Марина Щетина
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Что мы знаем о воде?» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 45 компенсирующего вида
Колпинского района Санкт-Петербурга.
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ С ОВЗ (ТНР) ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
«Что мы знаем о воде»
Составила: воспитатель
Щетина Марина Витальевна
Санкт-Петербург
2017 год
НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования
с детьми старшего дошкольного возраста
«Что мы знаем о воде»
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Что мы знаем о воде?“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Участники: Дошкольники старшего дошкольного возраста 5- 6лет с ОВЗ (ТНР)
Количество детей : 6-7 человек (подгруппа).
Длительность: 25-30 минут.
Цель: Закрепление представлений о свойствах воды. Развитие познавательных способностей. Задачи:
1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» :
- Развивать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к воде.
- Совершенствовать умение проводить опыты под руководством воспитателя, соблюдая технику безопасности.
-Развивать коммуникативные навыки.
- Совершенствовать умениепроводить опыты и отвечать на вопросы воспитателя, соблюдая очерёдность, не перебивая друг друга, внимательно выслушивая ответы сверстников.
2. Образовательная область «Речевое развитие». Коррекционно-образовательное развитие.
-Формировать у детей умение делать выводы, умозаключения и рассказывать о них распространёнными предложениями или несколькими предложениями, в соответствии с требованиями взрослого.
- Закреплять представления детей о воде и активизировать словарный запас словами, характеризующими различные состояния и свойства воды, и словами, обозначающими действия, проводимые во время опытов.
3. Образовательная область «Познавательное развитие».
-Содействовать развитию у детей устойчивого внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной, экспериментальной основе.
-Развивать способность детей понимать символические и схематические изображения свойств воды и находить подходящие к результату опыта.
- Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей.
- Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.
- Закрепить представления о свойствах воды.
- 4. Образовательная область «Физическое развитие».
- Развивать тактильное восприятие.
- Совершенствовать умение координировать речь с движением.
5. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
- Развивать зрительное внимание - восприятие символических и схематических изображений.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
Материалы:
Пластиковый кувшин с чистой водой, пластиковые стаканчики по 2 на каждого ребёнка и воспитателя, чайные ложки по 1 на каждого ребёнка и воспитателя, молоко, напиток типа «Фанта», полоски цветной бумаги, поролоновые губки по кол-ву детей, соль, ё мкости разной формы: круглая тарелка, невысокие пластиковые коробочки (контейнеры) овальной, квадратной и прямоугольной формы, кубики льда, сито, чашка с кипятком, зеркало, пахучая жидкость (разведённый уксус, небольшой тазик, картинки со схематичным изображением свойств воды, скоросшиватель, большой конверт – «письмо» с Луны.
Предварительная работа:
- Наблюдения за водой, выявление её свойств во время режимных моментов, на прогулке и в процессе познавательного развития во время проведения Н. О. Д.
Ход занятия:
Сюрпризный момент: В группу принесли письмо (гости) с другой планеты (на нём изображена Луна и инопланетяне типа «Лунтика») Ребята, вы догадались, откуда и от кого это послание? (ответы детей)
- Как же мы его прочтём, ведь мы же не знаем их букв, слов, языка? (ответы детей : письмо написано картинками - символами)
- Картинки: «Луна», «капля воды» - перечёркнута, «вода» – и знак вопроса. Как вы думаете, что хотели сказать нам жители Луны (выслушать ответы детей).
-Я думаю, что у них на Луне нет воды, и они не знают, что это такое. И спрашивают у нас «Что же такое вода?» Давайте мы с вами и сами вспомним, что мы знаем о воде, и сделаем для лунтиков книгу о воде. Согласны? Тогда наша группа превращается в научную лабораторию, а мы с вами в учёных. И сейчас мы с вами будем делать опыты, и создавать научную книгу, почти так, как это делают настоящие учёные. Но прежде, чем мы начнём, давайте вспомним, как надо себя вести при проведении опытов:
Правила техники безопасности:
- Внимательно слушать воспитатель, и выполнять все его требования.
- Нужно быть аккуратным, стараться ничего не уронить и не пролить.
- Нельзя баловаться, толкаться.
- Нельзя шуметь, выкрикивать ответы, а отвечать только тогда, когда спросит воспитатель.
- Нельзя брать в рот жидкости и инструменты.
- Ну вот, теперь мы можем начинать!
- Первую страничку нашей книги я предлагаю сделать вот такой. Так выглядит наша Земля из космоса. Почему она голубоватого оттенка? (на Земле много воды) И нам это богатство нужно беречь!
Далее, для проведения опытов вызывается один ребёнок (кроме опыта №5 и 6). После проведения опыта, ребёнок самостоятельно делает соответствующие выводы, находит нужную картинку для книги, где схематично изображён результат опыта. Остальные дети наблюдают за проведением опыта, включаются в обсуждение, соглашаются или не соглашаются с выбором экспериментатора страницы для книги, подсказывают.
