Ольга Сагдиева
Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие на планету Пиши-читай» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе.
Тема: «Путешествие на планету Пиши-Читай».
Цель: Систематизировать представления детей о гласных и согласных звуках и буквах, о позиции звука в слове, о слоге, слове, предложении, схеме предложения.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Путешествие на планету Пиши-читай“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различии гласных и согласных звуков, о различии согласных звуков по твёрдости и мягкости, глухости и звонкости. Продолжить обучать звуковому анализу слов, совершенствовать умение делить слова на слоги, определять ударный слог. Закрепить знания детей о буквах, о различии между звуками и буквами. Закрепить понятия «слог», «предложение». Продолжать учить определять позицию согласных звуков «П», «П» в слове. Продолжать обучать составлять предложения с заданным словом и схему предложения к нему.
Развивающие задачи:
Развитие связной речи: умения составлять предложения с заданным словом, умения составлять предложения с различной интонацией, совершенствовать умение составлять схему предложения и определять интонационную окраску предложения, развивать логическое мышление, внимание и память с помощью отгадывания загадок.
2. Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать педагога и товарищей, желание и умение работать в коллективе, воспитывать интерес к космосу и русскому языку.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Составь звуковую схему слова», «Составь схему предложения», «Назови парный звук», «Придумай слово с заданным звуком», «Определи позицию звука в слове», «Составь слово и предложение» (работа в кассе букв).
Материалы и оборудование: проектор; презентация, звёзды со слогами; фонограмма старта космической ракеты; учебник «Букварь»; цветные квадраты для звукового анализа, рабочие тетради, ручки, карточки для определения позиции звука в слове.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и становятся в круг.
Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: – Здравствуйте.
Воспитатель:
С добрым утром! С новым днем!
С ярким солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Воспитатель:
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки? Да-да-да!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк!
Здравствуйте, детишки! Прыг-прыг-прыг!
Девчонки и мальчишки! ЗДАВ-СТВУЙ-ТЕ! (вместе)
Дети проходят и садятся за столы.
Звучит сигнал SOS :
«Всем, всем, всем! Отзовитесь, кто меня слышит. На нас напали космические пираты. Они похитили у нас одну очень ценную книгу. Помогите нам её вернуть.
Воспитатель: - Это поступил сигнал с планеты «Пиши - Читай». Поможем, ребята, вернуть книгу жителям планеты?
Дети: Да.
Воспитатель: Чтобы узнать нам о жителях планеты «Пиши – Читай», надо отгадать загадки.
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается …
Дети: гласный.
Могут они шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Дети: Согласные звуки.
Воспитатель: Что мы знаем о звуках?
Дети: Звуки мы произносим и слышим.
Воспитатель: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?
Дети: Гласные звуки мы поём, воздух при этом проходит свободно, не встречая преград.
Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Красным цветом.
Воспитатель: Сколько в русском языке гласных звуков?
Дети: 6 гласных звуков. 1 ребёнок рассказывает стихотворение про гласные звуки.
Гласных звуков только 6,
Их совсем легко пропеть:
«А» - на астре расцветает,
«И» - на иволге порхает,
«О» - на ослике сидит,
«У» - на улицу глядит,
«Э» - на эхо отозвался,
«Ы» - во внутрь слов забрался,
Сыром тыкву закусил и добавки попросил!
Воспитатель: Что мы знаем о произношении согласных звуков?
Дети: Согласные умеют свистеть, шипеть, рычать, петь не умеют. Воздух при произношении согласных звуков встречает преграды: губы и зубы.
Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?
Дети: Согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.
Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем твёрдые и мягкие согласные звуки?
Дети: Твёрдые согласные звуки – синим, мягкие согласные звуки – зелёным цветом.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру. У вас на столах лежат карточки для определения звука. Я называю звук, а вы поднимаете карточку того цвета, которым мы этот звук обозначаем. А, Б, БЬ, В, ВЬ, У, Г, ГЬ, Д, ДЬ, Э.
Дети поднимают карточки соответствующих звуку цветов.
Воспитатель: Отгадаем ещё одну загадку.
Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает.
Дети: Буквы.
Воспитатель: Что мы знаем о буквах?
Дети: Буквы мы пишем и видим. Буквы бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Отгадав все загадки, мы узнали, кто является жителями планеты Пиши - Читай?
Дети: На планете живут буквы и звуки.
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся с вами в путь и поможем жителям этой планеты. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Чтобы помочь жителям планеты Пиши-Читай, нам надо выбрать транспорт. Для этого отгадаем загадку.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост —
И поднимается до звёзд ….
Воспитатель: Вы догадались, что это? Правильно – это ракета.
Воспитатель: Мы полетим с вами на ракете.
Воспитатель: Но, чтобы наша ракета отправилась в космическое путешествие, мы сделаем звуковой анализ слова РАКЕТА. У вас на столах у каждого космонавта лежат цветные квадраты для составления звуковой схемы слова и макеты ракет. Составляем звуковую схему слова ракета.
Дети выполняют задание. Один ребёнок выходит к доске.
