Наташа Архипова
Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
▼ Скачать + Заказать документы
СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему «Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх».
Публикация «Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
В старшем дошкольном возрасте складывается устойчивый интерес к совместной деятельности со сверстниками. Из всей двигательной деятельности наиболее интересна для детей подвижная игра (П. Ф. Лесгафт, Е. А. Аркин, А. П. Усова, Н. В. Полтавцева и другие). Участвуя в подвижной игре, ребенок проявляет высокую двигательную активность, мобилизует свои волевые качества для достижения успеха, демонстрирует смекалку. Проблема воспитания самоорганизации у детей дошкольного возраста это по существу проблема становления самостоятельной, активной личности и формирование детского коллектива.
В связи с этим выделяется противоречие между: необходимостью воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
Данное противоречие обусловили актуальность проблемы исследования и определили цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и практической реализации педагогической технологии воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
СЛ. 2 Объект исследования: процесс воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогическая технология, способствующая воспитанию самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
СЛ. 3 Гипотеза исследования: представлена Вашему вниманию на слайде.
СЛ. 4 Исходя из определения цели и формулировки гипотезы в исследовании, были поставлены следующие задачи представленные вашему вниманию на слайде.
СЛ. 5 Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов, представленных Вашему вниманию на слайде.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
• Уточнено понятие «самоорганизация» применительно к детям старшего дошкольного возраста, которое проявляется в способности ребенка организовать собственное поведение в какой-либо деятельности и как умение организовывать совместную деятельность со сверстниками.
• Разработана педагогическая технология, направленная на воспитание самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения подвижных игр.
СЛ. 6 Изучение педагогической технологии ведется учеными в разных аспектах.
Изучается совокупность методов (В. М. Шепель); теория и практика осуществления технологических подходов к образованию (П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Ю. К. Бабанского, Л. Я. Зориной, В. П. Беспалько); совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе средств и форм (В. В. Давыдов); игровые технологии.
СЛ. 7 Также в теоретической главе мы рассмотрели проблему воспитания самоорганизации у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
В педагогике самоорганизация рассматривается :
-как способность ребенка организовывать собственное поведение в какой-либо деятельности
-как умение организовывать совместную деятельность со сверстниками.
Самоорганизация включает разные свойства личности: самостоятельность, организованность, целенаправленность, ответственность.
В психолого-педагогической литературе эти свойства личности относят к волевым чертам характера.
Проблемой воспитания самостоятельности в подвижных играх занимаются такие ученые, как Л. Карташова, М. Н. Емельянова, Э. Я. Степаненкова, Н. В. Полтавцевой, И. В. Калининой, Н. А. Гордова др.
Вторая глава посвящена опытно-поисковое исследование реализации педагогической технологии воспитания у детей старшего дошкольного возраста самоорганизации в подвижных играх.
Исследование проводилось на базе МАДОУ «Чебурашка» города Когалым, Тюменской области, ХМАО – Югры. В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста, 6 педагогов ДОО и 16 родителей.
СЛ. 8 В ходе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи, представленные на слайде.
СЛ. 9 Для выявления уровня самоорганизации в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста, мы предлагали детям организовать и провести знакомую подвижную игру.
Уровень сформированности самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения подвижной игры, представлен в гистограмме на слайде.
Таким образом, как видно из гистограммы уровень сформированности самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх находиться в основном на среднем и низком уровнях.
СЛ. 10 Для решения второй задачи, с целью определения состояния работы педагогов по воспитанию самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх нами было проведено анкетирование воспитателей, а также методиста по физической культуре, в ходе которого, мы надеялись выяснить отношение педагогов к изучаемой нами проблеме. В анкетировании участвовало 4 воспитателя, и методист по физической культуре. Результаты анкетирования представлены на слайде.
Таким образом, анкетирование показало, что: педагоги ведут определенную работу по воспитанию самоорганизации у дошкольников; демонстрируют знания по изучаемой нами проблеме, однако мало внимания уделяют воспитанию самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
СЛ. 11 Параллельно нами было проведено анкетирование родителей. В анкетировании приняли участие 20 родителей. Анализируя анкеты, мы увидели, что родители понимают важность воспитания самоорганизации у детей, однако в большинстве случаев инициаторами игр являются дети. Результаты представлены на слайде.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента, позволили нам подойти к разработке педагогической технологии, направленной на воспитание самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения ими подвижных игр.
СЛ. 12 Разработанная нами педагогическая технология предполагала использовать определенную этапность, которая представлена на слайде.
Нами было выявлено, что значительное влияние на воспитание самоорганизации в играх оказывает общение детей между собой. Обычно игры в небольшой группе бывают более продолжительными и более подвижными, чем одиночные. В свою очередь введение в игровую деятельность детей коллективных подвижных игр увеличивает продолжительность общения детей.
СЛ. 13 Разработанная нами педагогическая технология предполагала организацию совместной деятельности не только с детьми, но и с педагогами и родителями дошкольников.
Методическая работа с педагогами включала в себя проведение следующих мероприятий, которая представлена на слайде.
В результате проведенной работы педагоги чаще стали использовать подвижные игры для воспитания самоорганизации у дошкольников, что сделало их работу более продуктивной, а так же интересной.
Формирующая часть эксперимента предусматривала так же взаимодействие с родителями.
Мы провели консультацию для родителей на тему: «Многообразие подвижных игр в воспитании дошкольников». На выбор темы повлиял результат констатирующего эксперимента, где выяснилось, что дети практически не играют в подвижные игры в домашних условиях. Консультация познакомила родителей с новыми подвижными играми, в которые они могут играть со своими детьми в выходные дни, при выезде на природу, на дачу.
Таким образом, на формирующем этапе эксперимента нами был сделан акцент на реализацию в практике ряда выявленных ранее условий, необходимых для развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы проверить эффективность разработанной педагогической технологии по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста самоорганизации в подвижных играх, нами был проведён контрольный этап эксперимента.
СЛ. 14 С целью фиксации изменений, был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого применялись те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте.
Исходя из анализа нашего наблюдения, были получены следующие результаты представлены на слайде.
Таким образом, полученные на контрольном этапе эксперимента результаты доказывают эффективность разработанной педагогической технологии по воспитанию самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
СЛ. 15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!