Светлана Сергеевна Галкина
Конспект НОД для детей подготовительной группы по ФЭМП «Путешествие в страну времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование представлений о цикличности временных отрезков (с использованием наглядного материала), о текучести времени и его необратимости.
Задачи:
Образовательная
Проконтролировать уровень усвоения материала,выявить пробелы и устранить их.
Развивающая
-Содействовать дальнейшему развитию «чувства времени», как способности оценки временных промежутков и ориентирование во времени без вспомогательных средств.
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы по ФЭМП „Путешествие в страну времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
-Закрепить умение пользоваться в речи словами-понятиями «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже» «в и одно и то же время».
-Закрепить навыки и умение пользоваться часами.
Воспитательная
-Воспитывать организованность,собранность и бережное отношение ко времени,умение беречь время
-Закрепляем режимные моменты.
-Воспитывать у детей культуру общения в совместной деятельности, наблюдательность, дисциплинированность.
Материал и оборудование:
-НДМ «Всё о времени»
-Шаблон макет часов
- ндм «Определяем время»
-Муз. Репертуар : «Часики идут»
-листы бумаги с напечатанными циферблатами
- колокольчик
- часы разного вида
Предварительная работа:
- Ведение календаря природы
-Чтение художественной литературы, загадок, математических сказок на заданную тему.
-Ознакомление с программой ФЭМП
- НДМ и рассматривание картин художественного творчества
-Дидактические игры на тему.
Ожидаемый результат:
Ход занятия:
Воспитатель звенит колокольчиком. Дети встают в кружок.
Воспитатель: Ребята посмотрите у нас в группе остановились часы. Мы уже позавтракали, убрали со столов. Привели себя в порядок. А на часах все одно и тоже время. Что бы это могло быть? Вы не знаете?
Ответы детей : часы остановились, сломались, испортились.
Воспитатель: А что в таких случаях делают?
Ответы детей : ремонтируют, чинят, относят в часовую мастерскую.
Воспитатель: Скажите, а вы знаете кто ремонтирует часы?
Ответы детей : часовой мастер, часовщик. (Если не скажут,рассказать и закрепить в итогах)
Воспитатель: Правильно. Скажите, а зачем нам нужно ремонтировать часы? И вообще, зачем нам нужны часы? И как бы мы жили без часов?
Ответы детей : Чтоб знать точное время. Без часов мы бы не смогли определить точное время и всегда бы опаздывали.
Воспитатель: Я знаю одного мастера у него золотые руки. Это Хранитель Времени. Он живет в стране Времени. Чтоб попасть к нему нужно произнести такие слова:
Все часы идут вот так:
Тик — так, тик — так.
Час за часом, день за днем.
В страну Времени попадем.
(Дети повторяют слова.)
Появляется Хранитель Времени. (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: А вот и он. Здравствуй уважаемый Хранитель Времени. Мы пришли к тебе с просьбой. Помоги нам починить часы. Они у нас остановились.
Х. В. : Здравствуйте. К сожалению, я не могу вам помочь. Волшебник Часолом остановил часы во всей стране. Поэтому и ваши часы остановились. А чтобы Часы вновь пошли нужно выполнить задания. Но я уже стар и мне очень нужна помощь. Вы поможете мне?
Воспитатель: Ребята, поможем Хранителю Времени? (Да).
Из мешка Х,В. достаём первое задание.
Воспитатель: А вот и первое задание. Какие виды часов вы знаете?
( Дети передавая песочные часы друг другу по очереди называют виды часов: песочные, башенные, механические, электронные, настенные, настольные, наручные, солнечные, часы — кулоны, кольца).
Звучат колокольчик. Означающий правильность выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы вы справились с первым заданием. Сложно было? (Нет). Давайте посмотрим на второе задание.
Воспитатель: Смотрите, а вот и второе задание:
Воспитатель задаёт вопросы, кидая мяч по очереди, дети, отвечая бросают мяч обратно.
-Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой был позавчера, будет послезавтра?
_ Мы отправились в путешествие в понедельник, а вернулись через два дня на третий. Какой это будет день недели?
- Какой день наступает после четверга? Какой д. н. идёт потом? Какой д. н. идёт раньше среды? Сначала идёт понедельник или среда,
- Мы идём на выходные после пятницы и до? (понед)
- Ребята, вы сейчас на занятии в детском садике, а в это же самое время ваши родители где? Что делают ученики в школе?
-Маша уехала к бабушке в пятницу, а вернулась через два дня на третий. В какой день она вернулась (в понед.)
-Используя карточки,составить неделю и рассказать рабочие и выходные дни (составить на доске)
Воспитатель: Молодцы вы справились со вторым заданием! Хорошо потрудились, а теперь и поиграем.
Дети встают в полукруг перед столами, на безопасном расстоянии.
Игра –разминка «Весёлая неделька» :
В понедельник я купался, (дети показывают движения)
А во вторник- рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг – в футбол играл,
В пятницу я бегал, прыгал, очень долго танцевал,
А в субботу,воскресенье – целый день я отдыхал! (дети хлопают в ладоши)
Воспитатель: Давай помогать дальше, а вот и третье задание: игровое упражнение «Что сначала, что потом?»
На доске вывешены картины с изображением времён года. Воспитатель читает детям загадки и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь,и показать соответствующие иллюстрации. :
Королева ледяная
Мчится в ледяной карете, и её сопровождает
Северный холодный ветер.
