Елена
Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительного к школе возраста «Что мы знаем о воде?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительного к школе возраста «Что мы знаем о воде?»
Составила:
воспитатель МБДОУ №70 «Дюймовочка»
Осколкова Елена Станиславовна
2016 г
Тема: «Волшебница вода»
Задачи:
Образовательные:
• Углублять и уточнять представления детей о свойствах и состояниях воды в экспериментальной деятельности, её важности для всех обитателей планеты.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительного к школе возраста „Что мы знаем о воде?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Обогащать активный и пассивный словарный запас детей. Подбирать прилагательные и глаголы к слову вода, использовать сравнительные обороты речи.
Развивающие:
• Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, любознательность, логическое мышление, конструктивные и творческие способности.
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных действий в процессе экспериментирования.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
• Воспитывать желание сотрудничать друг с другом, договариваться в ходе совместной деятельности.
• Воспитывать бережное отношение к воде, самостоятельность, активность и инициативность.
Материалы и оборудование: глобус, мяч, карточки-капельки с загадками, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски, кисточки. Раздаточный материал на каждого ребё нка: одноразовые, прозрачные стаканчики с водой и молоком, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, палочки или чайные ложки, обычный и сахарный песок, кусочки льда.
Ход работы.
- Ребята, когда я пришла в детский сад, то обнаружила коробочку. Как вы думаете, кто мог её оставить? (ответы детей).
- Посмотрите, на ней написан адрес нашего детского сада. Интересно, от кого она и что в ней находится? Как вы думаете? (ответы детей).
- Давайте посмотрим, что в ней! Что это?
Открыв коробку, дети обнаруживают конверт, с вложенным в него чистым листом (на листе заранее написать свечой текст, а также акварельные краски и кисточки.
- Почему вложили пустой лист в конверт? (дети рассматривают лист и высказывают своё мнение. Также в коробке лежат краски и кисточка).
После различных ответов, дети приходят к выводу, что на лист нужно нанести краску. В процессе рисования, ребятишки обнаруживают, что на листе проявляется текст (акварельные краски не прокрашивают следы от свечи и скатываются, закрашивая поверхность листа рядом). Дети приходят к выводу, что необходимо покрыть краской весь лист, чтобы прочитать текст (на листе загадка написана).
Загадка:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без. (Вода)
- Я вам буду загадывать загадки, а вы показывать отгадки (картинки – отгадки выкладываются детьми на мольберт).
Не идёт, не скачет,
А плывёт и плачет.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (дождь)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет. (сосулька)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (туман)
Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала. (снежинка)
Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)
Не колючий, светло-синий, По кустам развешан (иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт,
На всех садится, Никого не боится. (снег)
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лед)
По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше,
От дырявой… (тучи)
- Как одним словом можно назвать все наши отгадки? (вода).
- Посмотрите, в коробке ещё кроссворд с вопросами! Давайте разгадаем его!
Игра «Разгадай кроссворд»
1 2 3 4
1. В первой клеточке находится буква, которая спряталась в слове «ковшик» и стоит в нём на третьем месте.
2. Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась слове «колобок» на втором месте.
3. В третье клеточке живёт буква, с которой начинается слово «дом».
4. И в четвёртой клеточке буква, которая стоит в конце слова «зима».
Дети читают слово «вода».
-Ребята, так от кого же нам пришло письмо? (от воды)
- Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Летом мы видим воду в виде чего? (дождь, град, роса, туман). А зимой она превращается во что? (в снег, иней, лед, ледяные узоры).
Опыт №1 «Лёд – твёрдая вода»
Возьмите по кубику льда. Что с ним происходит? (ответы детей)
Вывод: лёд – это тоже вода.
Опыт №2 «Пар – это тоже вода»
В термос налить кипяток. Открыв его, дети видят пар. Поместить над паром стекло. Что вы видите? На нём выступили капельки воды.
Вывод: пар – это тоже вода.
Опыт №3 «Вода жидкая, может течь»
Налейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку (она жидкая).
А поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Вывод: вода – это жидкость.
- В каких состояниях может быть вода? (жидкой, твердой и газообразной).
- А какой ещё может быть вода? (грязной, чистой, тёплой, холодной, прозрачной, мутной, бурлящей, журчащей и т. д.).
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Вот как все мы освежились (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
-Посмотрите, здесь еще какая-то записка!
Здравствуйте ребята!
Вы уже узнали о том, в каких состояниях я могу быть. А хотите побыть настоящими исследователями и узнать о некоторых моих свойствах? Тогда я приглашаю вас к себе в гости, в лабораторию воды. До встречи!
Волшебница вода.
- А на чём мы будем добираться? После разнообразных предложений, дети выбирают, на чём отправиться (на ковре самолёте, корабле, машине, автобусе и т. д.). Затем выбирают необходимые предметы для сооружения транспорта. Когда все собрались, отправляемся в путь.
- Вот мы с вами и добрались до лаборатории воды, приступим к нашим исследованиям и в результате наших исследований сделаем выводы. (Дети подходят к столам с заранее приготовленным для опытов оборудованием).
Опыт№ 4. «Вода бесцветная, прозрачная»
- Возьмите два стаканчика, один с водой, а другой с молоком.
- Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей). Положите в оба стаканчика палочки или ложечки. В стакане с молоком или водой они видны? Почему?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Опыт № 5 «Вода не имеет вкуса и запаха».
- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет. (Не пахнет).
- А теперь попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).
- А сейчас добавьте лимонный сок и попробуйте. Появился вкус? (Да).
Вывод: у воды нет ни запаха, ни вкуса.
Опыт №6 «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются»
- Ребята, насыпьте в один стакан с водой ложку обычного песка и попробуйте размешать его. А в другой стакан ложечку сахарного песка и размешайте. Что произошло?
Вывод: вода – растворитель некоторых веществ.
- Ребята, нам пора возвращаться домой. А на чём мы отправимся? (ответы детей).
- Посмотрите сколько здесь вырезанных геометрических фигур! Давайте каждый смоделирует себе свой необычный транспорт, на котором отправится обратно.
Конструирование «Транспорт» из геометрических фигур
- Ребята, вы многое узнали о воде и её свойствах, послушайте стихотворение, которое написала
Светлана. Олегова "Берегите воду"
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
4ыйребенок: Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
- Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, какой бывает вода на нашей планете (фотоиллюстрации подобрать такие, чтобы дети смогли сформулировать ответы)
• Бывает вода в морях и океанах, это вода, соленая. Вода в море - как назвать по-другому? Морская. Вода в океане - океаническая и т. п.
• Бывает вода в реках, озерах, родниках, болотах (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода в отличие от соленой морской? Пресная.
• Бывает вода спокойная (в равнинных реках) и бурная (горных речках, в морях и океанах во время шторма, бури).
Итог (рефлексия) : Где мы сегодня побывали? Что нового узнали? Что научились делать? Что дает нам вода? В каком состоянии полезна вода? Почему? Какой должна быть вода, чтобы её употреблял человек? В каких состояниях бывает вода? Почему нужно беречь воду? Что может случиться, если вода исчезнет с лица Земли? (ответы детей)