Татьяна Просвирнина
Конспект НОД по валеологии «Глаза-наши помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека.
Задачи:
- дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека;
-познакомить детей со строением глаза;
-воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь;
-познакомить с правилами охраны зрения;
Публикация «Конспект НОД по валеологии „Глаза-наши помощники“» размещена в разделах
- Глаза, орган зрения
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Осанка. Конспекты занятий
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
-расширять пассивный словарь дошкольников: "зрачок", "сетчатка", "радужная оболочка", "хрусталик", "мышцы глаза".
Ход занятия.
-Дети, сегодня у нас очень интересное занятие по валеологии, а о чем будем говорить, вы догадаетесь, если отгадаете загадки. Слушайте внимательно.
«Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят» (глаза)
Два соседа-непоседы
День на работе,
Ночь на отдыхе. (глаза)
Так о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (о глазах)
Правильно, мы сегодня поговорим о глазах. Глаза- это один из ценнейших органов чувств человека. Ребята, как вы думаете, почему?
- Верно, с помощью глаз человек видит предметы, их цвет, размеры, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени, благодаря глазам, мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Хотите узнать тайны наших глаз?
-Ребята, что это такое? (фотоаппарат)
-Посмотрите, я сейчас нажму на кнопку затвора. Что вы заметили? (открылось маленькое отверстие)
-Да, через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите (маленький цветной кружок, черную точку посередине)
-Этот кружок называется радужная оболочка. У одних она коричневая, у других зеленая, у кого-то голубая. (предлагаю детям посмотреть друг другу в глаза и определить цвет радужной оболочки)
-А черная точка по середине -это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть. (предлагаю детям рассмотреть плакат со строением глаза)
-Ребята, зрение – это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку – глазницу, а наружу выглядывает любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым, прозрачным словом – хрусталик.
Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза, и по нервам, как по телефонным проводам сигналы мчатся в мозг, где и возникает зрительное ощущение. Человек видит то, на что смотрит.
А сейчас мы поиграем в игру «Комарик» (для коррекции зрения)
Дети хором:
-«Комарик летает,
Летает, летает,
Где сесть не знает:
З-з-з-з
Хлоп.
Комарик летает (дети вытягивают вперед правую руку, фиксируют взгляд на указательном пальце).Рисуют в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и ладони, хлопнуть правой ладонью по левой. Хлоп и улетел» (дети не должны поворачивать голову, а следить за комариком только глазами)
-Как вы думаете, для чего нужны брови, ресницы, веки?
-Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот, его остановит густая изгородь бровей. Но если вдруг несколько пылинок сядет на роговицу, их тотчас слизнет мигающее веко (показываю на плакате). Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем. Посмотрите. (Я неожиданно взмахиваю ленточкой перед глазами детей)
-Что случилось с вашими глазами (дети рассказывают о реакции своих глаз)
-Несмотря на то, что глаза способны сами себя защитить, но если о них плохо заботиться, с ними случаются всякие беды. А какие беды – вы мне поможете ответить.
Игра «Хорошо-плохо»
1. Ребенок трет глаза грязными руками – дети закрывают глаза (плохо)
2. Ребенок вытирает глаза чистым платком - дети хлопают в ладоши (хорошо)
3. Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате (хорошо)
4. Ребенок читает в транспорте (плохо)
5. Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану (плохо)
6. Ребенок читает лежа в постели (плохо)
7. Ребенок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от экрана (хорошо)
-На земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему? (Трудно, они не получают информацию об окружающем)
-Ребята, если вы увидите слепого человека на улице, как вы поможете ему?
(Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, помочь зайти в транспорт, купить продукты и тд)
-Ребята, так что надо делать, чтобы наши глаза были здоровыми?
-Правильно, надо беречь глаза от пыли, грязи, соблюдать правила при просмотре телевизора и т. п, тренировать – делать гимнастику для глаз, есть продукты, содержащие витамины и т. д.
-Дети, вы знаете, какие продукты полезны для наших глаз?
-Правильно, морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, красный перец, шиповник и мн. другое)
-А теперь давайте еще раз повторим и запомним правила по охране зрения.
(упражнения по активизации мышц глаза)
-А теперь выполним несколько упражнений, которые способствуют снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения.
(«Уроки здоровья для детей 5-7 лет» Л. Ф. Тихомирова)
И. п – сидя.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5 (повторить 4-5раз)
2. Крепко зажмурить глаза, посчитать до 3, открыть и посмотреть вдаль, считая до 5 (повторить 4-5раз)
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз (повторить 4-5раз)
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6 (повторить 4-5раз)
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1-6 (повторить 1-2раза)
Итак, дети, глаза наши – незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему нужна помощь. У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят, что глаза – зеркало души. И в этом зеркале увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающее, любуемся природой, узнаем друг друга. Берегите и охраняйте свои глаза.