Наталья Гертнер
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «В волшебной лаборатории воздуха»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад»
«В волшебной лаборатории воздуха»
Воспитатель: Гертнер Н. К.
2017 г.
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада.
Тема: «В волшебной лаборатории воздуха»
Цель:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе „В волшебной лаборатории воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности. Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Обучающие:
– познакомить с понятием «воздух», его свойствами.
– способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Развивающие :
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности; способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности; фктивизировать речь и обогатить словарь детей.
Воспитательные:
- формировать бережное отношение к окружающей среде.
- воспитывать навыки взаимопомощи и сотрудничества.
Использование технологий: ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающая технология (физкультминутка).Безопасность.
Оборудование:
Воздушный шарик, халаты на каждого ребёнка; полиэтиленовые пакеты для каждого ребёнка, миски с водой на каждого ребёнка и одноразовые стаканчики, стаканчики с водой по 1 на каждого, трубочки для коктейля для каждого ребёнка; веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты; по 1карточке 2 цветов-зелёная и красная.
Организационный момент.
(Дети заходят в зал, здороваются с гостями, в записи звучит шум ветра).
Воспитатель: Ой, ребята,что это к нам прилетело?
Дети: Шарик.
Воспитатель: Куда попал шарик?
Дети: В детский сад.
Воспитатель: А что такое детский сад?
Дети: Детский сад, это место, куда дети приходят играть, веселиться и узнавать много нового.
Воспитатель: Вот сегодня мы с вами и узнаем, что нас окружает и также что находится у шарика внутри.
Воспитатель: Ребята, а для того, чтобы узнать, что находится внутри шарика, нам нужно стать исследователями и попасть в лабораторию. Станем исследователями?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда переодеваемся в халаты. (Дети одевают халаты)
И давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории.
картинки «Поведения в лаборатории».
(схематические рисунки-подсказки)
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Сначала подумай, потом сделай.
4. Убери за собой рабочее место.
Воспитатель: Молодцы! А теперь пройдёмте в нашу лабораторию, где мы будем проводить наши исследования.
Опыт №1.
Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.
- Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок). Правильно, ветерок-это воздух, который движется.
-Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат веера, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха).Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали (теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Делаем вывод: Ветер-это движение воздуха,воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Опыт №2.
-Дети, что в стакане? (ничего). Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.
- Что же не пускает воду в стакан? (воздух). Опыт предлагается повторить детям.
-А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).
- Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.
Делаем вывод: Воздух легче воды
Опыт №3
А чтобы увидеть воздух его надо поймать, возьмите пакетик. Что в нём?
Дети: Ничего
А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух? На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух, каким стал пакет? Почему? Чтобы увидеть воздух, что надо сделать?
Дети: Его надо поместить в «оболочку»
Делаем вывод: Чтобы обнаружить воздух, нужно поймать его в оболочку.
Опыт№4
А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)
-Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды). А откуда берётся воздух? Из нас.
Делаем вывод: Воздух находится внутри нас.
Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!
Опыт №5
Воспитатель:Ребята, а если мы с вами, закроем рот и нос, и не будем дышать, как вы думаете, мы выживем?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Делаем вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух (растениям,животным)
Опыт №6
Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух, какого он цвета? (бесцветный)
-Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).
-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).
Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах.
Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух, если оставить этот предмет, лежащий в помещении.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, апельсин, лук, ветки ели и т. п.).
Воспитатель: А теперь давайте сделаем вывод, мы сказали прежде, что чистый воздух не имеет запаха, а когда воздух будет иметь запах.
Делаем вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.
Дети отгадывают запахи.
Опыт №7 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху. Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук)Почему возник звук (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Делаем вывод: : звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Рефлексия
Воспитатель: Давайте ещё раз закрепим, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю взять 2 карточки- одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!
-Воздух окружает нас со всех сторон.
-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
-Воздух тяжелее воды.
- Воздух издаёт звуки.
-Человек не может жить без воздуха.
-Ветер это движение воздуха
.-Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.
-Чистый воздух имеет запах.
- Воздух бывает холодным, тёплым и горячим.
-Молодцы, хорошо поработали (при неправильном ответе, дети исправляют)
Воспитатель: Ребята вы так много узнали о воздухе. Вам понравились быть исследователями?
Дети: (Да)
Воспитатель: Теперь вы знаете, что находится внутри шарика?
Дети: Да, воздух.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.
За ваши открытия я хочу вам подарить, на память, эти воздушные шарики!
(раздача шариков)