Опыт №1.
В один стакан наливается молоко, в другой – вода. Затем в стаканы опускаются чайные ложки. Вопросы: В каком стакане ложку видно, в каком нет? Значит, что можно сказать о воде (Она прозрачная). Ребёнок находит нужную страничку для книги о воде с символом прозрачности.
Опыт №2.
На столе по-прежнему стоят 2 стакана (с молоком и водой). Наливаем в третий стакан лимонад оранжевого цвета («фанту»). На столе выкладываем полоски цветной бумаги. Задание экспериментатору : подобрать цветную полоску к каждому стакану, в соответствии с цветом напитка.
Вопрос: Почему ты не смог найти цветную полоску для воды (Чистая вода не имеет цвета).
Опыт №3.
В двух стаканах налиты бесцветные, прозрачные жидкости. Вызванному ребёнку нужно определить, в каком из них вода, а в каком нет. Для этого воспитатель предлагает понюхать жидкости. Ребёнок по запаху определяет, что в одном из стаканов не вода, т. к. жидкость имеет резкий запах.
Вопрос: Почему ты думаешь, что здесь не вода, а в этом стакане вода? (В первом стакане жидкость пахнет – это не вода. Во втором – вода. Чистая вода не пахнет).
Опыт №4.
На столе выложены ё мкости разной формы: круглая тарелка, невысокие пластиковые коробочки (контейнеры) овальной, квадратной и прямоугольной формы. Ребёнку задаё тся вопрос: какой формы эти предметы? Затем предлагается определить, какой формы вода. Для этого её нужно налить в тарелку и остальные ёмкости. Вопрос: Имеет ли вода свою собственную форму или принимает форму того сосуда, куда её налили?
А сейчас мы немножко отдохнём, пойдём гулять. Вставайте и повторяйте за мной.
Физминутка:
За окошком гром гремит, гром гремит, гром гремит,
Это туча к нам летит, к нам летит, к нам летит, к нам летит.
Вдруг закапало в стекло: как-кап-кап. Кап-кап-кап.
А мы зонтики возьмём, всё равно гулять пойдём!
В резиновых сапожках пройдёмся по дорожке!
Опыт№5. Прежде, чем мы начнём наш пятый опыт, я загадаю вам загадку, слушайте внимательно! : Шли два ослика и оба несли на спине груз. У одного это были мешки с поролоном, а у другого – мешки с солью. Одному было легко идти, а другому тяжело. Как вы думаете, кому было тяжело, а кому легко? Но вот у них на пути река. Им пришлось реку переплывать и их мешки намокли. Одному было тяжело плыть, а другому легко. Кому было тяжело плыть, а кому легко и почему? (ответы детей)
А чтобы в этом убедиться, мы и проведём наш следующий опыт (у каждого ребёнка по 2 стаканчика с небольшим количеством воды, поролоновая губка, соль, пластиковая чайная ложка)
Опустите губку в первый стакан с водой, а во второй стакан насыпьте соль.
Вопрос: Что произошло с водой в первом стакане? (она впиталась в губку, что произошло с солью? (она растворилась). Значит, какие ещё мы можем назвать свойства воды? (впитывается, растворяет некоторые вещества)
Если время позволяет, воспитатель демонстрирует растворение в воде кусочка сахара и не растворение камня.
-Понравилась загадка? Тогда слушайте ещё одну: Можно ли принести воду в сите/решете? (Ответы детей с объяснением) А если воду заморозить? Проверим!
Ребё нок демонстрирует опыт: складывает кусочки льда в сито и перекладывает в другое место.
- Значит, ребята, вода может быть не только жидкая, но и твёрдая и ещё какая-то. Кто знает?
- Это мы сейчас и увидим.
Опыт №6 (показывает воспитатель)
Вода может быть горячей и с ней нужно быть аккуратным, чтобы не обжечься. Горячая вода превращается в пар – испаряется (демонстрируется кружка с кипятком и паром) Пар это вода в газообразном состоянии. Чтобы убедиться, что пар это действительно вода – поднесём к нему зеркало. Оно запотело – стало мокрым. Потрогайте. Значит, что мы узнали? Что у воды бывает 3 состояния. Каких? Найдём соответствующую страничку для нашей книги.
А последней я хочу сделать вот эту страничку, как вы думаете, о чём она? (Вода нужна для всего живого на земле). Давайте же будем бережно относиться к воде, не тратить её понапрасну, не загрязнять!
Вот мы и закончили наши опыты и нашу книгу. Вы молодцы! О чём вы сегодня узнали? (О разных свойствах воды) А в заключении давайте прочтём гостям стихотворение о воде :
Вы слыхали о воде,
Говорят она везде!
В луже, море, океане.
И в водопроводном кране!
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наестся, не напиться!
Смею вам я доложить – без воды нам не прожить!
Большое спасибо гостям за внимание. До свидания! Приходите ещё!