Идрисова Гулнора
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «Ветер. Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Образовательные:
-Знакомить детей с особенностями такого природного явления, как ветер, его свойствами и свойствами воздуха, используя опытническую деятельность; подвести детей к принятию и выделению противоречий, решению элементарных поисковых задач.
Развивающие :
-Развивать интерес к экспериментам, любознательность.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе „Ветер, Воздух“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
-Формировать понятие о жизненной необходимости чистого воздуха для всего живого (взаимосвязь живых организмов со средой обитания,
развивать желание любоваться природой, беречь её.
-Закрепить умения детей узнавать предметы из резины, рассказывать о её свойствах.
Интеграция образовательных областей:
Познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая.
Словарная работа:
- Обогащение: загрязненный воздух.
-Активизация: резина, резиновый, прозрачный.
Материалы к занятию:
Картинки-иллюстрации с изображением работы ветра, вертушки, стаканы с водой, соломки для коктейля, полиэтиленовые мешочки, веера (на каждого ребенка).
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за деревьями в ветреную погоду, игра-эксперимент «Узнай все о себе, воздушный шарик», чтение укр. народной сказки «Колосок» и рассматривание иллюстраций, дид. игра «Хорошо - плохо».
Ход НОД:
Воспитатель:
Дети стоят полукругом
-Посмотрите ребята, кто к нам в гости пришел!
Шарик-Смешарик:
- Меня зовут Шарик-Смешарик. А вас как зовут? (дети по очереди называют свои имена)
-Ну-ка садитесь все за столы, я рассмотрю вас как следует (дети садятся). Какие вы все красивые, нарядные. А я красивый? Расскажите, какой я? (нарядный, веселый, круглый, легкий, воздушный, резиновый).
-А почему шарики делают из резины? (резина легко растягивается – его легко можно надуть)
Воспитатель:
- Какие ещё вещи человек сделал из резины? ( дети перечисляют: резиновые перчатки, сапоги, мяч, шины для автомобиля, игрушки различные).(иллюстрации).
-Ну, Шарик, как ты думаешь молодцы у нас ребята? ( Шарик хвалит ребят: Да, молодцы ребята, как вы много знаете).
-Шарик, мы очень рады твоему приходу, приглашаем тебя на наше, занятие, устраивайся поудобнее.
Шарик-Смешарик:
-А я знаю «невидимку», которая помогла мне стать вот таким круглым, легким, воздушным. Вы не догадались, что это? (воздух)
-Где он находится? (вокруг нас). Скажите, а что вы знаете про воздух, какой он? (прозрачный как стекло, невидимый).
Воспитатель:
-Верно, и я знаю, что воздух находится везде, вокруг каждого из нас, на улице, в помещениях. Можем мы без него прожить? (нет). Почему? (воздухом мы дышим). А кому еще нужен воздух? (животным, растениям). Хорошо или плохо, если воздух грязный или по-другому говорят -
ЗАГРЯЗНЕННЫЙ? (плохо, потому что и люди, и животные, и растения будут болеть). (Воспитатель просит детей хором повторить словосочетание «загрязненный воздух»).
Посмотрите две картинки: на одной картинке - мальчик на лесной полянке, на другой - в городе (дым из труб, автомобили).
-Определите, на какой картинке чистый воздух, а на какой загрязненный? (чистый воздух на природе - в лесу, на лугу; там, где нет машин и заводов).
- Верно, ведь мы уже знаем - чистый воздух нужен всему живому - и растениям, и животным, и людям. Но, чтобы воздух был по-настоящему чистым и свежим - нужно, чтобы было как можно больше растений, это они очищают воздух.
- Как вы думаете, что может загрязнять воздух? (машины, труба котельной).
-Что же нужно сделать, чтобы мы могли дышать чистым, свежим воздухом? (сажать деревья, цветы, ремонтировать машины, чтобы они меньше дымили). Весной вы можете с родителями посадить деревца и цветы возле своего дома, или в детском саду.
- А чтобы быть здоровыми - будем чаще гулять на свежем воздухе!
Шарик:
- Воздух прозрачный, как стекло, и поэтому мы его не видим, но и «невидимку»-воздух тоже можно обнаружить. Кожа может помочь почувствовать не только тепло и холод, но и воздух.
Воспитатель:
-Посмотрите на предметы, лежащие на столе, с помощью каких предметов мы можем заставить воздух двигаться? (веер).
Заставьте воздух двигаться, колебаться. Что почувствовали? Да, легкий ветерок.
-Что же заставляет качаться ветки деревьев?
-Верно, это тоже ветер.
-Но что же такое тогда ветер? Давайте поразмышляем вместе.
-Помашите еще раз веерами.
- Значит ветер – это движение воздуха. Какие же вы молодцы! Мы вместе сделали открытие: ветер получается, когда движется воздух (можно предложить посмотреть в окно на качающиеся ветки деревьев).
