Вера Алексеевна Цыпленкова
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Воздушный океан»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: уточнить и расширить знания о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения. Формировать интерес к экспериментальной работе и моделированию; познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе „Воздушный океан“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: игра «Мыльные пузыри», загадки о ветре и воздухе. Слушание фрагмента сказки А. С. Пушкина «О Царе Салтане» (ветер, ветер, ты могуч). Изготовление вертушек, игры с ними.
Материал к занятию: модель глобуса, мяч, шары-надутый и сдутый, камешек, стаканчики прозрачные и трубочки в количестве 20 штук (на каждого ребенка, весы, ароматизированные салфетки; картинки сюжетные с изображением различных ситуаций с ветром; вертушки, мыльные пузыри.
Словарная работа: воздух-невидимка, планета, ураган, буря, глобус.
Ход занятия:
Ритуал перед занятием:
Нас солнца луч манит и дразнит
И всем нам весело с утра.
Сегодня шумный, звонкий праздник
И главный гость на нем – игра
Она нам друг – большой и умный
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор веселый, шумный
Поможет новое узнать.
2. Дети садятся за столы, воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть: леса, и горы, и моря, -
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь, то из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Воспитатель: Вот, какой наша планета выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная в несколько раз. Кто знает, как называется эта модель? (глобус) Скажите, какие цвета на глобусе, вы видите?
Дети: голубой, коричневый, зеленый, желтый.
Воспитатель: Кто знает, что обозначает каждый цвет?
Дети: голубой-вода, зеленый –растительность, желтый-пустыня, коричневый-почва.
Воспитатель: Весь наш земной шар окружен оболочкой из воздуха.
-Как вы думаете, зачем на Земле нужен воздух? (чтобы жить, дышать)
-А зачем нужна вода? (чтобы жить, купаться, умываться)
-А что вы думаете о Солнце? Какое оно? (яркое, горячее)
-Зачем оно нужно людям? (чтобы греть, светить)
Сейчас я вам прочитаю сказку «Спор», а вы будете слушать и в конце скажете мне, кто в этом споре прав?
Сказка «Спор»
Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на земле нельзя. А воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор решили спросить у кого-нибудь. Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» растения им ответили: «Без воды не проживешь. Нам вода нужна для роста и питания». Обрадовалась вода: «Я самая важная!». «Но и без воздуха не проживешь!-добавили растения. -Он нужен нам для того, чтобы дышать». Обрадовался воздух : «Я самый важный». Переглянулись Вода т Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось». А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда растения, животные и люди. Погибнет все живое. И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле.
Воспитатель: Как вы думаете, кто в этом споре прав?
Дети: Правы все, потому что для жизни необходимы и воздух, и вода, и солнце.
Воспитатель: А кто вспомнит пословицу про эти замечательные явления?
Дети: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».
Воспитатель: А вот теперь я вам загадаю загадку об одном из этих явлений, а вы должны угадать о каком явлении. «Такой большой, что занимает весь мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет» (воздух). Как раз сегодня мы и будем подробно говорить о воздухе.
Воздух окружает нашу Землю, он есть везде. Воздухом дышат люди, животные, растения. Без воздуха невозможна жизнь на нашей планете. А для того, чтобы узнать можно ли его увидеть, услышать или пощупать, мы проделаем ряд опытов.
Физкультминутка
Дети встают в круг и играют с мячом в игру «Воздух, земля, вода». Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» - «вода», на слово «волк» - «земля».
Экспериментирование.
1. Можно ли увидеть воздух?
Воспитатель берет камешек и опускает его в воду. Дети видят, что вокруг него появляются пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха.
2. Можно ли учуять воздух, имеет ли он запах?
Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Но он помогает распространяться другим запахам (ароматические салфетки). А каким запахам воздух помогает распространяться в кухне (запах жареных котлет, вареной курицы и т. п.).
3. Воздух имеет вес?
Положим на чашки весов надутый и не надутый шарик. Чашка с надутым шариком перевесит.
4. воздух необходим, чтобы дышать. Значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух (дети берут стакан с водой, ставят соломинку, выдыхают воздух, -в стакане появляются пузырьки воздуха).
5. И наконец, самый интересный опыт. Можно ли услышать воздух?
Чтобы услышать воздух, мы медленно будем выпускать его из надутого шарика. Если подставить руку под струю выходящего воздуха можно его почувствовать.
Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер.
Невидимка озорной:
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда – то он спешит.
О чем я прочитала стихи? (о ветре)
Кто же догадался, что такое ветер? (движение воздуха). А что умеет делать ветер? (шуметь, гудеть, качать деревья, завывать, поднимать бурю) А как человек научился делать ветер? (изобрел пылесос, веер, надувной круг, ветряную мельницу)
Как ветер помогает растениям? (разносит семена, помогает сбрасывать листву)
Вот видите, мы с вами выяснили, что ветер может, как помогать человеку в жизни, так и вредить ему. Я вам сейчас буду показывать карточки с различными изображениями ветра, а вы мне скажите, вредит он или помогает людям в этих ситуациях (ломаются деревья во время бури; во время пожара происходит все больший охват леса огнем; парусник плывет с надутыми парусами; разрушенный дом после урагана; цунами; ветряная мельница). А как можно увидеть, куда дует ветер? (по верхушкам деревьев, по флюгеру, по простой вертушке)
Игра с вертушками.
Воспитатель: Кто мне скажет, как загрязняется воздух в атмосфере? Кто его загрязняет или что? (заводские трубы, машины, печи, свалки в черте города) А как избежать этого, как помочь природе и человечеству? (ставить очистные сооружения, заменять бензин на газ. баллоны, а в будущем – солнечные батареи, отводить место для свалок, подальше от города).
Итог: Итак, о чем мы сегодня с вами говорили? (о воздухе)
Можно жить без воздуха? (нет)
Будем беречь природу и атмосферу в частности? (да)
И пусть всегда в небе светит ласковое солнце, плывут легкие красивые облака, похожие вот на эти замечательные мыльные пузыри. (фейерверк из мыльных пузырей)