Экипаж! Вы справились с заданием, и наша ракета отправляется в космическое путешествие. Занять свои места, пристегнуть ремни! Давайте скажем пароль для запуска нашей ракеты.
Артикуляционная гимнастика. (Чистоговорка).
Та-та-та – не страшна нам высота!
Ете-ете-ете – летим мы на ракете!
Ты-ты-ты – все видно с высоты,
Аль-аль-аль – полетим мы вдаль!
Начинаем обратный отсчёт.
Три-два-один.
Мы в космос летим! (включить звук запуска ракеты).
Воспитатель: Внимание! Тревога! Нас настиг метеоритный дождь. Чтобы его преодолеть, нам надо выполнить задание: разделить слова на слоги. А слова – названия созвездий, которые есть в космическом пространстве, и определить ударный слог в этих словах. Как определить, сколько в слове слогов?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Слова: РАК, ОРЁЛ, РЫБЫ, АНДРОМЕДА. Дети делят слова на слоги методом хлопков.
Воспитатель: Ребята, определим, какой слог является ударным в этих словах. Вы справились с этим заданием. Молодцы! Продолжаем наш полёт. Вот мы с вами приземлились на планету «Пиши - Читай».
Слайд с изображением жителя планеты Пиши-Читай.
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Пиши-Читай. Спасибо, что вы откликнулись на мой сигнал бедствия и прилетели ко мне на помощь. Очень рад с вами подружиться.
Воспитатель: Пиши-Читай предлагает отдохнуть вам после космического путешествия и поиграть в игру «Самолёт».
Физкультминутка.
«Самолёт».
Пиши-Читай : Чтобы помочь найти вам нашу книгу и победить космических пиратов, надо выполнить ряд заданий. Справитесь с заданиями, победите космических пиратов и вернёте нам ценную книгу.
1 задание «Определи позицию звука «П», «П» в слове».
Воспитатель: Дети дайте характеристику звука «п», «п».
Дети: Звук «п» - согласный, твёрдый, глухой, звук «п»- согласный, мягкий, глухой.
Слова ПИЛОТ, СПУТНИК, ТЕЛЕСКОП.
Дети выполняют задание на столах.
2 задание: «Составь слово». (Работа по группам).
У вас на столах лежат слоги. Вам необходимо составить из слогов слова. Лексическое значение слова будет связано с космосом.
ПЛАНЕТА, КОМЕТА, ЗВЕЗДОПАД, КОСМОС.
Молодцы, справились с заданием!
2 задание: «Составь предложение и его схему».
Воспитатель: - Из чего состоит предложение?
Дети: - Предложение состоит из слов.
Воспитатель: - Что ставят в конце предложения?
Дети: - В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.
Воспитатель: - С какой буквы начинается предложение?
Дети: - Предложение начинается с заглавной буквы.
Воспитатель: - Молодцы, это правильно.
Теперь каждый экипаж придумает предложение со словом, которое они составили. 1 и 4 экипажи придумают повествовательное предложение. 2 экипаж - вопросительное предложение. 3 экипаж – восклицательное предложение. К доске выйдет один из членов экипажа и составит схему предложения на доске, остальные ребята составят схему предложения в бортовых журналах.
Молодцы! Справились с этим заданием.
Воспитатель: Чтобы узнать название ценной книги, Пиши-Читай предлагает вам разгадать кроссворд. В кроссворде будут загадки о животных, живущих на вашей планете Земля, названия которых вам, дорогие ребята, конечно же, известны.
1. Очень быстро, очень ровно
Он перегрызает бревна!
И на речке строит всюду
За запрудою запруду (Бобр).
2. У змеи коварный нрав,
Всех обнять готов. (Удав).
3. Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда,
Я под землей построил дом,
Все кладовые полны в нем. (Крот)
4. Он в лесу ночами рыщет,
Пропитанье себе ищет?
Страшно слышать пасти щелк.
Кто в лесу зубастый. (Волк)
5. Зверька узнаем мы с тобой,
По 2 таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой и в серой шубке летом! (Заяц).
6. Меньше тигра,
Больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь).
7. Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не строит птица в них,
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я? (Олень).
По мере отгадывания загадок дети составляют слово из букв, выделенных на экране красным цветом, в кассе букв.
Воспитатель: Молодцы, вы разгадали кроссворд, а теперь прочитайте слово, которое у вас получилось на экране. Прочитайте название похищенной книги.
Дети: Букварь.
Воспитатель: Правильно, букварь. Это очень нужная и важная книга, она помогает научиться читать.
Пиши-Читай : - Спасибо вам большое ребята, что вы помогли нашей планете вернуть похищенную книгу. За это я хочу вас поблагодарить и подарить вам медали. До свидания!
Воспитатель: - А теперь нам пора возвращаться домой, встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:
– Из полёта возвратимся
И на Землю приземлимся.
Воспитатель: – Вот мы и вернулись домой. Понравилось вам наше путешествие? Какие задания от Пиши–Читая вам понравились? Какие задания вызвали затруднения? Наше путешествие окончено, попрощайтесь с гостями.
Дети: – До свидания!