А за ней бегут вдогонку
Вьюга колкая, поземка.
И несутся,словно змеи,
Серебристые метели. (зима)
Если снег темнеет, тает,
И орешник расцветает,
И серёжки у осины,
Плывут по речке льдины,
Лес очнулся ото сна
Значит к нам пришла. (весна)
Бродит тропкой полевой,
Дарит нам букеты,
Яркий свет,палящий зной.
Что же это?. (лето)
Плащ золотистый она надевает,
Тёплое лето она провожает.
Птиц отправляет в дальние страны,
нам оставляет дожди и туманы. (осень)
Воспитатель уточняет у детей, какая иллюстрация идёт сначала, а какая потом. Почему? Дети называют времена года по порядку.
Дидактическая игра «Назови соседей» :
Воспитатель загадывает загадки (на карточках), дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги «до» и «после» ,или слова «раньше», «позже». :
-Весна раньше лета, а осень позже (лета)
- Зима раньше весны, но позже (осени)
- Осень наступает до зимы, а зима после (осени)
-Лето раньше осени, а осень раньше (зимы)
Воспитатель ещё раз уточняет у детей, сколько времён года, их порядок. Далее по макету- модели года :
-На сколько частей разделено каждое время года? Почему? Назовите месяца зимы, весны, лета,осени.
Воспитатель читает загадки : «Когда это бывает?» :
Если всё белым –бело,
Белым снегом замело,
И дороги и дома-
Значит к нам пришла (зима)
Пришли тёплые деньки,
Зазвенели ручейки.
Подснежник расцветает.
Когда это бывает? (весна)
Зеленеет всё ,цветёт,
Зреет сочный, сладкий плод.
Солнце льёт потоки света,
Это время года (лето)
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят. (осень)
Дети: дают ответы.
Воспитатель: Молодцы вы справились и с этим заданием! Ну что же там дальше?
Воспитатель: пришло время следующего задания :
Загадка:
Вчера было,
Сегодня –есть,
Завтра будет. (время)
Человек всегда хотел измерить время. И он придумал для этого специальные приборы- часы. Вы уже знаете много видов часов. А теперь рассмотрим макет часов.
Вместе с детьми воспитатель рассматривает макет, обращает внимание на то, что цифры расположены по кругу, у часов есть короткая и длинная стрелка, выясняет,что показывают стрелки. Затем читает стихотворение :
Часовая стрелка
Стрелка часовая
Идёт за часом час
Не спеша, не отставая,
И ведёт с собою нас.
Минутная стрелка
Минутная стрелка,
Ты часовой сестра.
Минутная стрелка,
Длинна ты и быстра.
Отсчитывать минутки-
Это ведь не шутки!
Воспитатель устанавливает стрелки на 09.00, обсуждает положение стрелок, говорит, что в это время в детском саду начинаются занятия.
Музыкальная физ. минутка «Часики идут»
Х,В, : ребята вы хорошо потрудились, надо подвигаться.
Воспитатель: новые испытания наших знаний
- Сколько частей суток вы знаете? (четыре части)
-Что такое «рассвет», «закат», «восход», «сумерки»,»заря»?
- Что мы делаем в разное время суток?
- Как различить части суток без часов?
-Что такое режим (порядок действия) дня? А необходим ли он?
-Определить время суток по картинкам и объяснить свой выбор (ребёнок у доски)
Х,В, : Я вижу вы совсем взрослые и готовы стать учениками! И даю вам последнее, главное задание :
Воспитатель: Вам нужно разгадать кросворд. Кросворд этот не простой. В нем зашифрованы слова, связаные со временем.
1 В этом отрезке 60 секунд.
2 В этом промежутке времени целых 12 месяцев.
3 Что длится 7 дней.
4 Темное время суток.
5 Светлое время суток.
6 Их двенадцать в году.
7 Они показывают время.
(По мере угадывания слова пишутся в кросворде).
Прочтите слово, которое у нас получилось вот в этом столбике.
Ключевое слово: молодцы.
Воспитатель: Что за слово у нас получилось? (молодцы). А что это значит? Это значит, что мы справились с заданием.
Х. В. : Спасибо ребята вы мне очень помогли. Теперь все часы работают. Послушайте. (Раздается такание часов). А значит и ваши часы теперь в порядке. До свидания.
Воспитатель: Пора и нам возвращаться в детский сад.
1, 2, 3, 4, 5
Возвращаемся назад.
(Дети повторяют слова.)
Ну вот мы и дома.
Воспитатель:
- Какие свойства времени вы усвоили? (быстротечность,текучесть, необратимость, отсутствие наглядности)
- какие промежутки времени вы знаете ( природные: год, сутки; придуманные человеком: час, мин, сек)
Давайте проверим идут ли наши часы. (Часы идут, показывают правильное время).
Итог занятия:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что усвоили? (всё надо делать во время, напоминаем сказку о потерянном времени)
- Что понравилось, не понравилось?
-Хорошо ли мы потрудились?
- Оценка работы с похвалой и замечаниями.
P.S.
Воспитатель, : Какие вы умные детки! Давайте поможем знакомой сове Марусе запомнить её распорядок дня, нарисуем его для неё .
(раздаём шаблоны циферблата, карандаши) дети, под чтение стихотворения создают схему режима дня совы.