Наталья Коровина
Конспект НОД «Что мы знаем о воде» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Что мы знаем о воде"
Участники: дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет, воспитатели
Место проведения: группа
Цель: Поддерживать у детей интерес к экспериментированию. Развивать познавательную активность, речь дошкольников посредством экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей со свойствами воды;
- дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных;
- закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования;
- активизировать словарь детей; существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Публикация «Конспект НОД „Что мы знаем о воде“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, способность делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- желание работать в коллективе;
- бережное отношение к воде.
Методы и приемы: игровой, словесно-логический, практический (опыты, рассказ, пояснения, поощрение, физминутка, самостоятельная деятельность детей, отгадывание загадок.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложки, ёмкости разной формы, пипетка, воронка, салфетки, коктейльные трубочки, вода, сахар, соль, картинка «Круговорот воды», аудиозапись «Шум воды ручейка», проектор, экран, слайд-шоу: «Вода бывает разной…».
Предварительная работа: Анализ и обобщение литературы, разработка перспективного планирования, подборка опытов с описанием проведения. Разучивание с детьми пословиц, поговорок и стихотворений о воде; чтение рассказов, сказок познавательного характера; рассматривание иллюстраций по теме; беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живёт в воде?», «Кому нужна вода»; наблюдения в природе в разное время года; дидактические и развивающие игры; игры с водой, наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы).
Ход:
Дети к нам сегодня пришло много гостей, давайте поздороваемся с гостями. (Здороваются)
Сегодня я принесла баночку с необыкновенным веществом. Что в ней, какое вещество, узнаете, отгадав загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без. (Воды)
На экране появляются слайды с изображением моря, реки, озера и ручья. Звучит запись журчания ручейка.
- Что вы видите на экране? (ответы).
- Как всё это можно назвать одним словом? (Вода)
- Правильно, вода. Все реки, моря, озёра состоят из воды.
- А вот и наша планета. Этот снимок сделан из космоса. Земля – голубая планета.
- Почему её так называют? (Потому что на ней много воды).
Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей.) Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.
Речевая игра «Закончи предложение»: «Вода нужна людям (животным, птицам, растениям) для того, чтобы…».(Ответы детей)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
-Вода состоит из множества маленьких капель. Посмотрите на экран, это капля воды.
Загадки
- А теперь мои ребятки
Отгадайте-ка загадки.
На весёлую загадку
Вы увидите отгадку.
Если плачу – не беда,
Вместо слёз течёт вода.
Я такой плакучий
Из-за серой тучи. (дождь)
Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча, облака)
Пусть мала я, ну так что ж!
Ты меня перешагнешь.
Но, как дождика дождусь,
На весь двор я разольюсь! (лужа)
Бегу я как по лесенке по камешкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня! (ручей)
Направо вода и налево вода,
Плывут здесь суда и туда и сюда
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток. (море)
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный (океан)
Необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Запомните пословицу: закрывай по крепче кран, чтоб не вытек океан.
Воспитатель: Давайте вместе повторим её.
Посмотрите на рисунок: когда солнце нагревается поверхность водоёма превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, и образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом в виде дождя, зимой в виде снега. Капельки воды в природе ходят и движутся по кругу.
Игра
Я буду мама Тучка, а вы капельки. Делайте всё, что я скажу.
Капелькам пора отправляться в путь.
Полетели капельки на землю, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке. Молодцы капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались.
Итак, мы узнали, что вода может быть разной: морем, рекой, и т. д.
И некоторые её свойства мы сейчас с вами проверим. (Педагог приглашает детей пройти к столикам для эксперимента).
Опыт 1 "Вода - это жидкость".
Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
предлагаю попробовать перелить воду из одного стакана в другой.
Опыт 2 "Вода не имеет запаха".
А теперь, я предлагаю тебе понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.
Опыт 3 "Вода прозрачна. ".
Ребята, а как ты считаешь, какого цвета вода? (Ответ ребёнка). Сейчас мы это проверим
Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы ребёнка). Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная
Опыт 4
А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответ).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Опыт 5.
А теперь, я предлагаю тебе, попробовать воду на вкус (ребёнку предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт 6.
Давайте проведём с тобой небольшой опыт. Положи в стаканчик с водой вещество, которое находится у тебя на столе (взрослый демонстрирует). Размешай, а теперь попробуй воду. Какая она стала на вкус? (Ответ). Как ты думаешь, что вы добавили в воду? (Ответ).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт 7.
А сейчас мы с вами проведём эксперимент. Перед вами 2 стакана с водой. Вода в них одинаковая?
Дети: Нет чистая и грязная.
Воспитатель: А вы хотели бы выпить эту воду? Почему? А эту? Почему? Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё марлю и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?
Эксперимент мы проведём,
Воду чистую найдём.
Воспитатель: Что ребята получилось?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: А что стало с нашей марлей?
Дети: Она стала грязной.
Воспитатель: Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода.
Опыт 8.
«Можно ли склеить бумагу водой?»
Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются.
Вывод: Вода обладает склеивающим действием
Опыт 9.
Воздух легче воды - пузырьки
Вода способна удерживать на поверхности предметы.
Вы мне недавно задали вопрос: как растения пьют воду?
Опыт 10 «Как растения пьют воду».
Дети, как вы думаете, как растения пьют воду? (С помощью корней).
Помещаем в сосуд с водой «ствол» вырезанного из промокательной бумаги дерева и наблюдаем, как вода поднимается к «веточкам».
Вывод: так и в природе растения получают воду из почвы, поэтому их необходимо поливать.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о воде? Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? Что показалось самым интересным? (Ответы детей.)
Воспитатель благодарит детей за участие в опытно-экспериментальной деятельности и вручает им значки «Юный исследователь».