Воспитатель:
-Я тоже могу вам рассказать кое-что о работе «невидимки»-воздуха. Когда человек обнаружил, что воздух может двигаться, он заставил его работать
по- разному.
-Хотите знать как? Тогда давайте заставим воздух поработать : возьмите вертушки и сделайте ветер, подуйте, направив сильную струю воздуха на вертушку.
-Что происходит? (вертушка вертится) Значит, с помощью ветра мы заставили вертушку работать.
- Нет ветра - и наша вертушка не движется. Подуйте сильно-сильно, а теперь
тише - не сильно. Когда вертушка вращается быстрее, сильнее? (когда дуем
сильно).
Значит, чем сильнее ветер, тем быстрее вращается вертушка. И с помощью
этой вертушки мы сможем с вами определять силу ветра.
- Подумайте, какие корабли движутся по морю с помощью ветра? Да, это
Парусники (картинка). Ветер работает, надувает паруса и наш парусник быстро бежит по волнам.
-Вы помните сказку «Колосок»? Где Петушок молол муку? (на ветряной мельнице). Крылья ветряной мельницы крутит ветер. (картинка)
- Растения тоже используют работу ветра. Посмотрите на этот одуванчик (картинка). Как вы думаете, кто разносит их легкие парашютики с семенами? (ветер).
Шарик:
- Ребята, так что же помогло мне стать таким круглым и большим? (воздух).
Воспитатель:
- Да, верно, можно направить струю воздуха в шарик, воздух заполнит шарик, ему там будет тесно и тогда он растянет резиновый шарик и тот надуется.
-Давайте попробуем обнаружить «невидимку»-воздух. Возьмите пакеты и надуйте их - направьте в пакет струю воздуха. Но постарайтесь сразу поймать «невидимку», зажмите пакет внизу.
-Поймали «невидимку»? Молодцы. Поднимите пакеты. Что внутри пакета? (воздух). Тяжелый пакет? (Нет, легкий). Так расскажите все, что вы знаете про воздух? (легкий, прозрачный, невидимый, чистый и т. п.). А теперь выпустите его на волю. (Разжимают, разглаживают и убирают пакеты).
Физкультминутка «Ветер-ветерок»
Жарко, душно детям нашим – тянутся.
А мы ручками помашем - машут на себя руками.
Вот он - легкий ветерок, он нам здорово помог - машут на себя руками.
Дует ветер, задувает, и деревья он качает - руки вверху, наклоны туловища в стороны.
Ветер тише, ветер стих - опустились ветки вниз – руки медленно опускаются, туловище наклоняется вперед. Затем выпрямляются и потягиваются.
Шарик-Смешарик:
-Вот интересно находится ли воздух в воде?
Воспитатель:
-Посмотрите на картинку, что вы видите? (плавают рыбки, пузырьки поднимаются вверх).
-Эти пузырьки наполнены воздухом. Ведь рыбы тоже дышат воздухом. Только тем, который находится в воде.
-Попробуем и мы сделать выдох в воду.
-Возьмем соломинки, сильно вдохнем, а выпустим струю воздуха через соломинку в воду.
-Что произошло? (поднимаются из воды пузырьки). Что находится в пузырьках? (воздух).
Вот какое открытие мы с вами сделали - воздух может находиться даже в воде.
Как необходим нам воздух! Как полезен ветер!
Воспитатель :
Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Ветер - хорошо и плохо».
-Я буду показывать картинки, вы рассмотрите каждую, и скажете - что хорошего в работе ветра, и что плохого.
-Парусник (хорошо - парусник может плыть только когда дует ветер;
плохо – если ветер слишком сильный, парусник может утонуть)
- Одуванчик (хорошо – ветер разносит семена одуванчика, плохо – от одуванчика остается только стебелек).
-Открытое окно (хорошо – в комнате свежий воздух, легко дышать, плохо – можно простудиться).
-Ветряная мельница (хорошо – если дует ветер, мельница работает, плохо – когда нет ветра – мельница не работает).
Шарик-смешарик:
- Ребята, какие же вы молодцы! Как много всего вы знаете про воздух и ветер! За это я дарю вам волшебные воздушные шарики, возьмите их с собой на прогулку, можно будет посмотреть как ветер их унесет далеко-далеко в небо.
До свидания ребята, до скорой встречи!
Рефлексия:
-О каком природном явлении мы сегодня говорили (ветер)
-Каким бывает движение ветра (слабое, сильное)
-Назовите свойства воздуха (легкий, прозрачный, невидимый, чистый, загрязненный)
-Из какого материала сделан шарик (резина)
-Почему шары делают из резины (резина растягивается и его легко надуть)
-Что вам понравилось на занятии (ответы детей)