик. Это любимая игра Тима и Тома. Здесь три вагона. Если в названии картинки звук [ш] стоит в начале слова, то поместим её в первый вагон. Если звук [ш] стоит в середине слова, то поместим её во второй вагон, если звук [ш] стоит в конце слова, то в третий вагон.
Назовём одним словом предметы, которые собрались в первом вагоне. Назовём одним словом, кого мы разместили во втором вагоне? А можно назвать одним словом предметы в третьем вагоне (нет, но каждый из них может нам пригодиться. Возьмём карандаш и поиграем с ним в «Акробата». Упражнение «Акробат»
Карандашик покручу в акробата превращу. (раскручиваем карандаш двумя ладошками).
Акробат наш, не ленись. Вперёд-назад скорей крутись (Поворачиваем карандаш вперёд, а затем – назад, перебирая его двумя руками не отрывая их от карандаша).
Акробат наш размечтался, разыгрался, раскачался (раскачиваем карандаш одноимёнными пальцами).
Акробат наш осмелел, сальто быстро завертел (раскручиваем карандаш сначала одной рукой, затем другой).
Акробата покручу, в карандашик превращу (раскручиваем карандаш между ладонями).
15. А теперь откроем тетради, найдите букву ш на клеточках. Сколько клеток нам понадобится, чтобы написать большую букву Ш? Посмотрите написание заглавной буквы (показ и объяснение написания, теперь пишем в тетради, следим за посадкой).
16. Итог. Тиму и Тому очень понравилось, как вы сегодня работали. С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Что вы про него знаете? Возьмём звук [ш] и пойдём играть, как услышите слова со звуком [ш], запомните, на следующем занятии назовёте их.