Таисья Сагалакова
НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Домики для осенних листочков» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Домики для осенних листочков»
Программное содержание:
• вызвать положительный эмоциональный отклик от совместной деятельности, воспитывать интерес к совместным играм, желание активно участвовать в них;
• развивать внимание, восприятие, любознательность, наблюдательность, мышление, умение ориентироваться в пространстве, общую и мелкую моторику;
• упражнять в образовании прилагательных от существительных, обогащать словарный запас детей;
• закреплять представления о деревьях, форме их листьев;
Публикация «НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Домики для осенних листочков“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
• в ходе экспериментальной деятельности исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость полёта падающего листа от его величины и формы; опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Материалы и оборудование:
• лупы, простые карандаши
• белые салфетки, деревянные кубики
• листья зеленого цвета
• листья крупные и мелкие, разной формы
• вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев
• силуэты деревьев на больших листах (береза, клен, тополь, рябина)
Взаимосвязь с другими видами деятельности.
До НОД:
• рассматривание деревьев и листьев; экскурсия к близлежащему парку, по участку, сравнение по форме, цвету, размеру;
• наблюдение за опадающими листьями;
• дид. игры «К дереву беги», «С чьей ветки детки».
После НОД:
• сбор листьев разной формы и окраски, составление букетов, гербария;
• составление коллективной композиции «Осень в лесу».
Процесс вовлечения:
Слышится шум ветра (видеозапись)
-Какой ветер поднялся! Как вам слышится: он сильный или слабый?
- Кто расскажет стих про сильный ветер:
«Ветер, ветер,
Ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч!»
- Давайте, вспомним стишок про веселый ветерок!
Организационная игра с движениями:
Чил сырайга убурче,
Агастарны чайхапча,
Чил агыриин тусче, тусче,
Агастарны кодiрче.
(В это время прилетают множество кленовых листьев, а среди них 1 листочек (поднятый воспитателем), который шепчет в ушко: «Потерялись мы. детки, улетели с ветки. Вы, ребята, помогите, нас в наши домики верните».
1. Процесс целеполагания:
- Ну что, ребята, поможем? Что мы должны сделать? (надо найти дерево, с которого улетели наши листочки).
2. Процесс планирования:
- А, как мы узнаем, с какого дерева листок? (надо изучить их, исследовать,сравнить листочки и деревья разными способами).
3. Процесс осуществления деятельности
- Сначала мы сравним эти листочки с, собранными в нашем парке и сравним их. Возьмите по одному понравившемуся листочку, лупу- будем их исследовать:
Во время рассматривания листиков через лупу, детям по желанию отвечают на некоторые вопросы.
- Кто скажет, как называется эта часть листочка,которая соединяет лист с веткой. (Да, конечно же, черешок. Правильно, он соединяет листик с веткой.)
- Теперь рассмотрим верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Они вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
- Как же называется край листа (Да «кромка».)
Верхушка листа бывает острой или округлой.
- - Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
- Так чем похожи все листочки? (у них есть жилки, черешок, кромка)
- Чем листочки отличаются? (у них разная форма, цвет, размер)
Воспитатель:
- Летом листья на деревьях какого цвета? (зеленого)
- Ребята, что происходит с листьями осенью? (они желтеют, меняют цвет)
- А почему одни листочки зеленые, а другие другого цвета? Тогда предлагаю вам провести опыт.
Опыт «Почему лист зеленый?»
- Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам белой салфетки. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь салфетку. Что вы обнаружили в ходе опыта? На салфетке появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет цвет : он становится желтым или … какого цвета листья видели мы во время экскурсии в парк (Оранжевые, красные, коричневые.).
- Слышите, как шуршат листочки? (звукозапись) Они нас приглашают поиграть с ними. Возьмите по одному листочку в каждую руку, как листочки полетаем
Проводится динамическая пауза «Мы листики осенние»
-Мы листики осенние,
Сидели мы на ветках,
Дунул ветер - полетели,
Все летели и летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
В свои домики прилетели
Воспитатель:
А теперь наши листочки нашли свои домики, каждый нашел свое дерево.
В это время заносятся макеты деревьев по одному листочку на ветке.
- Куда же полетели наши листочки растеряшки? Конечно же. Они тоже нашли свой домик, свое дерево, а он называется «клён», а листья «кленовые».
Речевая игра «Назови одним словом».
Воспитатель берет 1 листок :
- Это листок с тополя. Как назвать одним словом, какой это листок? (тополиный). Это листок…
4. Процесс рефлексии, переход к другому виду деятельности:
- Ребята, что мы с вами хотели сделать? (найти деревьям листья).
