елена дербишева
Конспект НОД «Путешествие в страну Кукляндию» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Путешествие в страну Кукляндию»
Подготовила: Е. С. Дербишева – воспитатель 1-ой категории
Цель: Развивать ретроспективный взгляд на предметы.
Задачи:
-Расширять кругозор детей, дать представление о народных игрушках.
-Воспитывать заботливое, бережное отношение к народным игрушкам.
-Формировать позитивную мотивацию к изготовлению кукол из лоскутиков, развивать мелкую моторику.
-Расширять словарный запас
Интеграция образовательных областей:
-Познавательное развитие,
-Речевое развитие,
-Художественное творчество,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
-Развитие игровой деятельности.
Литература:
-О. Р. Меремьянина, «Вместе с куклой я расту», познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет.
-Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, методическое пособие «Знакомство детей с русским народным творчеством», конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников.
-В. Н. Косарева, методическое пособие «Народная культура и традиции».
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в страну Кукляндию. В этой стране живет много разных старинных кукол. Есть такие куклы, которых вы еще не видели или может даже не догадывались, что это тоже куклы. Дорога дальняя и трудная. Перед дорогой надо размяться, чтобы не отстать и не потеряться.
Разминка:
1. «Смелый солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади,
А теперь постой на левой,
Будто ты солдатик смелый.
Дети с воспитателем отправляются в мини-музей «Русская изба».
2. Игровое упражнение «Зайка»
(все упражнения дети выполняют, двигаясь за воспитателем)
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек,
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки верх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Воспитатель (заводит детей в «Русскую избу») : Вот мы пришли в страну Кукляндию! Но, что-то, я не вижу кукол. Петрушка, Петрушка! Куда спрятал все игрушки?
Появляется Петрушка (это театральная кукла) :
Я – Петрушка, я – Петрушка –
Развеселая игрушка.
Всегда весело пою,
К вам на встречу я спешу.
Здесь на площади большой,
Подходи, народ честной,
За медный, за пятак
Покажу все этак и так.
Воспитатель и дети: Здравствуй, Петрушка! Куда же спрятались все куклы?
«Сюрпризный момент»
Петрушка: Да они и не прятались, просто пришел Кукольник, собрал всех кукол и положил в сундук (показывает на сундук, закрыл на ключик и отдал ключ Буратино, а он его куда-то положил и забыл куда. Ребята, помогите мне найти ключик.
Петрушка читает стишок, дети выполняют движения:
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать,
Глазки вверх вам всем поднять.
Дети вместе с игрушкой Буратино выполняют движения и ищут ключик.
Воспитатель: Молодцы, нашли ключик! Открываем сундук. (Дети помогают воспитателю и Петрушке открыть сундук.)
«Кукольные истории»
Дети рассаживаются вокруг сундука, и воспитатель с Петрушкой достает по очереди разные куколки.
1-ая кукла Матрешка
Воспитатель читает загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят в друг в дружке,
И всего одна игрушка.
Дети: Матрешка!
Воспитатель: Правильно, это матрешка. С давних времен матрешка на Руси считалась символом плодородия, богатства и изобилия. Она была хранительницей домашнего очага. Скажите, ребятишки, а из чего сделана матрешка?
Дети: Матрешка сделана из дерева.
2-ая кукла Неваляшка
Воспитатель: Правильно! А это что за куколка? (достает неваляшку)
Дети: Неваляшка!
Воспитатель: Из чего сделана неваляшка? Какая она по форме? (Ответы детей.)
Рассказ об истории рождения Неваляшки: Неваляшка состоит в родстве с матрешкой. Они и внешне очень похожи: круглолицые и фигурки у них одинаковые. Родственники у неваляшки и матрешки далеко – в Японии. Первые неваляшки в России были деревянные с кусочками свинца в основании и назывались они Кувырканы.
Петрушка танцует с Неваляшкой:
До чего же хороши
Неваляшки-малыши.
Низко наклоняются,
Звоном заливаются!
Дили-день, дили-день!
Могут кланяться весь день.
Дети вместе с куклой Неваляшкой делают движения: поклоны в одну и другую сторону.
3-я кукла Дымковская игрушка
Петрушка достает дымковскую игрушку, стучит по ней головой.
Воспитатель: Петрушка, осторожнее, разобьешь! Это Дымковская кукла сделана из глины. Весной мастерицы собирали глину, смешивали ее с речным песком, месили, разминали и лепили глиняных куколок. Готовых куколок огладят мокрой тряпочкой, уберут лишнюю глину и поставят сушить на несколько дней. Затем кукол обжигали в русской печи. Чтобы куколки были белые, их клали в жидкую кашицу из молока и мела, а затем расписывали.
Петрушка:
За студеною водицей собирается девица,
Как лебедушка плывет, ведра полные несет.
Воспитатель:
Поглядите, что за птицы!
Кто не взглянет, удивится!
Расписные петухи, курочки и индюки.
Лапки, клювы, оперенье –
Просто чудо, загляденье
Воспитатель: Петрушка, давай попросим детей, чтобы они аккуратно поставили глиняные куколки на полку.
4-я кукла Кукла-оберег
Петрушка (копается в сундуке и достает несколько куколок из лоскутиков) : Ух, ты, какие все разноцветные, все в лоскутиках.
Воспитатель: Да, Петрушка, эти куколки сделаны из тряпочек, лоскутиков. Это куколки обереги: они берегли хозяев и дом, охраняли от врагов, спасали от неприятностей, давали мудрые советы. Маленьким девочкам куколок дарили мамы и бабушки. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама. ( Воспитатель раздает каждому ребенку куколку: колокольчик, кувадка, зайчик-на-пальчик.)
Петрушка (снова копается в сундуке, достает лоскутики, вату, клубочки ниток) : Ой, похоже, я что-то порвал или распутал?
Воспитатель: Не переживай, Петрушка, это просто лоскутики. Но если очень постараться, то можно из них смастерить куколки. Ребята, хотите сделать себе на память о стране Кукляндии лоскутную куколку?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда разбирайте лоскутики, кусочки ваты, нитки, садитесь за столы и смотрите внимательно.
Изготовление кукол из лоскутиков.
Воспитатель последовательно показывает, как сделать куклу из лоскутика, дети поэтапно делают куклу.
Самый простой способ изготовления куклы :
Кусок белой ткани с комком ваты или пакли посередине перетягивали ниткой – голова сделана. Снизу к ней пришивали или привязывали яркий платочек. Кукла готова.
Дети рассматривают изготовленные своими руками куколки.
Петрушка: Молодцы, ребятки! Вы, настоящие мастера, такие красивые у вас получились куколки.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Петрушку за интересную экскурсию (Дети прощаются с Петрушкой, а чтобы быстрее вернуться, надуваем воздушный шар (дыхательная гимнастика). Надули? Полетели!
В группе: воспитатель помогает детям украсить куколку, завязывает косынку. Дети обыгрывает свои куколки и уносят потом их домой.