- Мы смогли помочь листикам, которые потерялись? Как их называют?
Тема: «Домики для осенних листочков»
Программное содержание:
• вызвать положительный эмоциональный отклик от совместной деятельности, воспитывать интерес к совместным играм, желание активно участвовать в них;
• развивать внимание, восприятие, любознательность, наблюдательность, мышление, умение ориентироваться в пространстве, общую и мелкую моторику;
• упражнять в образовании прилагательных от существительных, обогащать словарный запас детей;
• закреплять представления о деревьях, форме их листьев;
• в ходе экспериментальной деятельности исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость полёта падающего листа от его величины и формы; опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Материалы и оборудование:
• лупы, простые карандаши
• белые салфетки, деревянные кубики
• листья зеленого цвета
• листья крупные и мелкие, разной формы
• вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев
• силуэты деревьев на больших листах (береза, клен, тополь, рябина)
Взаимосвязь с другими видами деятельности.
До НОД:
• рассматривание деревьев и листьев; экскурсия к близлежащему парку, по участку, сравнение по форме, цвету, размеру;
• наблюдение за опадающими листьями;
• дид. игры «К дереву беги», «С чьей ветки детки».
После НОД:
• сбор листьев разной формы и окраски, составление букетов, гербария;
• составление коллективной композиции «Осень в лесу».
Процесс вовлечения:
Слышится шум ветра (видеозапись)
-Какой ветер поднялся! Как вам слышится: он сильный или слабый?
- Кто расскажет стих про сильный ветер:
«Ветер, ветер,
Ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч!»
- Давайте, вспомним стишок про веселый ветерок!
Организационная игра с движениями:
Чил сырайга убурче,
Агастарны чайхапча,
Чил агыриин тусче, тусче,
Агастарны кодiрче.
(В это время прилетают множество кленовых листьев, а среди них 1 листочек (поднятый воспитателем), который шепчет в ушко: «Потерялись мы. детки, улетели с ветки. Вы, ребята, помогите, нас в наши домики верните».
1. Процесс целеполагания:
- Ну что, ребята, поможем? Что мы должны сделать? (надо найти дерево, с которого улетели наши листочки).
2. Процесс планирования:
- А, как мы узнаем, с какого дерева листок? (надо изучить их, исследовать,сравнить листочки и деревья разными способами).
3. Процесс осуществления деятельности
- Сначала мы сравним эти листочки с, собранными в нашем парке и сравним их. Возьмите по одному понравившемуся листочку, лупу- будем их исследовать:
Во время рассматривания листиков через лупу, детям по желанию отвечают на некоторые вопросы.
- Кто скажет, как называется эта часть листочка,которая соединяет лист с веткой. (Да, конечно же, черешок. Правильно, он соединяет листик с веткой.)
- Теперь рассмотрим верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Они вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
- Как же называется край листа (Да «кромка».)
Верхушка листа бывает острой или округлой.
- - Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
- Так чем похожи все листочки? (у них есть жилки, черешок, кромка)
- Чем листочки отличаются? (у них разная форма, цвет, размер)
Воспитатель:
- Летом листья на деревьях какого цвета? (зеленого)
- Ребята, что происходит с листьями осенью? (они желтеют, меняют цвет)
- А почему одни листочки зеленые, а другие другого цвета? Тогда предлагаю вам провести опыт.
Опыт «Почему лист зеленый?»
- Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам белой салфетки. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь салфетку. Что вы обнаружили в ходе опыта? На салфетке появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет цвет : он становится желтым или … какого цвета листья видели мы во время экскурсии в парк (Оранжевые, красные, коричневые.).
- Слышите, как шуршат листочки? (звукозапись) Они нас приглашают поиграть с ними. Возьмите по одному листочку в каждую руку, как листочки полетаем
Проводится динамическая пауза «Мы листики осенние»
-Мы листики осенние,
Сидели мы на ветках,
Дунул ветер - полетели,
Все летели и летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
В свои домики прилетели
Воспитатель:
А теперь наши листочки нашли свои домики, каждый нашел свое дерево.
В это время заносятся макеты деревьев по одному листочку на ветке.
- Куда же полетели наши листочки растеряшки? Конечно же. Они тоже нашли свой домик, свое дерево, а он называется «клён», а листья «кленовые».
Речевая игра «Назови одним словом».
Воспитатель берет 1 листок :
- Это листок с тополя. Как назвать одним словом, какой это листок? (тополиный). Это листок…
4. Процесс рефлексии, переход к другому виду деятельности:
- Ребята, что мы с вами хотели сделать? (найти деревьям листья).
- Мы смогли помочь листикам, которые потерялись? Как их называют